Управление оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ оборотного капитала и обоснование политики управления им на производственном предприятии ОАО «Нижфарм».
Для достижения поставленное цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы формирования политики управления оборотным капиталом.
2. Дать характеристику финансово-экономическому состоянию предприятия.
3. Провести анализ состава и источников формирования оборотных активов.
4. Дать оценку эффективности использования оборотных активов и их влиянию на финансовое состояние исследуемого предприятия.
5. Сформулировать предложения по совершенствованию политики управления оборотным капиталом ОАО «Нижфарм».

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы управления оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Сущностная характеристика оборотного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Этапы и стратегии управления оборотными активами. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Выбор политики финансирования оборотных активов предприятия. . . . 25
Глава 2. Анализ политики управления оборотного капитала и его влияние на финансовое состояние ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.1.Социально–экономическая характеристика предприятия ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
2.2. Анализ состава и источников формирования оборотных активов. . . . .. .38
2.3. Оценка эффективности использования оборотных активов и их влияние
на финансовое состояние предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Глава 3. Предложения по совершенствованию управления
оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.1. Нормирование запасов с использованием экономико-математических методов. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.2.Совершенствование методов по управлению дебиторской задолженностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .72
Список использованной литературы. . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . .. . .77

Файлы: 1 файл

документ № 2.doc

— 671.00 Кб (Скачать)

     Исходя из вышесказанного, по анализу, проделанному в предыдущей главе, стало возможно оценить политику управления оборотным капиталом ОАО «Нижфарм».

Начнем оценку с запасов организации. В период с 2007 г. по 2008 г. их величина возросла на 82,18%. Наиболее всего увеличились объемы сырья, продукции изготовленной и отгруженной. Такими признаками характеризуется консервативная политика, выраженная в формировании завышенного объема страховых и резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств, что мы и наблюдаем. Результатом этого, как правило, бывают большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота, как следствие, - снижение доходности. Уровень риска остановки производства – минимальный.

При оценке дебиторской задолженности выявляем следующие факты:

В течении изучаемого периода 2007-2008 гг. дебиторская задолженность возросла на 148,15% и ее удельный вес вырос с 15% до 17,15% с учетом увеличения совокупных мобильных активов на 61%. Наибольший рост задолженности наблюдается по статье расчетов с покупателями и заказчиками. Также значительно выросли и остальные статьи дебиторской задолженности. Это может быть вызвано как влиянием факторов непреодолимой силы, так и сознательной политикой руководства. Такими признаками характеризуется агрессивная политика управления дебиторской задолженностью, выраженная в больших отсрочках, гибкой политике кредитования. Следствием этого является большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности.

Оценка политики управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями выявляет перед нами двоякую ситуацию – с одной стороны  на начало года денежные средства, а особенно средства на валютных счетах, составляли довольно большой удельный вес в составе мобильных активов – 18,78%, а в течении года уменьшились на 67,68% и их удельный вес составил уже 3,34%. А краткосрочные финансовые вложения наоборот в течении 2007  г. выросли на 221,08% и по удельному весу увеличились с 5,52% до 9,75% от общего количества мобильных активов. Пи этом следует отметить, что даже по отдельности, удельный вес денежных средств и краткосрочных финансовых вложений позволил бы сразу расплатиться по всем обязательствам.

Таким образом можно говорить, что по денежным средствам и краткосрочным финансовым вложениям, если на начало года политика управления была консервативная, то в конце она стала агрессивной, когда осуществляется хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги. По сути это может привести к риску не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования. Но с учетом выше отмеченного факта возможности разового погашения всех долгов и довольно большой доли денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в структуре мобильных активов, можно сказать, что политика управления по данному виду активов является умеренной.

По поводу политики управления финансированием оборотных средств можно сказать следующее: поскольку оборотный капитал формируется по большей части из собственных средств, заемные средства, при их повышении составили к концу года только 3,11% от общей структуры пассивов, то перед нами типичная консервативная модель управления финансированием оборотных активов.

