Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:58, дипломная работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
Глава 1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 8
1. Понятие и экономическое содержание себестоимости 8
2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
4. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
Глава 2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 25
1. Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2. Факторный анализ себестоимости продукции 32
3. Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
Глава 3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Уральский рыбокомбинат» 54
1. Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
2. Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3. Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Пр
возвратных отходов, где они трансформируются в другие цеха и участвуют в
дальнейшем производстве, позволили также снизить себестоимость. Но вместе с
тем, рост цены на жестяную банку отрицательно отразился на росте
себестоимости. Доля жестяной банки в структуре возросла в среднем на 4%.
За один год замечен рост заработной платы примерно на 85 руб. на 1 тубу и
вместе с заработной платой увеличились отчисления на социальные нужды. В
общем, произошло снижение цеховых расходов, расходов на содержание
оборудования и общезаводских расходов. Это хорошая тенденция. Сумма этих
расходов, занимаемая в доли себестоимости, около 15-20%. Получаться, что
под влиянием затрат на жестяную банку, затрат на приобретение рыбного
сырья и накладных расходов в основном формируется себестоимость продукции.
У каждого вида консервного продукта существует свой особый состав
ингредиентов, которые входят в статью «Вспомогательные расходы» и
используются при консервировании. Хотелось акцентировать внимание на
производство сельди в томатном соусе. Данный консервный продукт самый
трудоемкий и начисление дополнительной заработной платы за выпуск этой
консервы составляет около 60 руб. за 1 тубу, когда на другой консервный
продукт сельди начисление составляет около 40 руб. Большой список
ингредиентов способствуют к дополнительным затратам на их хранение, покупку
и снабжение процесса производства. Самые большие расходы во вспомогательных
материалах заложены в томатную пасту и масло растительное.
В основном, по всем четырем консервам полная производственная
себестоимость снизилась. Самое большое снижение было достигнуто при
производстве сельди с добавлением масла 2 031 руб. с 1 тубы, а самое
небольшое снижение при производстве сельди оригинальной 154,76 руб. с 1
тубы, так как здесь изменение стоимости сырья за год не такое
значительное, как по другим консервам.
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции
Важным обобщающим показателем себестоимости продукции является затраты
на рубль товарной продукции, который отличается тем, что, во-первых, дает
обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на
выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который
может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом
предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных
видов продукции.
Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и
реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих
ценах:
Z = С/ТП;
С – себестоимость продукции;
ТП – товарная продукция в стоимостном выражении;
При этом, чем меньше затрат приходиться на 1 руб. товарной продукции,
тем выше рентабельность продукции. Затраты на рубль товарной продукции
непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и
реализацию продукции и от изменения стоимости (оптовой цены) произведенной
продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства
продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые
в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет ресурсоемкости
продукции и цен на потребленные ресурсы.
Влияние факторов первого порядка на изменения затрат на единицу
продукции изучают с помощью факторной модели:
Z = С/ТП = (ВпхДiхСiхЦi)/(ВпхДiхСiхКi), где
Z - затраты на единицу продукции
ВП - объем выпуска (ВП)
Дi - структура выпуска
Сi – себестоимость единицы продукции
Цi – цены на ресурсы
Кi – продажные цены на продукцию
Определение влияния факторов на изменение затрат на рубль товарной
продукции:
1. Z 0 = (ВП0xДi0xСi0xЦi 0)/(Вп0хДi0хСi0xКi0);
2. Z 1скор= (ВП1xДi0xСi0xЦi 0)/(Вп1хДi0хСi0xКi0);
3. Z 2скор= (ВП1xДi1xСi0xЦi 0)/(Вп1хДi1хСi0xКi0);
4. Z 3скор= (ВП1xДi1xСi1xЦi 0)/(Вп1хДi1хСi1xКi0);
5. Z 1 = (ВП1xДi1xСi1xЦi 1)/(Вп1хДi1хСi1xКi1).
Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции:
1. объема товарной продукции ? Z ?ВП = Z 1скор - Z 0
2. структуры товарной продукции ? Z ?Дi = Z 2скор - Z 1скор
3. себестоимости единицы продукции ? Z ?Сi = Z 3скор - Z 2скор
4. продажных цен на продукции ? Z ?Сi = Z1 - Z 3скор
Таблица 3.1 – Исходные данные для факторного анализа показателя затрат на
рубль товарной по консервной продукции ОАО «ВРК»
|Виды |Выручка товарной продукции, |Продажные цены на |Индекс |
|продукции |руб. |продукцию, руб. |продажных |
| | | |цен |
| |базис. 2001 г.|факт. 2002 г.|базис. |факт. 2002 | |
| |(гр.2 табл. | |2001 г. |г. | |
| |2.3 * гр. 4 |(гр.4 табл. | | | |
| |табл. 3.1) |2.3 * гр. 5 | | | |
| | |табл. 3.1) | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 = 5 / 4 |
|1. Камбала |2 168 292,39 |1 665 285,12 |12,17 |8,52 |0,700082 |
|натур 1/250 | | | | | |
|2. Сельдь |16 333 497,36 |3 105 513,60 |11,58 |8,40 |0,725389 |
|натур 1/250 | | | | | |
|3. Сельдь |3 160 146,60 |3 081 973,76 |11,70 |9,76 |0,834188 |
|оригин 1/250 | | | | | |
|4. Сельдь |1 283 441,76 |11 240 651,96|11,86 |8,57 |0,722597 |
|натур с д.м. | | | | | |
|5. Сельдь в |2 219 999,10 |928 435,20 |12,10 |9,24 |0,763636 |
|т/с 1/250 | | | | | |
|Итого |25 165 377,21 |20 021 859,64|- |- |- |
Таблица 3.2 – Расчет товарной продукции скорректированной.
