Управление себестоимостью продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:58, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.

Оглавление

Глава 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 8
1. Понятие и экономическое содержание себестоимости 8
2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
4. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
Глава 2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 25
1. Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2. Факторный анализ себестоимости продукции 32
3. Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
Глава 3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 54
1. Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
2. Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3. Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Пр

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Управление себестоимостью продукции.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

связи с тем, что спрос на сельдь  с  добавлением  масла  больше.   Структура

сельди в томатном соусе резко сократилась  на  4,38%  (82  991  банок),  это

также связано с рыночным спросом. По другим  видам  сельди  показатели  доли

структуры в общем объеме выпуска  доходят  до  10%.  Следовательно,  влияние

приведенных пяти видов консервной продукции в выпуске  консервной  продукции

существенное.

 

Таблица 2.2 – Выпуск  основных видов консервной продукции ОАО «ВРК» за 2001

и 2002 год

|Вид        |Объем выпуска, банка          |Структура выпуска                 |

|продукции  |                              |                                  |

|           |2001 г.  |2002 г.  |+,-       |2001 г.    |2002 г.  |+,-         |

|1          |2        |3        |4         |5          |6        |7           |

|1. Камбала |178 167  |195 456  |17 289    |8,29%      |8,52%    |0,24        |

|натур.     |         |         |          |           |         |            |

|1/250      |         |         |          |           |         |            |

|2. Сельдь  |1 410 492|369 704  |-1 040 788|65,59%     |16,12%   |-49,47      |

|натур.     |         |         |          |           |         |            |

|1/250      |         |         |          |           |         |            |

|3. Сельдь  |270 098  |315 776  |45 678    |12,56%     |13,77%   |1,21        |

|оригин.    |         |         |          |           |         |            |

|1/250      |         |         |          |           |         |            |

|4. Сельдь  |108 216  |1 311 628|1 203 412 |5,03%      |57,20%   |52,17       |

|натур. с   |         |         |          |           |         |            |

|д.м.       |         |         |          |           |         |            |

|5. Сельдь в|183 471  |100 480  |-82 991   |8,53%      |4,38%    |-4,15       |

|т/с 1/250  |         |         |          |           |         |            |

|Итого      |2 150 444|2 293 044|142 600   |100,00%    |100,00%  |-           |

 

      Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить

число факторов, влияющих  на  себестоимость.  Известно,  что  каждый  фактор

влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют  непосредственно,

а другие косвенно, но каждое  явление  можно  рассматривать  как  причину  и

следствие. Отсюда  важным  вопросом  в  анализе  хозяйственной  деятельности

является изучение и  измерение  влияния  факторов  на  величину  исследуемых

экономических показателей. Без глубокого и всестороннего  изучения  факторов

нельзя сделать  обоснованные  выводы  о  результатах  деятельности,  выявить

резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

       Под факторным анализом понимается методика комплексного и  системного

изучения  и  измерения  воздействия  факторов  на  величину   результативных

показателей [30].

      Полная себестоимость консервной продукции (С) может  измениться  из-за

объема  выпуска продукции (ВП), ее  структуры  (Дi),  себестоимости  единицы

продукции (Сi):

       С=ВПxДixСi;

      В  свою  очередь  себестоимость  единицы  продукции  (Сi)  зависит  от

ресурсоемкости (Ремк) – внутренний фактор и цен на ресурсы  (Цi)  –  внешний

фактор:

      С = ВпxДixРемкxЦi;

Таблица 2.3 – Исходные данные для факторного  анализа  полной  себестоимости

консервной продукции на 2002 г.

