Управление себестоимостью продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:58, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.

Оглавление

Глава 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 8
1. Понятие и экономическое содержание себестоимости 8
2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
4. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
Глава 2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 25
1. Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2. Факторный анализ себестоимости продукции 32
3. Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
Глава 3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 54
1. Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
2. Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3. Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Пр

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Управление себестоимостью продукции.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

|ценах на ресурсы        |            |         |         |            |       |

|Себестоимость           |54 297      |ВП1      |Дi1      |Ремк1       |Цi1    |

|фактическая             |474,00      |         |         |            |       |

 

 

      Используя  таблицу  7.7,  определим  как  два  фактора,   входящих   в

себестоимость единицы продукции, повлияли на полную себестоимость:

    . ресурсоемкость (внутренний фактор):

      14 544 814,72 - 46 556 496,00 = - 32 011 681,28 (руб.)

      Данный фактор будет способствовать снижению себестоимости продукции за

счет загрузки мощностей, эффективного использования отходов в  производстве,

повышения производительности труда и т.д.

    . цена на ресурсы (внешний фактор):

      54 297 474,00 - 14 544 814,72 = 39 752 659,28 (руб.)

      Это серьезный фактор, который повлиял на  увеличение  производственной

себестоимости  из-за  удорожания   стоимости   ресурсов   использующихся   в

производстве.

      ОАО   «Владивостокский   рыбокомбинат»   за   счет    запланированного

увеличения объема выпуска в 2003 г. увеличит затраты на производство  и  тем

самым  производственную  себестоимость  продукции.   Себестоимость   единицы

продукции должна также увеличится,  что  повлечет  за  собой  дополнительные

затраты  вовлеченные  в  производство.  Увеличение  себестоимости  продукции

произойдет под влиянием внешнего фактора цен  на  ресурсы,  а  именно  из-за

повышения цен на жестяную банку №6 и  на  рыбное  сырье.  Анализ  проводился

только по трем видам консервной продукции из семи, и он  показал,   что  под

влиянием четырех основных факторов (объем  продукции,  структура  продукции,

ресурсоемкость  и   цен   на   ресурсы)   предприятия   понесет   увеличение

производственной себестоимости в первом полугодии 2003 года  в  размере:  42

066 635,44 рублей.

 

 

 

                                 Заключение

 

 

      Себестоимость  является  одним  из  важных  показателей  хозяйственной

деятельности  предприятия.  Она  является   одним   из   основных   факторов

формирования прибыли, а  значит,  от  нее  зависит  финансовая  устойчивость

предприятия и уровень его конкурентоспособности.

      ОАО     «Владивостокский      рыбокомбинат»      является      крупным

рыбоперерабатывающим предприятием Приморского края. Анализ структуры  затрат

консервного цеха показал, что  большую  часть  в  себестоимости  консервной

продукции занимают материальные затраты 70%. Замечен спад   прочих  расходов

на  5,65%,  снижение  которых  обусловлен  выбытием   заемных   средств   из

производственного  кругооборота.   В   2001   г.   был   приобретен   кредит

предприятием  для  покрытия  дефицита  бюджета  в  связи  с  ремонтом  крыши

производственного цеха. Но  для  осуществления  дальнейшей  производственной

деятельности в 2003 году рыбокомбинату необходимо снова  привлекать  кредит,

поэтому элемент прочих расходов должен увеличиться  на  сумму  процентов  за

кредит.  Увеличиваться  постоянные  затраты  относимые  с  других  цехов  на

консервный цех, в связи с увеличением объемов производства и  рентабельности

консервной продукции.

      Планирование, контроль, управление, а вместе с тем  и  калькулирование

себестоимости  выпускаемой  продукции  является  одним  из  емких   участков

менеджмента  любого  предприятия.  Квалифицированный  экономист,  финансист,

бухгалтер должен уделять  особое  внимание  значению  анализа  и  управления

себестоимостью продукции,  путем  его  всестороннего  изучения.  Проведенный

анализ себестоимости по традиционной методике  позволил  выявить  резервы  и

пути ее снижения.

      Факторный анализ  подчеркнул  главные  причины,  которые  повлияли  на

изменение производственной  себестоимости  в  2002  году.  Главным  фактором

снижения  себестоимости  оказался  себестоимость  единицы  продукции.   Этот

фактор снизил производственную себестоимость на –2 564 924,20 руб.  В  целом

предприятие смогло снизить производственную себестоимость на –1  001  994,47

руб. Это  не  смотря  на  то,  что  объем  выпуска  в  2002  году  вырос  по

анализируемой продукции на 101,86 туб.  или  142  600  консервных  банок  по

сравнению с 2001 г.