|Виды продукции |Товарная продукция при |Товарная продукция при |
| |фактическом объеме |фактическом объеме |
| |товарной продукции, |товарной продукции, |
| |базисной структуре и |фактической структуре и |
| |базисных продажных ценах,|базисных продажных ценах,|
| |руб. (итог гр. 4 табл. |руб. (гр. 4 табл. 2.3 * |
| |2.3 * гр. 3 табл. 2.3 * |гр. 4 табл. 3.1 или гр. 3|
| |гр. 4 табл. 3.1) |табл. 3.1 / индекс |
| | |продажных цен) |
|1. Камбала натур 1/250 |2 312 075,95 |2 378 699,52 |
|2. Сельдь натур 1/250 |17 416 602,39 |4 281 172,32 |
|3. Сельдь оригин 1/250 |3 369 701,88 |3 694 579,20 |
|4. Сельдь натур с д.м. |1 368 549,21 |15 555 908,08 |
|5. Сельдь в т/с 1/250 |2 367 211,43 |1 215 808,00 |
|Итого |26 834 140,87 |27 126 167,12 |
Таблица 3.3 – Схема проведения аналитических расчетов для нахождения
влияния факторов на показатель уровня затрат на рубль товарной продукции.
|Показатели |Расчет,|Факторы изменения показателя затрат на |
| |руб. |рубль товарной продукции |
| | |объем |структура|себестоимост|
| | |выпуска |выпуска |ь единицы |цены |
| | |товарной |товарной |продукции | |
| | |продукции|продукции|
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Уровень затрат на рубль |0,66955|ВП0 |Дi0 |Сi0 |Кi0 |
|товарной продукции |8 | | | | |
|базисный | | | | | |
|16 849 685,91 / 25 165 | | | | | |
|377,21 | | | | | |
|Уровень затрат на рубль |0,66955|ВП1 |Дi0 |Сi0 |Кi0 |
|товарной продукции |8 | | | | |
|скорректированный: при | | | | | |
|фактическом объеме | | | | | |
|товарной продукции, | | | | | |
|базисной структуре, | | | | | |
|базисной себестоимости | | | | | |
|единицы продукции и | | | | | |
|базисных продажных ценах | | | | | |
| | | | | | |
|17 967 020,38 / 26 834 | | | | | |
|140,87 | | | | | |
|Уровень затрат на рубль |0,67877|ВП1 |Дi1 |Сi0 |Кi0 |
|товарной продукции |7 | | | | |
|скорректированный: при | | | | | |
|фактическом объеме | | | | | |
|товарной продукции, | | | | | |
|фактической структуре, | | | | | |
|базисной себестоимости | | | | | |
|единицы продукции и | | | | | |
|базисных ценах | | | | | |
|18 412 615,64 / 27 126 | | | | | |
|167,12 | | | | | |
|Уровень затрат на рубль |0,58422|ВП1 |Дi1 |Сi1 |Кi0 |
|товарной продукции |2 | | | | |
|скорректированный: при | | | | | |
|фактическом объеме | | | | | |
|товарной продукции, | | | | | |
|фактической структуре, | | | | | |
|фактической себестоимости| | | | | |
|единицы продукции и | | | | | |
|базисных ценах | | | | | |
|17 042 238,49 / 27 126 | | | | | |
|167,12 | | | | | |
|Уровень затрат на рубль |0,79151|ВП1 |Дi1 |Сi1 |Кi1 |
|товарной продукции |9 | | | | |
|фактический | | | | | |
|15 847 961,44 / 20 021 | | | | | |
|859,64 | | | | | |
С помощью Таблицы 3.3 можно определить влияние факторов на уровень
затрат на рубль товарной продукции:
. объема консервной продукции:
0,669558 - 0,669558 = 0 (руб.)
Из этого следует, что объем выпуска консервной продукции не повлиял на
затраты на рубль товарной продукции. Интересный факт, так как объем выпуск
по пяти консервам вырос на 6,63%, а это в свою очередь не повлияло на
затраты на рубль товарной продукции.
. структуры товарной продукции:
0,678777 - 0,669558 = 0,009219 (руб.)
Изменение структуры консервной продукции повысило показатель не
намного, всего лишь на 0,9218 копеек или 1 копейку, если округлить.
. себестоимости единицы продукции:
0,584222 - 0,678777 = - 0,094555 (руб.)
Себестоимость единицы продукции способствовало снижению затрат на 9,5
копеек на единицу консервов. Этот фактор был единственным, который повлиял
на снижение затрат на рубль товарной продукции, что и позволило
предприятию нарастить выручку от реализации.
. продажных цен:
0,791519 – 0,584222 = 0,207298 (руб.)
Снижение продажных цен в 2002 году способствовало увеличению
показателя затрат на рубль товарной продукции. Данное изменение является
очень значительным по сравнению с другими факторами, потому что изменение
составило 20,73 копеек на каждый рубль консервной продукции. Следовательно,
можно сделать вывод, что руководство не стало поднимать отпускные цены по
консервам в 2002 г., а довольствовалось небольшой накруткой. Известно то,
что себестоимость единицы продукции снизилась, объем продаж по продукции
вырос в натуральном выражении, но не в денежном, а снижение отпускных цен
составило около 20% (См. Таблицу 3.1). Это при том, что цены по товарам на
рынке стремительно растут, хотя бы из-за одного фактора инфляции.
Осталось произвести сумму факторных оценок повлиявших на изменение
затрат на рубль товарной продукции:
0 + 0,009219 + (- 0,094555) + 0,207298 = 0,121961 (руб.)
Как видно сумма затрат на рубль товарной продукции выросла на 12,19