|Виды   |Количество консервов, ед.    |Себестоимос|Полная себестоимость      |

|продукц|                             |ть единицы |продукции, руб.           |

|ии     |                             |продукции, |                          |

|       |                             |руб.       |                          |

|       |базис 2001 г.  |факт 2002 г. |базис|факт|базис   |факт    |откл.   |

|       |               |             |2001 |2002|2001 г. |2002 г. |        |

|       |               |             |г.   |г.  |        |        |        |

|       |ед.     |уд.вес|ед.  |уд.    |     |    |        |        |        |

|       |        |,%    |     |вес, % |     |    |        |        |        |

|1      |2       |3     |4    |5      |6    |7   |8 = 2x6 |9 = 4x7 |10 = 9 -|

|       |        |      |     |       |     |    |        |        |8       |

|1.     |178 167 |8,29  |195  |8,52  |8,03 |6,64|1 430   |1 297   |-132    |

|Камбала|        |      |456  |       |     |    |681,01  |827,84  |853,17  |

|натур. |        |      |     |       |     |    |        |        |        |

|1/250  |        |      |     |       |     |    |        |        |        |

|2.     |1 410   |65,59 |369  |16,12  |7,64 |7,05|10 776  |2 606   |-8 169  |

|Сельдь |492     |      |704  |       |     |    |158,88  |413,20  |745,68  |

|натур. |        |      |     |       |     |    |        |        |        |

|1/250  |        |      |     |       |     |    |        |        |        |

|3.     |270 098 |12,56 |315  |13,77  |7,71 |7,61|2 082   |2 403   |320     |

|Сельдь |        |      |776  |       |     |    |455,58  |055,36  |599,78  |

|оригин.|        |      |     |       |     |    |        |        |        |

|1/250  |        |      |     |       |     |    |        |        |        |

 

 

                                                       Окончание таблицы 2.3

|1      |2      |3      |4     |5    |6    |7    |8 = 2x6 |9 = 4x7 |10 = 9 -|

|       |       |       |      |     |     |     |        |        |8       |

|4.     |108 216|5,03   |1 311 |57,20|8,13 |6,68 |879     |8 761   |7 881   |

|Сельдь |       |       |628   |     |     |     |796,08  |675,04  |878,96  |

|натур. |       |       |      |     |     |     |        |        |        |

|с д.м. |       |       |      |     |     |     |        |        |        |

|5.     |183 471|8,53   |100   |4,38 |9,16 |7,75 |1 680   |778     |-901    |

|Сельдь |       |       |480   |     |     |     |594,36  |720,00  |874,36  |

|в т/с  |       |       |      |     |     |     |        |        |        |

|1/250  |       |       |      |     |     |     |        |        |        |

|Итого  |2 150  |100,00 |2 293 |100,0|-    |-    |16 849  |15 847  |-1 001  |

|       |444    |       |044   |0    |     |     |685,91  |691,44  |994,47  |

 

 

      Определение влияния факторов  на  изменение  себестоимости  консервной

продукции:

        1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;

        2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;

        3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;

        4. С1 = ВП1xДi1xСi1.

      Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:

        1. объема товарной продукции ?С?ВП = С1скор - С0

        2. структуры товарной продукции ?С?Дi = С2скор - С1скор

        3.  себестоимости единицы продукции ?С?Сi = С1 - С2скор

 

Таблица  2.4  –   Расчет   полной   себестоимости   скорректированной:   при

фактическом  объеме  товарной   продукции,   базисной   структуре   товарной

продукции  и базисной себестоимости единицы продукции

|Виды продукции    |Объем товарной    |Себестоимость     |Себестоимость     |

|                  |продукции         |единицы продукции |скорректированная,|

|                  |фактический при   |базисная, руб.    |руб.              |

|                  |базисной          |(гр. 6 табл. 2.3) |                  |

|                  |структуре, ед.    |                  |                  |

|                  |(итог гр.4 табл.  |                  |                  |

|                  |2.3 x гр. 3 табл. |                  |                  |

|                  |2.3)              |                  |                  |

|1                 |2                 |3                 |4 = 2x3           |

|1. Камбала натур. |189 981,59        |8,03              |1 525 552,17      |

|1/250             |                  |                  |                  |

|2. Сельдь натур.  |1 504 024,39      |7,64              |11 490 746,31     |

|1/250             |                  |                  |                  |

|3. Сельдь оригин. |288 008,71        |7,71              |2 220 547,14      |

|1/250             |                  |                  |                  |

 

 

                                                       Окончание таблицы 2.4

|1                 |2                 |3                 |4 = 2x3           |

|4. Сельдь натур. с|115 392,01        |8,13              |938 137,02        |

|д.м.              |                  |                  |                  |

|5. Сельдь в т/с   |195 637,31        |9,16              |1 792 037,74      |

|1/250             |                  |                  |                  |

|Итого             |-                 |-                 |17 967 020,38     |

 

