Управление себестоимостью продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:58, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.

Оглавление

Глава 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 8
1. Понятие и экономическое содержание себестоимости 8
2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
4. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
Глава 2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 25
1. Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2. Факторный анализ себестоимости продукции 32
3. Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
Глава 3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 54
1. Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
2. Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3. Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Пр

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Управление себестоимостью продукции.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

копеек за 2002 г. Это серьезный рост за год и он произошел за счет  снижения

отпускных цен на консервную продукцию.

       Чтобы определить на  сколько  изменение  отпускных  цен  повлияло  на

результат выручки проведем следующий расчет.

 

Таблица 3.4 – Данные расчета выручки с корректировкой на базисные  отпускные

цены

|Вид продукции       |Фактический объем  |Цены за продукцию |Скорректированная|

|                    |выпуска в 2002 г.  |на  2001 г.       |выручка          |

|1. Камбала натур    |195 456,00         |12,17             |2 378 699,52     |

|1/250               |                   |                  |                 |

|2. Сельдь натур     |369 704,00         |11,58             |4 281 172,32     |

|1/250               |                   |                  |                 |

|3. Сельдь оригин    |315 776,00         |11,70             |3 694 579,20     |

|1/250               |                   |                  |                 |

|4. Сельдь натур с   |1 312 540,00       |11,86             |15 566 724,40    |

|д.м.                |                   |                  |                 |

|5. Сельдь в т/с     |100 480,00         |12,10             |1 215 808,00     |

|1/250               |                   |                  |                 |

|Итого               |2 293 956,00       |                  |27 136 983,44    |

 

Таблица 3.5 – Расчет потери выручки за счет изменения отпускных цен

|Вид продукции      |Фактическая выручка в|Скорректированна|Отклонение         |

|                   |2002 г.              |я выручка       |                   |

|1. Камбала натур   |1 665 285,12         |2 378 699,52    |-713 414,40        |

|1/250              |                     |                |                   |

|2. Сельдь натур    |3 105 513,60         |4 281 172,32    |-1 175 658,72      |

|1/250              |                     |                |                   |

|3. Сельдь оригин   |3 081 973,76         |3 694 579,20    |-612 605,44        |

|1/250              |                     |                |                   |

|4. Сельдь натур с  |11 240 651,96        |15 566 724,40   |-4 326 072,44      |

|д.м.               |                     |                |                   |

|5. Сельдь в т/с    |928 435,20           |1 215 808,00    |-287 372,80        |

|1/250              |                     |                |                   |

|Итого              |20 021 859,64        |27 136 983,44   |-7 115 123,80      |

 

      Из приведенных данных видно, что изменение отпускной  цены  привело  к

снижению выручки рыбокомбината в общей сумме -7 115 123,80 рублей.  Цены  на

рынке постоянно растут, это связано по многим причинам. Но почему  отпускные

цены на консервную продукцию снизились  за  год?  Это  связано  с  тем,  что

руководство намерено  снизило их для того, чтобы реализовать продукцию.

 

 

 

            3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО

                       «Владивостокский рыбокомбинат»

 

 

     3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска

                                  продукции

 

 

      ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» создал и запустил консервный цех  в

производство в 2000 году. До этого консервы не  выпускали  много  лет  из-за

острой нехватки оборотных  средств  и  отсутствия  оборудования.  В  наличии

имеются  6  единиц  автоклавов  с  разовой  загрузкой   3000   банок.   Цикл

стерилизации 1.5ч. Рабочая смена- 8 часов, при этом возможен выпуск в  смену

54000 банок. Коэффициент нормальной работы оборудования 85%,  следовательно,

фактический выпуск в смену составит 54000*85%= 50000  банок.  Если  говорить

округлено, то консервный цех способен  перерабатывать  от  35  до  50  тысяч

банок в день. В год максимальная  возможность  консервного  цеха  составляет

12,5  муб.  Ниже  приведена   таблица   состояния   производства   консервов

мощностями береговых рыбообрабатывающих предприятий  Приморского края.

 

Таблица  5.1  -  Состояния  производства  консервов   мощностями   береговых

рыбообрабатывающих предприятий  Приморского края

|Годы               |Всего по краю, муб.|ВРК, муб.          |Доля ВРК, %        |

|1995 г.            |27,5               |-                  |-                  |

|2000 г.            |42,3               |0,9                |2,1                |

|2001 г.            |40,6               |1,95               |4,8                |

 

      По данной таблице видно, что на конец 1995  г.  по  рыбообрабатывающим

предприятиям Приморского края объем выпуска составлял 27,5  муб,  а  в  2000

году эта цифра увеличилась до 42,3 муб. В 2001 году  пошло  снижение  объема

выпуска на 1,7 муб., но доля ВРК постепенно увеличивается. В 2002  году  ВРК

произвел 3,97 туб консервной продукции, что в два раза больше,  чем  в  2002

г. Хотя не известны данные по статистике объема выпуска по Приморскому  краю

на 2002 год, но доля ВРК в 2002 г должна быть не менее чем 9%.