      Факторный анализ себестоимости единицы  продукции  хорошо  показывает,

что 20% в себестоимости продукции занимают постоянные затраты,  а  остальные

80% переменные затраты, из которых 25-38% составляют затраты  на  консервную

банку.  От  сюда  в  целях  экономии  издержек  и   снижении   себестоимости

консервной продукции  было  бы  уместно  закупать  консервную  банку  у  ОАО

«Находкинская  жестяно-баночная фабрика»  и  складировать  ее   на  складах.

Банка отлично храниться долгое время. Увеличение запасов связано с тем,  что

отпускная цена консервной банки растет на  20  копеек  в  год.  Также  самое

главное значение в формировании себестоимости единицы  консервной  продукции

40-45% составляют затраты на  сырье.  По  другой  продукции  комбината  доля

затрат на сырье  доходит  до  80%.    Задача  приобретения  дешевого  сырья,

является ключевой проблемой предприятия. Она решается двумя способами.

       Первое, приобретение собственного рыбодобывающего флота, что являться

дорогим вариантом и требует  капитальных  инвестиций.  ОАО  «Владивостокский

рыбокомбинат»  имеет  инвестиционный  проект  по  приобретению   флота.   На

предприятии также  разработана  программа  развития  рыбокомбината,  которая

целиком  соответствует  программе  стратегического  развития  отрасли  «Рыба

Приморья  2010».  В  ней  учтено  обновление   флота,   развитие   береговых

производств, увеличение поставок  продукции  на  внутренний  рынок,   замена

устаревшего  оборудования  и  внедрение  комплексной  переработки  сырья  на

основе использования современных технологий.  Несмотря на наличие  планов  и

намеченных целей все  это  остается  на  бумаге.  Отсутствуют  инвестиции  в

рыбную  отрасль  и  поддержка   государственных   программ   финансирования.

Предприятию  для  реализации  разделов  программ,  приходится   рассчитывать

только на собственные силы – развитие за счет прибыли и за счет  привлечения

средств иностранных  инвесторов. Но того и другого не наблюдается. При  этом

следует заметить,  что  если  даже  добиться  100%  загрузки  комбината,  то

трудности со сбытом готовой  продукции  не  позволят  получить  достаточного

объема свободных  средств,  для  вложения  их   в  обновление  оборудования:

покупку рыбомучной установки, перевооружение  цеха  копчения  и  ввод  новых

мощностей по прогрессивным технологиям замораживания и упаковки.

       Второе, нахождение дешевого  поставщика  рыбного  сырья,  минуя  цепь

посредников. Следует заметить, что, если в Японии только 15% рыбы  продается

посредниками  (остальная  непосредственно производителями), то в  России  от

30 до 70% рыбы реализуется через посредников,  что  существенно  сказывается

на цене сырья,   используемого  комбинатом  для  переработки.  В  2002  году

рыбокомбинат использовал по анализируемой  продукции  более  дешевое  сырье,

чем в 2001 году (особенно по сельди), что привело к  снижению  себестоимости

единицы продукции и тем  самым  сокращению  производственных  затрат.  Но  в

настоящее время цены на  рыбную  продукцию  постоянно  растут  из-за  износа

основных средств рыбодобывающих предприятий,  больших затрат на  обеспечение

оборудования ловли и его обслуживание, снижения общего вылова рыбы,  которое

связано с ограниченностью квот  и падением рыбных запасов  морей,  инфляции,

удорожания  электроэнергии,  стоимости  нефти.  Все  эти  и  другие  факторы

отрицательно влияют на себестоимость рыбной продукции  и  бьют  по  карману,

доступности  и  достатку   обеспечения   рыбой   населения.    Рыбокомбинату

требуется приобретение сырья через крупных рыбодобывающих  предприятий:  ОАО

«Дальморепродукт»,   ЗАО   «Супер»,    ОАО    «Находкинский    БАМР»,    ОАО

«Преображенский  БТФ»,  ОАО  «Турниф»  и  других  предприятий   занимающихся

добычей рыбы.

          В  этой  связи,   отсутствие  собственных  добывающих   судов   и,

следовательно, дешевого сырья, делает положение  Владивостокского  комбината

невыгодным на рынке. Предприятие теряет конкурентоспособность в сравнении  с

другими предприятиями отрасли. От того, как решит предприятие данный  вопрос

зависит его благополучное состояние в будущем.

      Снижение себестоимости за счет снижения стоимости сырья даст  экономию

денежных  средств,  позволит  повысить  конкурентоспособность,   завоевывать

новые рынки за пределами  края,  увеличить  число  оптовиков  и  посредников

задействованных в реализации продукции, даст  населению  доступность  рыбной

продукции  и  экономию  затрат  на  их  приобретение   и  множество   других

положительных моментов.