Таблица  2.5  –   Расчет   полной   себестоимости   скорректированной:   при

фактическом  объеме  товарной  продукции,  фактической  структуре   товарной

продукции и базисной себестоимости единицы продукции

|Виды продукции    |Объем товарной    |Себестоимость     |Себестоимость     |

|                  |продукции         |единицы продукции |скорректированная,|

|                  |фактический при   |базисная, руб.    |руб.              |

|                  |фактической       |(гр. 6 табл. 2.3) |                  |

|                  |структуре, ед.    |                  |                  |

|                  |( гр. 4 табл. 2.3)|                  |                  |

|1                 |2                 |3                 |4 = 2x3           |

|1. Камбала натур. |195 456,00        |8,03              |1 569 511,68      |

|1/250             |                  |                  |                  |

|2. Сельдь натур.  |369 704,00        |7,64              |2 824 538,56      |

|1/250             |                  |                  |                  |

|3. Сельдь оригин. |315 776,00        |7,71              |2 434 632,96      |

|1/250             |                  |                  |                  |

|4. Сельдь натур. с|1 311 628,00      |8,13              |10 663 535,64     |

|д.м.              |                  |                  |                  |

|5. Сельдь в т/с   |100 480,00        |9,16              |920 396,80        |

|1/250             |                  |                  |                  |

|Итого             |-                 |-                 |18 412 615,64     |

 

Таблица  2.6  –  Схема  проведения  аналитических  расчетов  для  нахождения

влияния основных факторов на полную себестоимость консервной продукции

|Показатели                    |Сумма, руб. |Факторы изменения затрат         |

|                              |            |объем    |структура|себестоимост|

|                              |            |выпуска  |выпуска  |ь единицы   |

|                              |            |продукции|продукции|продукции   |

|Себестоимость базисного       |16 849      |ВП0      |Дi0      |Сi0         |

|периода                       |685,91      |         |         |            |

|Себестоимость                 |17 967      |ВП1      |Дi0      |Сi0         |

|скорректированная: при        |020,38      |         |         |            |

|фактическом объеме товарной   |            |         |         |            |

|продукции, базисной структуре |            |         |         |            |

|и базисной себестоимости      |            |         |         |            |

|единицы продукции             |            |         |         |            |

|Себестоимость                 |18 412      |ВП1      |Дi1      |Сi0         |

|скорректированная: при        |615,64      |         |         |            |

|фактическом объеме,           |            |         |         |            |

|фактической структуре товарной|            |         |         |            |

|продукции и базисной          |            |         |         |            |

|себестоимости единицы         |            |         |         |            |

|продукции                     |            |         |         |            |

|Себестоимость фактическая     |15 847      |ВП1      |Дi1      |Сi1         |

|                              |691,44      |         |         |            |

 

 

      Из  данных  Таблицы  2.6  выявим  влияние    факторов   на   изменение

себестоимости консервной продукции:

    . объем консервной продукции:

      17 967 020,38 – 16 849 685,91 = 1 117 334,47 (руб.)

      Следовательно,  из-за увеличения объема выпуска консервной продукции в

2002 г., себестоимость увеличилась на 1 117 334,47 руб. Этот  рост  является

закономерным, так как объем производства с  2001  г.  по  2002  г.  по  пяти

консервам вырос на 6,63% или на 142 600 банок (См. Таблицу 2.2).

    . структура товарной продукции:

      18 412 615,64 – 17 967 020,38 = 445 595,26 (руб.)

      Изменение структуры выпуска консервной продукции в 2002 г. повлияло на

увеличение себестоимости почти  на  пятьсот  тысяч  рублей.  В  таблице  2.1

указано,  что  выпуск  консервной  продукции  переориентировался  с   сельди

натуральной, где ее доля занимала 54,41% в общем объеме выпуска  консервного

цеха в 2001 году и 9,92% в 2002 году, на сельдь  с  добавлением  масла  (См.

Приложение 3 и 4). Себестоимость  сельди натуральной меньше,  чем  сельди  с

добавлением масла, из этого  следует,  что,  в  результате  увеличения  доли

более затратоемкого изделия, общая  сумма  затрат  в  составе  себестоимости

возросла.

    . себестоимость единицы продукции:

      15 847 691,44 – 18 412 615,64 =   -2 564 924,20 (руб.)

      Благодаря  снижению  себестоимости  единицы  продукции,   рыбокомбинат

добился  высоких  результатов  в  снижении  расходов  на  выпуск  консервной

продукции на два с половиной миллиона рублей. Можно смело заметить, что  это

благоприятно  сказалось  на  возможности  увеличения  конечного  финансового

результата предприятия.

      Сумма факторных оценок составила:

      (1 117 334,47 + 445 595,26 + (-2 564 924,20)) = -1 001 994,47 (руб.)

      Данный результат говорит о том, что в целом за  2002  г.  рыбокомбинат

уменьшил себестоимость  консервной  продукции  на  один  миллион  рублей  по

сравнению с 2001 г. или на  5,94%.  Это  вызвано  тем,  что  в  материально-

затратном  производстве  было  задействовано  более   дешевое   сырье,   что

позволило снизить  так  резко  себестоимость  единицы   продукции.  Качество

Информация о работе Управление себестоимостью продукции