Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 11:14, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ оборотного капитала и обоснование политики управления им на производственном предприятии ОАО «Нижфарм».
Для достижения поставленное цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы формирования политики управления оборотным капиталом.
2. Дать характеристику финансово-экономическому состоянию предприятия.
3. Провести анализ состава и источников формирования оборотных активов.
4. Дать оценку эффективности использования оборотных активов и их влиянию на финансовое состояние исследуемого предприятия.
5. Сформулировать предложения по совершенствованию политики управления оборотным капиталом ОАО «Нижфарм».
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы управления оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Сущностная характеристика оборотного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Этапы и стратегии управления оборотными активами. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Выбор политики финансирования оборотных активов предприятия. . . . 25
Глава 2. Анализ политики управления оборотного капитала и его влияние на финансовое состояние ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.1.Социально–экономическая характеристика предприятия ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
2.2. Анализ состава и источников формирования оборотных активов. . . . .. .38
2.3. Оценка эффективности использования оборотных активов и их влияние
на финансовое состояние предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Глава 3. Предложения по совершенствованию управления
оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.1. Нормирование запасов с использованием экономико-математических методов. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.2.Совершенствование методов по управлению дебиторской задолженностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .72
Список использованной литературы. . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . .. . .77
1.3. Выбор политики финансирования оборотных активов предприятия
Политика финансирования оборотных активов призвана отражать общую философию финансового управления предприятия с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, а также корреспондировать с ранее рассмотренной политикой формирования оборотных активов. В процессе выбора политики финансирования оборотных активов их классификация по периоду функционирования, т.е. в общем их составе выделяются постоянная и переменная их часть. В соответствии с теорией финансового менеджмента существует три принципиальных типа политики финансирования различных групп оборотных активов предприятия.
Консервативный тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменной их части. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет заемного капитала. Такая модель (тип политики) финансирования оборотных активов обеспечивает высокий уровень финансовой устойчивости предприятия (за счет минимального объема использования краткосрочных заемных средств), однако увеличивает затраты собственного капитала на их финансирование, что при прочих равных условиях приводит к снижению уровня его рентабельности.
Умеренный (или компромиссный) тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного капитала должна финансироваться постоянная часть оборотных активов, в то время как за счет краткосрочного заемного капитала – весь объем переменной их части. Такая модель (тип политики) финансирования оборотных активов обеспечивает приемлемый уровень финансовой устойчивости предприятия и рентабельность использования собственного капитала, приближенную к среднерыночной норме прибыли на капитал.
Агрессивный тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала финансируется лишь небольшая доля постоянной их части (не более половины), в то время как за счет краткосрочного заемного капи тала — преимущественная доля постоянной и вся переменная часть оборотных активов. Такая модель (тип политики) создает проблемы в обеспечении текущей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, она позволяет осуществлять операционную деятельность с минимальной потребностью в собственном капитале, а следовательно обеспечивать при прочих равных условиях наиболее высокий уровень его рентабельности. [10,с.109]
Тот или иной тип политики финансирования отражает коэффициент чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала) - минимальное его значение характеризует осуществление политики агрессивного типа, в то время как достаточно высокое его значение (стремящееся к единице) - политики консервативного типа.
Таким образом, формирование соответствующих принципов финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношение между уровнем рентабельности использования собственного капитала и уровнем риска снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, своеобразным барометром которого выступают сумма и уровень чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала).
В целом, при сложении всех вышеперечисленных возможных стратегий поведения каждого отдельного элемента оборотных активов (см. табл.2) можно сформулировать общие типы стратегий для оборотных активов в целом:
а) Консервативный тип управления, когда каждая из подстратегий относится к этому типу;
б) Умеренный тип управления, когда все подстратегии тоже являются умеренными и стремятся к балансу между эффективностью и степенью риска;
в) Агрессивный тип, когда все стратегии управления каждого элемента оборотных активов являются таковыми; [4,с.134]
г) Идеальный тип управления оборотными активами. Построение идеальной модели основывается на самой сути категорий «оборотный капитал» и «текущие обязательства» и их взаимном соответствии. Термин «идеальная» в данном случае означает не идеал, к которому нужно стремиться, а лишь сочетание активов и источников их покрытия исходя из их экономического содержания.
Модель означает, что оборотный капитал по величине совпадает с краткосрочными обязательствами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю.
В реальной жизни такая модель практически не встречается.
Кроме того, с позиции ликвидности она наиболее рискованна, поскольку при неблагоприятных условиях (например, необходимо рассчитаться со всеми кредиторами единовременно) предприятие может оказаться перед необходимостью продажи части основных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности.
