Управление оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ оборотного капитала и обоснование политики управления им на производственном предприятии ОАО «Нижфарм».
Для достижения поставленное цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы формирования политики управления оборотным капиталом.
2. Дать характеристику финансово-экономическому состоянию предприятия.
3. Провести анализ состава и источников формирования оборотных активов.
4. Дать оценку эффективности использования оборотных активов и их влиянию на финансовое состояние исследуемого предприятия.
5. Сформулировать предложения по совершенствованию политики управления оборотным капиталом ОАО «Нижфарм».

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы управления оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Сущностная характеристика оборотного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Этапы и стратегии управления оборотными активами. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Выбор политики финансирования оборотных активов предприятия. . . . 25
Глава 2. Анализ политики управления оборотного капитала и его влияние на финансовое состояние ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.1.Социально–экономическая характеристика предприятия ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
2.2. Анализ состава и источников формирования оборотных активов. . . . .. .38
2.3. Оценка эффективности использования оборотных активов и их влияние
на финансовое состояние предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Глава 3. Предложения по совершенствованию управления
оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.1. Нормирование запасов с использованием экономико-математических методов. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.2.Совершенствование методов по управлению дебиторской задолженностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .72
Список использованной литературы. . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . .. . .77

Файлы: 1 файл

документ № 2.doc

— 671.00 Кб (Скачать)

2. Определение принципиальных  подходов к формированию оборотных активов за счет операционного капитала предприятия. Такие принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. Применительно к оборотным активам они определяют выбор определенного типа политики их формирования за счет операционного капитала.

Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности и риска использования оборотного капитала, в конечном счёте, определяют сумму этого капитала и уровень его капиталоемкости по отношению к объему операционной деятельности. Эти принципы будут рассмотрены ниже в виде стратегий.

При альтернативных подходах к формированию оборотных активов (оборотного капитала) предприятия, их сумма и уровень по отношению к объему операционной деятельности варьируют в довольно широком диапазоне.

3. Оптимизация объема оборотного капитала. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности и риска использования оборотного капитала. Оптимизация объема оборотного капитала на этой стадии формирования политики управления достигается проведением следующих мероприятий:

На первом шаге с учетом результатов анализа оборотного капитала в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.

На втором шаге на основе избранного типа политики формирования оборотных активов за счет операционного капитала, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.

На третьем шаге определяется общий объем оборотного капитала предприятия на предстоящий период:

     ОКП=ЗСП+ЗГП+Д3п+ДАп+Пп,                               (1.3)                     

где   ОКП — общий объем оборотного капитала предприятия на конец рассматриваемого предстоящего периода;

ЗСП — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода;

ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства);

Д3п — сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего периода;

ДАп — сумма денежных активов на конец предстоящего периода;

Пп — сумма прочих видов оборотных активов, формируемых за счет операционного капитала на конец предстоящего периода. [6,с.210]

     4. Достижение соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала, используемого в операционном процессе. Потребность в отдельных видах оборотного капитала и его сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных особенностей осуществления операционной деятельности. Поэтому в процессе управления использованием оборотного капитала следует определять его сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в нем на протяжении года.

Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала осуществляется в следующей последовательности:

Во-первых, строится график «сезонной волны» по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотного капитала в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет. В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов.

На втором этапе по результатам графика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотного капитала по отношению к среднему его уровню.

На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборотного капитала по следующей формуле:

        ОКпост = ОКп х Кмин,                                             (1.4)                         

Где

 ОКпост — сумма  постоянной части оборотного  капитала в предстоящем периоде;

ОКп — средняя сумма оборотного капитала предприятия в рассматриваемом предстоящем периоде;

Кмин — коэффициент минимального уровня оборотного капитала.

На четвертом этапе определяется максимальная и средняя сумма переменной части оборотного капитала в предстоящем периоде. Эти расчеты осуществляются по следующим формулам:

    ОКПмакс =  ОКп х (КМакс - КМин)                               (1.5)                                   ОК перед = ОКп х (КМакс - КМин)- ОКпост / 2 = (ОКПМАКС – ОКПОСТ) / 2,(1.6)                     

где

ОКПМАКС — максимальная сумма переменной части оборотного капитала в предстоящем периоде;

ОК перед — средняя сумма переменной части оборотного капитала в предстоящем периоде;

ОКПОСТ — сумма постоянной части оборотного капитала в предстоящем периоде;

КМакс — коэффициент максимального уровня оборотного капитала;

КМин—коэффициент минимального уровня оборотного капитала.

Соотношение постоянной и переменной частей оборотного капитала является основой управления его оборачиваемостью в процессе использования.

5. Обеспечение необходимой  ликвидности используемых активов, сформированных за счет оборотного  капитала. Хотя все виды оборотных  активов в той или иной степени  являются ликвидными (кроме расходов  будущих периодов и безнадежной  дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко и среднеликвидных активов.

6. Обеспечение повышения  рентабельности оборотного капитала. Как и любой вид капитала  рассматриваемый его вид должен  генерировать определенную прибыль  при его использовании в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов, сформированных за счет операционного капитала, способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения).

Под политикой управления оборотным капиталом подразумевается также та или иная стратегия поведения социально-экономической системы (в нашем случае коммерческого предприятия) в ответ на постоянно изменяющиеся, внутренние и внешние условия.

Стратегия есть составной элемент политики управления, и представляет собой определённую методику действий в зависимости от конкретного состояния как внутренней, так и внешней среды, окружающей предприятие, в соответствии с поставленной целью.

Таких стратегий для любого действия существует четыре типа: консервативный, умеренный, агрессивный и комбинированный. Стратегия поведения любой системы состоит из стратегий ее отдельных частей, согласованных между собой общей задачей. При управлении оборотными активами общая стратегия складывается из стратегии формирования оборотных средств, стратегий управления запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и финансирования оборотных активов.

Главной задачей управления оборотными активами является формирование необходимого объема, оптимизация состава и обеспечение эффективного использования оборотных активов предприятия.

При выборе стратегии, прежде всего, необходимо определиться, чего мы хотим добиться, как, за какое время и т.д. учитывая, какую пользу хотим мы извлечь и чем, ради этого, мы готовы рискнуть. Далее проводиться анализ финансового состояния предприятия, состава и источников формирования оборотных активов, оценивается эффективность их использования. Определив положение предприятия, уже можно принимать решение о наиболее приемлемой политике управления оборотным капиталом.

Рассмотрим поочередно составные стратегии от общей, по управлению оборотными активами.

Начнем с выбора политики формирования оборотных активов предприятия. Такая политика должна отражать общую философию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения  доходности и риска финансовой деятельности. Рассмотрим три подхода:

  • Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход инвестиционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п. Такой подход гарантирует минимизацию коммерческих и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов — их оборачиваемости и уровне рентабельности.
  • Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех их видах и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования оборотных активов.
  • Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности их использования и риска, в конечном счете, определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности.

Составной частью политики управления оборотным капиталом являются политики управления запасами и дебиторской задолженностью.

Управление запасами направлено на обеспечение бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции и минимизацию текущих затрат по их обслуживанию на предприятии.

Политика управления запасами предполагает:

а) Обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

б) Обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

в) Накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции).

Стратегии управления дебиторской задолженности называются кредитной политикой. При выборе кредитной политики управления дебиторской задолженностью по отношению к покупателям решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровня доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.

  • Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
  • Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
  • Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом  реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия