Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:58, дипломная работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
Глава 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 8
1. Понятие и экономическое содержание себестоимости 8
2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
4. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
Глава 2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 25
1. Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2. Факторный анализ себестоимости продукции 32
3. Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
Глава 3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 54
1. Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
2. Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3. Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Пр
продукции показал следующее, в целом за 2002 г. рыбокомбинат уменьшил
себестоимость консервной продукции на один миллион рублей по сравнению с
2001 г. или на 5,94%. Сокращение себестоимости произошло в результате
снижения себестоимости единицы продукции в 2002 году. Рыбокомбинат в 2002
году сумел снизить себестоимость не только за счет внешнего (независимого)
фактора цен на ресурсы, но и за счет более экономной, налаженной работы на
предприятии, то есть внутренних факторов. В частности за счет снижения
отходов, повышения производительности труда.
На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующйе
факторы:
. использование более дешевого сырья и материалов в производстве;
. рост заработной платы и отчислений соответственно (средняя заработная
в 2002 году 4020 руб., изменение за три года составило 2580 руб.);
. переоценка амортизационных фондов в связи с приобретением
оборудования;
. увеличение доли кредитов и процентных ставок;
. подорожание стоимости энерго и тепло тарифов;
. повышение расходов связанных с реализацией продукции.
При анализе себестоимости на 1 тубу консервной продукции был проведен
анализ по статьям затрат. Он позволил более детально изучить процесс
формирования себестоимости единицы по каждому виду консервной продукции, а
также представить систему ценообразования на предприятии. (см табл. 2)
Из проведенного анализа по статьям затрат вытекает, что самую большую
часть в затратах по консервной продукции занимает рыбное сырье около 40%,
затем затраты на жестяную банку около 25-38%. и сумма накладных расходов 15-
20%. Получается, что расходы по этим трем статьям лежат в основе
формирования себестоимости единицы продукции. В целях экономии издержек и
снижении себестоимости консервной продукции было бы уместно закупать
консервную банку и складировать. Увеличение запасов жестяной банки связано
с тем, что ее отпускная цена до недавнего времени росла в среднем на 20
копеек в год, однако, в текущем месяце цена поднялась на 1 руб. Это грозит
резким увеличением себестоимости консервной продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции позволил установить
следующее сумма затрат на рубль товарной продукции выросла за год на 12,19
копеек в 2002 г. Это рост с позиции себестоимости является существенным и
произошел он за счет снижения отпускных цен на консервную продукцию на 20%.
Изменение отпускной цены привело к снижению выручки рыбокомбината в
общей сумме -7 115 123,80 рублей. Известно, что с каждым годом цены на
рынке постоянно растут и это обусловлено многими причинами. Но почему
отпускные цены на консервную продукцию снизились за год? Это связано с тем,
что руководство испытывало трудности с реализацией консервной продукции и
намерено снизила отпускные цены.
В настоящее время предприятие испытывает ряд проблем и первая из них -
неполное использование производственных мощностей, что отрицательно
сказывается на рентабельности. Производственные мощности рыбокомбината по
консервному цеху среднем загружены в настоящее время менее чем на 30%, а
по отдельным видам продукции и того меньше.
Для осуществления запланированного выпуска консервной продукции на
2003 год предприятие планирует приобрести кредит по 20% годовых, что
повысит себестоимость консервной продукции на 1 руб за банку. За счет
реализации продукции в первом полугодие планируется погасить сумму кредита.
Следует отметить, что прибыль, заложенная рыбокомбинатом в отпускной
цене на каждую консервную банку, составляет всего 10%. С этой «прибыли»
необходимо произвести вычеты. Рентабельность консервной продукции в
конечном итоге составит примерно 5%.
В работе также был проведен факторный анализ себестоимости консервной
продукции в перспективе. Рыбокомбинат за счет запланированного увеличения
объема выпуска продукции в 2003 г. увеличит затраты на производство и тем
самым производственную себестоимость продукции. Ожидается увеличение
себестоимости единицы продукции, которое произойдет под влиянием роста цен
на жестяную банку и на рыбное сырье. Анализ показал, что под влиянием
четырех основных факторов (объем продукции, структура продукции,
ресурсоемкость и цен на ресурсы) предприятие увеличит производственную
себестоимость в первом полугодии 2003 года в размере: 42 066 635,44 рублей.
Задача приобретения дешевого сырья является ключевой проблемой
предприятия. Она решается двумя способами.
Первое, приобретение собственного рыбодобывающего флота, что являться
дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций. Рыбокомбинат имеет
инвестиционный проект по приобретению флота, а также другие программы
развития. Несмотря на наличие таких планов все это остается на бумаге.
Одной из причин этого является отсутствие инвестиций в рыбную отрасль и
поддержка государства. Предприятию для реализации программы приходится
рассчитывать только на собственные силы. При этом следует заметить, что
если даже добиться 100% загрузки мощностей комбината, то трудности со
сбытом готовой продукции не позволят получить достаточного объема свободных
средств, для вложения их в обновление оборудования.
Второй способ приобретения дешевого сырья заключается в поиске
поставщиков-добытчиков, минуя цепь посредников. Следует заметить, что, если
в Японии только 15% рыбы продается посредниками (остальная
непосредственно производителями), то в России от 30 до 70% рыбы
реализуется через посредников, что существенно сказывается на себестоимости
продукции.
В 2002 году рыбокомбинат использовал более дешевое сырье, чем в 2001
году (особенно по сельди), что привело к снижению себестоимости единицы
продукции и тем самым сокращению производственных затрат. Но в настоящее
время цены на рыбную продукцию постоянно растут из-за износа основных
средств рыбодобывающих предприятий, больших затрат на обеспечение
оборудования ловли и его обслуживание, снижения общего вылова рыбы, которое
связано с ограниченностью квот и падением рыбных запасов морей, инфляции,
удорожания электроэнергии, стоимости нефти. Все эти и другие факторы
отрицательно влияют на себестоимость рыбной продукции и бьют по карману,
доступности и достатку обеспечения рыбой населения.
В этой связи, отсутствие собственных добывающих судов и,
следовательно, дешевого сырья, делает положение Владивостокского комбината
невыгодным на рынке. Предприятие теряет конкурентоспособность От решения
данного вопроса зависит его благополучное состояние в будущем.
Доклад закончен, благодарю за внимание.
- 3 -