Таблица 2
Типы политики финансирования оборотных активов
Запасы | ||
Консерва-тивный |
Формирование завышенного объема страховых и резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств |
Большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота, как следствие, - снижение доходности. Уровень риска остановки производства – минимальный |
Умеренный |
Формирование резервов на случай таловых сбоев |
Средняя доходность. Средний риск |
Агрессив-ный |
Минимум запасов, поставки -точно в срок- |
Максимальная доходность, но малейшие сбои грозят остановкой (задержкой) производства |
Дебиторская задолженность | ||
Консерва-тивный |
Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами |
Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики |
Умерен-ный |
Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты |
Средняя доходность. Средний риск |
Агрессив-ный |
Большая отсрочка, гибкая политика кредитования |
Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности |
Денежные средства | ||
Консерва-тивный |
Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах |
Возможность вовремя совершать планируемые платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению |
Умерен-ный |
Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые надежные ценные бумаги |
Средняя доходность. Средний риск |
Агрессив-ный |
Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги |
Предприятие рискует не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования |
Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотного капитала, т.е. базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид: ДП = ВК
Сочетаемость различных видов политики управления ТА и ТП иллюстрирует матрица выбора политики комплексного оперативного управления ТА и ТП. (см. табл.3)
Таблица 3
Матрица комплексного оперативного управления текущими активами и пассивами (политика комплексного управления (ПКУ)
Политика управления текущими пассивами |
Политика управления текущими активами | ||
Консервативная |
Умеренная |
Агрессивная | |
Агрессивная |
не сочетается |
умеренная ПКУ |
агрессивная ПКУ |
Умеренная |
умеренная ПКУ |
умеренная ПКУ |
умеренная ПКУ |
Консервативная |
консервативная ПКУ |
умеренная ПКУ |
не сочетается |
При анализе матрицы ПКУ видно, что некоторые виды политики управления текущими активами не сочетаются с определенными типами политики управления текущими пассивами. Это касается агрессивной политики управления текущими активами, которая не сочетается с консервативной политикой управления текущими пассивами, и наоборот. Прежде всего, это связано с тем, что меры по управлению текущими активами вступают в прямое противоречие с методами управления текущими пассивами (например, при агрессивной политике управления текущими активами фирма всячески наращивает долю текущих активов в совокупных активах предприятия, при консервативной же политике управления текущими пассивами фирма фактически отказывается от краткосрочных кредитов).
Хорошо сочетается (можно даже говорить о дополнении и появлении кумулятивного эффекта) агрессивная политика управления текущими активами с агрессивной же политикой управления текущими пассивами предприятия (при этом возникает агрессивная ПКУ). Аналогичное происходит и в случае сочетания консервативной политики управления текущими активами с консервативной же политикой управления текущими пассивами (при этом возникает консервативная ПКУ).
Нормально сочетаются, приводя к умеренной ПКУ, политика агрессивного управления текущими активами и консервативная политика управления текущими пассивами и наоборот, а также все виды умеренной политики управления текущими активами и умеренной политики управления текущими пассивами.
Данная матрица имеет практический смысл при принятии решений о политике комплексного управления текущими активами и текущими пассивами. Фирма может сделать правильный выбор в этом принципиальном вопросе, имея всю информацию (обязательно достоверную) о внутренней среде предприятия и об основных параметрах внешней среды.
Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотным капиталом. Следовательно, каждой стратегии поведения соответствует свое базовое балансовое уравнение.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.
ГЛАВА 2. Анализ политики управления оборотного капитала и его влияние на финансовое состояние ОАО «Нижфарм»
Анализ финансового состояния предприятия является важнейшим условием успешного управления его финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. Анализируемым предприятием является компания ОАО «Нижфарм» в период 2007-2008 гг. Компания Нижфарм была создана в 1919 году как производитель галеновых препаратов из растительного и животного сырья. За период своего развития компания неоднократно перепрофилировалась и в 1938 году стала производить мягкие лекарственные формы, включая суппозитории, мази и линименты и мягкие желатиновые капсулы.
На сегодняшний день ОАО Нижфарм является крупнейшим производителем и продавцом мягких лекарственных форм в России, а также в странах СНГ и Балтии. Ассортимент компании по формам выпуска имеет следующую структуру:
Суппозитории 38%
Мази и линименты 36%
Мягкие желатиновые капсулы 11%
Таблетки 15%
Компания Нижфарм делает ставку, прежде всего, на стратегическое развитие тех лекарственных форм, в которых компания традиционно сильна и в которых ей нет равных в России и странах СНГ. В целом российский фармацевтический рынок растет на 8%-10% ежегодно. В 2007 году в ценах заводов-изготовителей объем фармацевтического рынка России составил 2300 млн. $ (см. табл.4)
Таблица 4
Характеристика фармацевтического рынка РФ за период 2007-2008гг.
№ |
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
Темп изменения |
1 |
Объем фармацевтического рынка России в ценах заводов-изготовителей, млн. USD |
2 300 |
2 500 |
109% |
2 |
Доля продаж иностранных производителей, % |
48 |
63 |
131% |
3 |
Доля продаж российских производителей, % |
52 |
37 |
71% |
4 |
Объемы продаж иностранных производителей, млн. USD |
1 104 |
1 575 |
143% |
5 |
Объемы продаж российских производителей, млн. USD |
1 196 |
925 |
77% |
6 |
Продажи ОАО "Нижфарм" в РФ (без учета прочей продукции), тыс. USD |
21 295 |
22 669 |
106% |
7 |
Продажи ОАО "Нижфарм" в РФ (без учета прочей продукции), тыс. уп. |
69 007 |
64 595 |
94% |
8 |
Доля ОАО "Нижфарм" на российском фармацевтическом рынке, % |
0,93 |
0,91 |
98% |
9 |
Продажи ОАО "Нижфарм" в СНГ и страны Балтии, тыс. USD |
2 351 |
3 038 |
129% |
Информация о работе Управление оборотными активами предприятия