      Что касается наращения запланированного выпуска консервной продукции в

2003 году,  то  здесь  следуют  отметить  следующие  стороны.  Загруженность

консервного цеха возьмет на  себя  почти  большую  часть  постоянных  затрат

рыбокомбината, которые в свою очередь составляют 12 211 378  руб.  с  учетом

процента  за  кредит.  Кредит  повысит  себестоимость   единицы   консервной

продукции на 1 руб., и он будет возвращен банку после  реализации  продукции

в первом  полугодии.  Но  сможет  ли  предприятие  реализовать  и  выпустить

запланированный объем 5,67  муб.  в  первом  полугодии?  Если  в  2002  году

годовой выпуск составил 3,97 муб. и предприятие испытывало ряд  проблем  при

реализации консервной продукции. Проблема  реализации  связана  с  тем,  что

отсутствуют  постоянные   и   крупные   покупатели   консервной   продукции.

Консервный цех был установлен на предприятии совсем не давно в 2000  году  и

рыбокомбинат только начал осваивать рынок сбыта консервной продукции.

      При реализации консервной продукции предприятие часто  сталкивается  с

предоставлением  скидок  оптовикам,  которые  часто   пользуются   дефицитом

денежных  средств  рыбокомбината  и  компрометируют  его  на  предоставления

снижения отпускной цены, которая иногда доходит  до  себестоимости  и  ниже,

что приводит  к  убыткам.  Оптовики  дерутся  за  рубль  снижения,  а  затем

накручивают цену на продукцию на 5-7 руб. Предприятию  приходиться  идти  на

уступки,  когда  каждый  рубль  дорог   и   необходим.   Для   рыбокомбината

рентабельность  консервной  продукции  колеблется  в  пределах   5-10%,   а,

например, в развитых странах  аналогичные  предприятия  производители  имеют

рентабельность 40-50%. К сожалению, в нашей стране посредники  живут  лучше,

чем производители. Не платят налоги, не затрачивают  усилия  на  создание  и

обеспечение бесперебойного  производства  и,  в  конце  концов,  имеют  выше

рентабельность.

      Рыбокомбинату необходимо создать разветвленные сеть торговых домов или

представителей в других регионах и краях России, создать крупных  заказчиков

продукции, что позволило бы осуществлять непрерывный процесс производства  и

сбыта консервной продукции, даже при небольшой рентабельности.

 

                              Список литературы

 

 

     1. Положение о составе затрат по производству и  реализации  продукции

        (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ,  услуг)

        и о порядке формирования  финансовых результатов,  учитываемых  при

        налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ №552  от  5

        августа 1992 г.; в редакции постановлений  Правительства  РФ  №627,

        №661, №1133, №1211, №1387, №273.- [Электронный ресурс – Гaрант  CD-

        rom].

     2. Положение по бухгалтерскому учету Расходы  организации  ПБУ  10/99.

        Приказ Министерства Финансов РФ  №33н  от  06.05.99.-  [Электронный

        ресурс – Гaрант CD-rom].

     3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А. Агапова;  Под ред. А.В.

        Сидоровича.-2-е изд.– М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело  и  сервис,

        1999. – 416 с.

     4. Адамов, В.Е., Экономика и  статистика  фирм  /  В.Е.  Адамов,  С.Д.

        Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 184 с.

     5.   Анализ   и   диагностика   финансово-хозяйственной   деятельности

        предприятия:  Учеб.  пособие  для  вузов  /  П.П.  Табурчак,   А.Е.

        Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под  ред.  П.П.  Табурчака.-

        Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.

     6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А.

        Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И.

        Стражева. - Минск: Выс. шк., 1996. - 363 с.

     7.  Баканов,  М.И.  Теория  экономического  анализа:  Учебник  /  М.И.

        Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы  и

        статистика, 1997. –416с.:ил.

     8. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта

        / А.Н. Богатко. - М.:  Финансы и статистика, 2001.-208 с.: ил.

     9. Булатов, А.С. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.-2-е

        изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.

    10. Бычкова, С.М. Аудит себестоимости  продукции/  С.М.  Бычкова,  Н.В.

        Лебедева.  // Экономика с/х и  перерабатывающих  предприятий  АПК.-

        1997.-№4.-с.12-14.

    11. Глинский, Ю. Новые методы управленческого учета/  Ю.  Глинский.  //

        Финансовая газета.- 2000.- №52.- с. 5-9.

    12. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов/  Под  ред.

Информация о работе Управление себестоимостью продукции