      В настоящее время предприятие испытывает ряд проблем и первая из них -

неполное  использование   производственных   мощностей,   что   отрицательно

сказывается   на   рентабельности    работы.    Производственные    мощности

рыбокомбината по консервному  цеху   среднем  загружены  в  настоящее  время

менее чем на 30%, а по отдельным видам  продукции  и  того  меньше.  Поэтому

генеральный  директор  ОАО  «Владивостокский  рыбокомбинат»  Логинов   Ю.М.,

установил план производства консервного цеха на 2003 год  (см.  табл.  5.2).

Согласно этому плану, объем производства должен составить 12 085  туб.,  что

в три раза больше,  чем  в  2002  году.  В  структуре  выпуска  участвуют  9

наименований   консервной  продукции.  Хотелось  заметить,  что  был  выбран

правильный ассортимент продукции, который действительно  пользуется  спросом

на рынке. В  2002  году  ассортимент  состоял  из  30  видов  консервов  (см

Приложение  4),  но  реализация  многих  из  них  была  очень   напряженная.

Руководству приходилось сбрасывать цены иногда даже ниже себестоимости,  что

сказывалось отрицательно на финансовый результат предприятия.

 

Таблица 5.2 – Запланированный выпуск консервной продукции на 2003 год

|Ассортимент             |1      |2      |3      |4      |Всего  |Структура|

|                        |квартал|квартал|квартал|квартал|за год,|выпуска, |

|                        |, туб. |, туб. |, туб. |, туб. |туб    |%        |

|1. Сельдь натуральная   |-      |-      |150    |600    |750    |6,21     |

|2. Салат из морской     |-      |300    |300    |-      |600    |4,96     |

|капусты                 |       |       |       |       |       |         |

|3. Сельдь натур. с д.м. |-      |1200   |900    |-      |2100   |17,38    |

|4. Камбала натуральная  |-      |750    |750    |30     |1530   |12,66    |

|5. Котлеты в томатом    |207    |360    |360    |360    |1287   |10,65    |

|соусе                   |       |       |       |       |       |         |

|6. Паштет из сайры      |7      |-      |-      |30     |37     |0,31     |

|7. Минтай натуральный   |-      |-      |150    |-      |150    |1,24     |

|8. Терпуг натуральный   |-      |600    |600    |90     |1290   |10,67    |

|9. Сайра натур. с д.м.  |2241   |-      |-      |2100   |4341   |35,92    |

|Итого, туб.             |2455   |3210   |3210   |3210   |12085  |100      |

 

 

Таблица 5.3 – Потребность в сырье консервного цеха согласно плану на 2003

г.

|Ассортимент сырья  |1       |2       |3       |4       |Всего за|Структур|

|                   |квартал |квартал |квартал |квартал |год,    |а сырья,|

|                   |        |        |        |        |тонн    |%       |

|Бычок мороженный   |147,8   |257,0   |257,0   |257,0   |918,9   |13,26   |

|Камбала мороженная |-       |466,5   |466,5   |18,7    |951,7   |13,73   |

|Минтай сырец       |-       |-       |91,6    |-       |91,7    |1,32    |

|Морская капуста    |-       |111,6   |111,6   |-       |223,2   |3,22    |

|мороженная         |        |        |        |        |        |        |

|Сайра мороженная   |1175,5  |-       |-       |1113,3  |2288,8  |33,02   |

|Сельдь мороженная  |-       |661,2   |580,5   |338,4   |1580,1  |22,80   |

|Терпуг мороженный  |-       |408,0   |408,0   |61,2    |877,2   |12,66   |

|Итого              |1323,3  |1904,3  |1915,2  |1788,6  |6931,6  |100,00  |

 

      Как видно из таблицы 5.2 основной акцент отводиться производству сайры

с добавлением масла 35,92%, так как данная консервная  продукция  пользуется

наибольшим спросом на рынке. На второй план  выходит  сельдь  натуральная  с

добавлением масла 17,38%.  В  этом  году  не  планируется  выпуск  сельдь  в

томатном соусе и сельди  оригинальной,  так  как  выпуск  этих  видов  более

затратоемкий, а главное не имеет спроса. Рынок требует консервы  в  основном

с добавлением масла. Выпуск  сельди  натуральной  составит  лишь  6,21%.  Не

большая доля выделяется  консервам из морской капусты, так как  рынок  часто

бывает переполнен данной продукцией. Минтай  натуральный  будет  выпускаться

ограничено, лишь на определено имеющийся спрос  и  заказ  1,24%.  Паштет  из

сайры  имеет  самую  малую  долю  в  структуре  0,31%,  так  как  он   будет

изготавливаться из отходов оставшихся в распоряжении  после  консервирования

сайры.

      Основное внимание уделено  в  покупке  следующего  вида  сырья:  сайра

мороженная  2288,8  т.,  сельдь  мороженная  1580,1т.,  камбала   мороженная

951,7т.  Достижение  покупки  сырья   по   минимально   возможной   цене   и

соответствующего  качества,  позволит  существенно   снизить   себестоимость

консервной продукции и увеличить прибыль предприятия.

      Выпуск консервов в  первом  полугодии  2003  г.  составляет  46,9%  от

запланированного выпуска на этот  год.  Определим  себестоимость  на  первое

полугодие  2003  года  по  следующим  видам  консервной   продукции:   сайра

натуральная с добавлением масла, сельдь натуральная с  добавлением  масла  и

камбала натуральная. Почему только на первое полугодие и почему  именно  эти

виды консервов? Во-первых, планирование цен на сырье  за   малый  промежуток

времени будет более точным, чем за больший. Во-вторых,  согласно  плану  эти

консервы играют ведущую роль в структуре выпуска  в  2003  году.  В-третьих,

данная продукция пользуется наибольшим спросом на рынке.

      При  планировании  заданного  выпуска   консервной   продукции   нужно

правильно распределить постоянные  затрат  на  этот  выпуск.   Распределение

постоянных затрат первого полугодия не должно сильно изменяться  от  второго

полугодия, но есть вероятность отклонения. Она связана  с  тем,  что  выпуск

реально выпущенного объема консервной продукции будет отличаться  от  плана.

Причем большая  вероятность,  что  выпуск  реального  количества  консервной

продукции будет меньше  запланированного.  Затем  использование  кредита  на

выпуск  консервной  продукции  будет  влиять  на  распределение   постоянных

затрат.  Существует  следующая  зависимость,  чем  быстрее   будет   продана

продукция с уже начисленной суммой процента за  кредит,  тем  быстрее  будет

снижаться сумма постоянных затрат, так как   вырученная  прибыль  от  продаж

будет идти на погашение  кредита.  И  чем  быстрей  будет  идти  выручка  от

реализации, тем быстрее будет погашаться кредит и тем самым снижать условно-

постоянные  затраты,   которые   влияют   на   формирование    себестоимости

продукции.

 

Таблица  5.4  –  Запланированный  выпуск  консервной  продукции  на   первое

полугодие 2003 года

|Ассортимент         |Выпуск за 6        |Структура       |Структура выпуска  |

|                    |месяцев, туб.      |выпуска годовая |годовая, %         |

|                    |                   |полугодовая, %  |                   |

|1                   |2                  |3               |4                  |

|1. Салат из мор.    |300                |5,30            |2,48               |

|капусты             |                   |                |                   |

|2. Сельдь натур. с  |1200               |21,18           |9,93               |

|д.м.                |                   |                |                   |

|3. Камбала          |750                |13,24           |6,21               |

|натуральная         |                   |                |                   |

|4. Котлеты в т/соусе|567                |10,01           |4,69               |

 

 

                                                       Окончание таблицы 5.4

|1                   |2                  |3               |4                  |

|5. Паштет из сайры  |7                  |0,12            |0,06               |

|6. Терпуг           |600                |10,59           |4,96               |

|натуральный         |                   |                |                   |

|7. Сайра натур. с   |2241               |39,56           |18,54              |

|д.м.                |                   |                |                   |

|Итого туб.          |5665/12085         |100,00          |100,00             |

 

      Сложность расчета себестоимости заключается в правильном распределении

постоянных затрат на выпуск продукции. Очень важное  значение  имеет  точное

определение суммы постоянных и переменных затрат, так как от  этого  зависят

результаты анализа. Для этой цели используют разные методы:  алгебраический,

графический и статистический. Но эти методы не подходят в нашем случае,  так

как затраты на выпуск продукции еще никто не распределял и  придется  самому

распределять их.

        Постоянные  затраты  консервного  цеха  состоят  из:   расходов   на

эксплуатацию оборудования (3 573 000 руб.),  цеховых  расходов  (7  494  545

руб.) и общезаводских расходов (1 143  883  руб.).  Общая  сумма  постоянных

затрат на 2003 год составляет  12  211  378  руб.  Высокую  долю  составляют

цеховые расходы. Сюда вошел процент за кредит банка   в размере  6  360  000

Информация о работе Управление себестоимостью продукции