 Консервативный тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменной их части. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет заемного капитала. Такая модель (тип политики) финансирования оборотных активов обеспечивает высокий уровень финансовой устойчивости предприятия (за счет минимального объема использования краткосрочных заемных средств), однако увеличивает затраты собственного капитала на их финансирование, что при прочих равных условиях приводит к снижению уровня его рентабельности.

Таким образом сделаем вывод об общей политике управления оборотными активами ОАО «Нижфарм» и представим его в виде следующей таблицы:

 

 

 

 

Таблица 16

Определение политики управления оборотным

капиталом ОАО «Нижфарм»

 

Политика управления

Объект управления

Тип политики

Запасы

Консервативная

Дебиторская задолженность

Агрессивная

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

Умеренная

Управление финансирования оборотных активов

Консервативная

Оборотные активы в целом

Умеренная


 

По данным таблицы можно заключить, что политика текущими активами является умеренной, т.к. по трем составляющим оборотных активов представлены три типа политик, а политика управления текущими пассивами является консервативной. Следовательно можно сделать вывод о том, что политика комплексного управления является умеренной. Поэтому следует говорить о том, что руководство ОАО «Нижфарм» старается придерживаться золотой середины. Если учесть тот факт, что на Российский фармацевтический рынок оказывают большое давление западные фармпроизводители, то такая политика вполне оправдана.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию управления оборотным капиталом

3.1. Нормирование запасов с использованием экономико-математических методов

Теория управления запасами – одна из основных частей логистики. Сколько товара держать на складе? Много – будут омертвляться оборотные средства, вложенные в запас. Мало – слишком часто надо будет заниматься получением новых партий товара и нести соответствующие расходы. Значит, надо рассчитать и использовать оптимальный размер запаса. А для этого необходимо построить соответствующую математическую модель.  

Управление запасами (другими словами, материально-техническое снабжение) – неотъемлемая часть работы фирм и организаций. Речь идет о запасах сырья, топлива, материалов, инструментов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, готовой продукции на промышленном (или сельскохозяйственном) предприятии, о запасах товаров на оптовых базах, складах магазинов, на рабочих местах продавцов, наконец, у потребителей. Запасы постоянно расходуются и пополняются по тем или иным правилам, принятым на предприятии. Оптимизация этих правил, т.е. оптимальное управление запасами, дает большой экономический эффект.

Роль финансового менеджера в управлении запасами. Его функции следующие:

• определение необходимой величины запасов;

• разработка графика поставок;

• расчет оптимальных партий новых заказов;

• определение минимального и среднего уровня запасов;

• увязка политики в области продаж, запасов и производства;

• организация складирования запасов;

• освоение логистики производства и продаж;

• финансовый анализ потребностей в запасах;

• определение издержек запасов и политики в области цен.

Начинать решать проблему запасов нужно с их классификации.

Рассмотрим два основных метода на примере ОАО «Нижфарм», с помощью которых финансовый менеджер управляет запасами. Первый из них получил название модель Уилсона.

Формула оптимального размера заказа широко применяется на различных этапах производства и распределения продукции, поскольку оказывается практически полезной для принятия решений при управлении запасами, в частности, приносящей заметный экономический эффект. Рассмотрим эту модель и проанализируем управление запасами ОАО «Нижфарм» на базе нее.

     Поскольку структура запасов ОАО «Нижфарм» очень велика и сложна, рассмотрим отдельный сегмент деятельности, который касается производства мазей на основе редких природных компонентов, добываемых в особых экологических зонах. Данные компоненты доставляются для рассматриваемой организации в мешках по 50 кг. Годовая потребность организации в закупках данных компонентов для производства соответствующих сортов мазей - 4000 т. Все поставщики, с которыми работает организация, размещены в Приволжском Федеральном Округе на расстоянии в среднем 1500 км. Вопрос определения ОРЗ стоит перед организацией довольно актуально в связи с необходимостью определиться с видом наиболее экономичного вида транспорта.

Для применения формулы Уилсона требуется задать исходные данные в описываемом нами сегменте.

Стоимость размещения заказа была определена на основе следующих данных:

- среднее количество заказов  в месяц – 5,

- затраты на работу с поставщиками  рассчитаны через фонд заработной  платы менеджеров данного направления  и равны 3400 руб.

- стоимость содержания соответствующего  административного помещения 2000 руб.

Стоимость размещения заказа, таким образом, составила 5400 руб.

Затраты на хранение запаса определены в размере 8482 руб./т., в том числе

- капитальные затраты - 7100 руб./т,

- альтернативные издержки – 90 руб./т (из расчета 14 % годовых),

- стоимость обработки запасов (подача и уборка вагона, погрузка-выгрузка, стретч-пленка) - 420 руб./1 т,

- обслуживание соответствующей  части склада 13 руб.кв.м/сутки * 150 кв.м = 175 руб./мес.

- издержки обслуживания запаса 697 руб., в т.ч.

- заработная плата кладовщика, водителя, бухгалтера - 372 руб./месяц,

- сертификация – 50 руб.,

- лицензирование – 75 руб.,

- содержание соответствующего  административного помещения – 200 руб.

Расчет ОРЗ проведен по формуле Уилсона:

,                                                                                                                       (3.1)

Где I- затраты на хранение единицы запаса в плановом периоде времени, денежные единицы измерения/единица запаса,

S – потребность в запасе в плановом периоде, денежные или натуральные единицы измерения,

A – стоимость размещения одного заказа, денежные единицы,

C – цена единицы запаса, денежные единицы.

Q*=√2*5400*4000/8482=71,36 т.

Расстояние до поставщика 1500 км. Целесообразно производить поставки железнодорожным транспортом, крытыми вагонами грузоподъемностью 68 тонн. Рассчитанный ОРЗ был скорректирован с 71 т. до 68 т. Поставки ведутся 5 раз в месяц по одному вагону.

Проанализируем управление запасами на ОАО «Нижфарм» при помощи еще одной методики. Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее применение получила система АВС. Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п.

Метод АВС позволяет выполнить следующие виды работ:

  • определение и анализ основных затрат в разрезе бизнес-процессов;
  • сравнительный анализ альтернативных вариантов бизнес-процессов производства, сбыта и управления полученных в ходе оптимизации бизнес-процессов;
  • оптимизация бизнес-процессов по временным и стоимостным показателям, потребности в ресурсах;
  • определение и анализ основных затрат в разрезе структурных подразделений компании;
  • сформировать бюджеты структурных подразделений компании.

Число групп при проведении АВС-анализа делиться на три группы (75 : 20 : 5):

группа А – незначительное количества объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю (малое число большого значения);

группа В – среднее количество объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю (среднее число среднего значения);

группа С – большое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю (большое число малого значения).

К группе А будут относится затраты на производство мазей, что является наиболее востребованным сегментом продукции. Данный сегмент составляет 65% всей товарной продукции, сбываемой ОАО «Нижфарм». К группе В будут отнесены затраты на производство настоек, которые созданы по уникальной рецептуре и так же из натурального сырья, что наиболее привлекает потребителей по сравнению с конкурентами, которые ради экономии средств более широко применяют синтезированные вещества. Данная группа составляет 25%. К группе С, наименее востребованным, будут отнесены таблетированные формы, которыми в настоящее время, рынок перенасыщен в силу широкого распространения производственного оборудования по данным формам. Доля затрат составляет 10% от общей массы всех затрат.

      В общем и целом можно сказать, что в данном случае будет полезным применять и в будущем оба вида анализа, как по модели Вильсона, так и по модели АВС. Каждый вид анализа затрат необходимо применять для индивидуальных задач.

 

3.2. Совершенствование методов по управлению дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

- выбор  условий продаж, обеспечивающих  гарантированное поступление денежных  средств;

- определение  скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия