Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:58, дипломная работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
Глава 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 8
1. Понятие и экономическое содержание себестоимости 8
2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
4. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
Глава 2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 25
1. Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2. Факторный анализ себестоимости продукции 32
3. Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
Глава 3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 54
1. Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
2. Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3. Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Пр
|ценах на ресурсы | | | | | |
|Себестоимость |54 297 |ВП1 |Дi1 |Ремк1 |Цi1 |
|фактическая |474,00 | | | | |
Используя таблицу 7.7, определим как два фактора, входящих в
себестоимость единицы продукции, повлияли на полную себестоимость:
. ресурсоемкость (внутренний фактор):
14 544 814,72 - 46 556 496,00 = - 32 011 681,28 (руб.)
Данный фактор будет способствовать снижению себестоимости продукции за
счет загрузки мощностей, эффективного использования отходов в производстве,
повышения производительности труда и т.д.
. цена на ресурсы (внешний фактор):
54 297 474,00 - 14 544 814,72 = 39 752 659,28 (руб.)
Это серьезный фактор, который повлиял на увеличение производственной
себестоимости из-за удорожания стоимости ресурсов использующихся в
производстве.
ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» за счет запланированного
увеличения объема выпуска в 2003 г. увеличит затраты на производство и тем
самым производственную себестоимость продукции. Себестоимость единицы
продукции должна также увеличится, что повлечет за собой дополнительные
затраты вовлеченные в производство. Увеличение себестоимости продукции
произойдет под влиянием внешнего фактора цен на ресурсы, а именно из-за
повышения цен на жестяную банку №6 и на рыбное сырье. Анализ проводился
только по трем видам консервной продукции из семи, и он показал, что под
влиянием четырех основных факторов (объем продукции, структура продукции,
ресурсоемкость и цен на ресурсы) предприятия понесет увеличение
производственной себестоимости в первом полугодии 2003 года в размере: 42
066 635,44 рублей.
Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной
деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов
формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость
предприятия и уровень его конкурентоспособности.
ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» является крупным
рыбоперерабатывающим предприятием Приморского края. Анализ структуры затрат
консервного цеха показал, что большую часть в себестоимости консервной
продукции занимают материальные затраты 70%. Замечен спад прочих расходов
на 5,65%, снижение которых обусловлен выбытием заемных средств из
производственного кругооборота. В 2001 г. был приобретен кредит
предприятием для покрытия дефицита бюджета в связи с ремонтом крыши
производственного цеха. Но для осуществления дальнейшей производственной
деятельности в 2003 году рыбокомбинату необходимо снова привлекать кредит,
поэтому элемент прочих расходов должен увеличиться на сумму процентов за
кредит. Увеличиваться постоянные затраты относимые с других цехов на
консервный цех, в связи с увеличением объемов производства и рентабельности
консервной продукции.
Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование
себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков
менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист,
бухгалтер должен уделять особое внимание значению анализа и управления
себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. Проведенный
анализ себестоимости по традиционной методике позволил выявить резервы и
пути ее снижения.
Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на
изменение производственной себестоимости в 2002 году. Главным фактором
снижения себестоимости оказался себестоимость единицы продукции. Этот
фактор снизил производственную себестоимость на –2 564 924,20 руб. В целом
предприятие смогло снизить производственную себестоимость на –1 001 994,47
руб. Это не смотря на то, что объем выпуска в 2002 году вырос по
анализируемой продукции на 101,86 туб. или 142 600 консервных банок по
сравнению с 2001 г.
Факторный анализ себестоимости единицы продукции хорошо показывает,
что 20% в себестоимости продукции занимают постоянные затраты, а остальные
80% переменные затраты, из которых 25-38% составляют затраты на консервную
банку. От сюда в целях экономии издержек и снижении себестоимости
консервной продукции было бы уместно закупать консервную банку у ОАО
«Находкинская жестяно-баночная фабрика» и складировать ее на складах.
Банка отлично храниться долгое время. Увеличение запасов связано с тем, что
отпускная цена консервной банки растет на 20 копеек в год. Также самое
главное значение в формировании себестоимости единицы консервной продукции
40-45% составляют затраты на сырье. По другой продукции комбината доля
затрат на сырье доходит до 80%. Задача приобретения дешевого сырья,
является ключевой проблемой предприятия. Она решается двумя способами.
Первое, приобретение собственного рыбодобывающего флота, что являться
дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций. ОАО «Владивостокский
рыбокомбинат» имеет инвестиционный проект по приобретению флота. На
предприятии также разработана программа развития рыбокомбината, которая
целиком соответствует программе стратегического развития отрасли «Рыба
Приморья 2010». В ней учтено обновление флота, развитие береговых
производств, увеличение поставок продукции на внутренний рынок, замена
устаревшего оборудования и внедрение комплексной переработки сырья на
основе использования современных технологий. Несмотря на наличие планов и
намеченных целей все это остается на бумаге. Отсутствуют инвестиции в
рыбную отрасль и поддержка государственных программ финансирования.
Предприятию для реализации разделов программ, приходится рассчитывать
только на собственные силы – развитие за счет прибыли и за счет привлечения
средств иностранных инвесторов. Но того и другого не наблюдается. При этом
следует заметить, что если даже добиться 100% загрузки комбината, то
трудности со сбытом готовой продукции не позволят получить достаточного
объема свободных средств, для вложения их в обновление оборудования:
покупку рыбомучной установки, перевооружение цеха копчения и ввод новых
мощностей по прогрессивным технологиям замораживания и упаковки.
Второе, нахождение дешевого поставщика рыбного сырья, минуя цепь
посредников. Следует заметить, что, если в Японии только 15% рыбы продается
посредниками (остальная непосредственно производителями), то в России от
30 до 70% рыбы реализуется через посредников, что существенно сказывается
на цене сырья, используемого комбинатом для переработки. В 2002 году
рыбокомбинат использовал по анализируемой продукции более дешевое сырье,
чем в 2001 году (особенно по сельди), что привело к снижению себестоимости
единицы продукции и тем самым сокращению производственных затрат. Но в
настоящее время цены на рыбную продукцию постоянно растут из-за износа
основных средств рыбодобывающих предприятий, больших затрат на обеспечение
оборудования ловли и его обслуживание, снижения общего вылова рыбы, которое
связано с ограниченностью квот и падением рыбных запасов морей, инфляции,
удорожания электроэнергии, стоимости нефти. Все эти и другие факторы
отрицательно влияют на себестоимость рыбной продукции и бьют по карману,
доступности и достатку обеспечения рыбой населения. Рыбокомбинату
требуется приобретение сырья через крупных рыбодобывающих предприятий: ОАО
«Дальморепродукт», ЗАО «Супер», ОАО «Находкинский БАМР», ОАО
«Преображенский БТФ», ОАО «Турниф» и других предприятий занимающихся
добычей рыбы.
В этой связи, отсутствие собственных добывающих судов и,
следовательно, дешевого сырья, делает положение Владивостокского комбината
невыгодным на рынке. Предприятие теряет конкурентоспособность в сравнении с
другими предприятиями отрасли. От того, как решит предприятие данный вопрос
зависит его благополучное состояние в будущем.
Снижение себестоимости за счет снижения стоимости сырья даст экономию
денежных средств, позволит повысить конкурентоспособность, завоевывать
новые рынки за пределами края, увеличить число оптовиков и посредников
задействованных в реализации продукции, даст населению доступность рыбной
продукции и экономию затрат на их приобретение и множество других
положительных моментов.
Что касается наращения запланированного выпуска консервной продукции в
2003 году, то здесь следуют отметить следующие стороны. Загруженность
консервного цеха возьмет на себя почти большую часть постоянных затрат
рыбокомбината, которые в свою очередь составляют 12 211 378 руб. с учетом
процента за кредит. Кредит повысит себестоимость единицы консервной
продукции на 1 руб., и он будет возвращен банку после реализации продукции
в первом полугодии. Но сможет ли предприятие реализовать и выпустить
запланированный объем 5,67 муб. в первом полугодии? Если в 2002 году
годовой выпуск составил 3,97 муб. и предприятие испытывало ряд проблем при
реализации консервной продукции. Проблема реализации связана с тем, что
отсутствуют постоянные и крупные покупатели консервной продукции.
Консервный цех был установлен на предприятии совсем не давно в 2000 году и
рыбокомбинат только начал осваивать рынок сбыта консервной продукции.
При реализации консервной продукции предприятие часто сталкивается с
предоставлением скидок оптовикам, которые часто пользуются дефицитом
денежных средств рыбокомбината и компрометируют его на предоставления
снижения отпускной цены, которая иногда доходит до себестоимости и ниже,
что приводит к убыткам. Оптовики дерутся за рубль снижения, а затем
накручивают цену на продукцию на 5-7 руб. Предприятию приходиться идти на
уступки, когда каждый рубль дорог и необходим. Для рыбокомбината
рентабельность консервной продукции колеблется в пределах 5-10%, а,
например, в развитых странах аналогичные предприятия производители имеют
рентабельность 40-50%. К сожалению, в нашей стране посредники живут лучше,
чем производители. Не платят налоги, не затрачивают усилия на создание и
обеспечение бесперебойного производства и, в конце концов, имеют выше
рентабельность.
Рыбокомбинату необходимо создать разветвленные сеть торговых домов или
представителей в других регионах и краях России, создать крупных заказчиков
продукции, что позволило бы осуществлять непрерывный процесс производства и
сбыта консервной продукции, даже при небольшой рентабельности.
Список литературы
1. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ №552 от 5
августа 1992 г.; в редакции постановлений Правительства РФ №627,
№661, №1133, №1211, №1387, №273.- [Электронный ресурс – Гaрант CD-
rom].
2. Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99.
Приказ Министерства Финансов РФ №33н от 06.05.99.- [Электронный
ресурс – Гaрант CD-rom].
3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А. Агапова; Под ред. А.В.
Сидоровича.-2-е изд.– М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело и сервис,
1999. – 416 с.
4. Адамов, В.Е., Экономика и статистика фирм / В.Е. Адамов, С.Д.
Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 184 с.
5. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е.
Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака.-
Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.
6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А.
Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И.
Стражева. - Минск: Выс. шк., 1996. - 363 с.
7. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И.
Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и
статистика, 1997. –416с.:ил.
8. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта
/ А.Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2001.-208 с.: ил.
9. Булатов, А.С. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.-2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
10. Бычкова, С.М. Аудит себестоимости продукции/ С.М. Бычкова, Н.В.
Лебедева. // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий АПК.-
1997.-№4.-с.12-14.
11. Глинский, Ю. Новые методы управленческого учета/ Ю. Глинский. //
Финансовая газета.- 2000.- №52.- с. 5-9.
12. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред.