Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 11:14, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ оборотного капитала и обоснование политики управления им на производственном предприятии ОАО «Нижфарм».
Для достижения поставленное цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы формирования политики управления оборотным капиталом.
2. Дать характеристику финансово-экономическому состоянию предприятия.
3. Провести анализ состава и источников формирования оборотных активов.
4. Дать оценку эффективности использования оборотных активов и их влиянию на финансовое состояние исследуемого предприятия.
5. Сформулировать предложения по совершенствованию политики управления оборотным капиталом ОАО «Нижфарм».
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы управления оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Сущностная характеристика оборотного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Этапы и стратегии управления оборотными активами. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Выбор политики финансирования оборотных активов предприятия. . . . 25
Глава 2. Анализ политики управления оборотного капитала и его влияние на финансовое состояние ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.1.Социально–экономическая характеристика предприятия ОАО «Нижфарм». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
2.2. Анализ состава и источников формирования оборотных активов. . . . .. .38
2.3. Оценка эффективности использования оборотных активов и их влияние
на финансовое состояние предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Глава 3. Предложения по совершенствованию управления
оборотным капиталом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.1. Нормирование запасов с использованием экономико-математических методов. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.2.Совершенствование методов по управлению дебиторской задолженностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .72
Список использованной литературы. . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . .. . .77
Для клиентов, которые являлись наиболее аккуратными, но в силу тех или иных причин имеют трудности, следует предлагать коммерческий кредит на условиях и под процент, определяемых при личной договоренности. Также целесообразно было бы введение системы скидок для крупнооптовых покупателей, увязывая это все с размером возвращаемой дебиторской задолженности. Приведем вариант подобных скидок.
Скидки для крупнооптовых покупателей
Размер отгружаемой партии в т.р. |
Срок платежной дисциплины |
Размер скидки от объема |
Свыше 1000 |
Оплата до 30 дней |
4% |
Свыше 5000 |
Оплата до 30 дней |
5% |
Свыше 1000 |
Оплата свыше 60 дней |
1% |
Свыше 5000 |
Оплата свыше 60 дней |
2% |
Свыше 1000 |
Оплата свыше 90 дней |
0 |
Свыше 5000 |
Оплата свыше 90 дней |
1% |
Данная мера на наш взгляд может являться хорошим средством стимуляции для ускорения возврата дебиторской задолженности.
Так же возможны варианты с уступкой прав требования по дебиторской задолженности таким крупным банкам, как Сбербанк и Альфа-банк ввиду необходимости скорейшего возвращения средств в оборот и учитывая небольшую долю кредиторской задолженности в структуре совокупных активов предприятия, которая равняется 3,05%.
Теперь можно сказать о кредитной политике.
Кредитная политика — это решение о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить платежный кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки.
Выделяют следующие типы кредитной политики.
1. Консервативный (жесткий) направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа являются: существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска и минимизация сроков предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. Компания, применяющая политику такого типа является весьма ликвидной, но может произойти сужение круга потенциальных покупателей, уменьшение объема продаж.
2. Умеренный — характеризует типичные условия осуществления кредитной политики в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Политика такого типа является наиболее целесообразной и экономически эффективной.
3. Агрессивный (мягкий) тип приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.
Механизмом реализации политики такого типа являются: распространение кредита на более рискованные группы покупателей; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. Такая политика полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании.
В нашем конкретном случае на основании ранее приведенных расчетов и выводов можно сказать, что наиболее приемлемой политикой в данном случае будет умеренная.
Заключение
Любое управление подразумевает политику управления.
Под политикой управления оборотным капиталом подразумевается стратегия поведения социально-экономической системы (в нашем случае коммерческого предприятия) в ответ на постоянно изменяющиеся внутренние и внешние условия.
Стратегия есть составной элемент политики управления, и представляет собой определённую методику действий в зависимости от конкретного состояния как внутренней, так и внешней среды, окружающей предприятие, в соответствии с поставленной целью.
Наряду с изучением стратегии управления оборотным капиталом, необходимо осуществлять процесс выбора политики финансирования оборотных активов. Указанная политика призвана отражать общую философию финансового управления предприятия с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, а также корреспондировать с ранее рассмотренной политикой формирования оборотных активов.
В ходе достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы
формирования политики
2. Дана характеристика финансово-
3. Проведен анализ состава и источников формирования оборотных активов.
4. Дана оценка эффективности
использования оборотных
5. Сформулированы предложения по
совершенствованию политики
Установлено, что на сегодняшний день ОАО Нижфарм является крупнейшим производителем и продавцом мягких лекарственных форм в России, а также в странах СНГ и Балтии.
Анализ
финансового состояния
В то же время денежные средства уменьшились на 67,68% в этот же период. При этом следует обратить внимание на рост запасов на 82,18% и, особенно дебиторской задолженности на 148,15%. Это может свидетельствовать о некотором ухудшении деловой активности финансового менеджмента, замедлении обращения средств и вызывает потребность глубже выяснить причины этих явлений.
Основным источником формирования активов является собственный капитал, который к 2008 году вырос на 420653 тыс. руб. и составляет 96,9% от общей массы. При этом наблюдается тенденция роста использования краткосрочных заемных средств на 66,38%, из которых больше всех выросла задолженность поставщикам на 93,31%, а уменьшилась задолженность по внутреннему долгу. Все заемные средства не превышают 3,1% от валюты баланса.
В результате анализа состава и структуры оборотных активов установлено, что наибольшую долю в составе оборотных активов составляют денежные средства в 2007 году. В сумме с краткосрочными финансовыми вложениями наиболее маневренные оборотные активы составляют 33,34%. В конце года уровень их снижается до 6,92%. Но в совокупности с краткосрочными финансовыми вложениями, их сумма составляет 27,17%.
Это означает сохранение достаточно высокого уровня абсолютной ликвидности. На конец периода в структуре оборотных активов преобладают запасы, удельный вес которых в активах составляет – 37,28%.
Таким образом можно сказать, что проведение финансового анализа предприятия способно показать, в каком состоянии находится экономика компании, какие слабые и сильные места можно выявить, насколько эффективна политика управления ресурсами, а в частности, оборотными активами, на предприятии. На основании этого можно сделать предложения по совершенствованию системы управления, внесению изменений, проведению мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия. Поскольку ведение любого хозяйствования, распоряжения ресурсами для достижения определенного результата подразумевает управление, а управление подразумевает политику – стиль руководства исходя из положения дел во внутренней и внешней среде, необходима обратная связь для адекватного принятия решений (любое управление есть непрерывный процесс принятия решений на основе получения периодической информации о состоянии управляемой системы и факторов внешней среды, влияющих на данную систему). Такой обратной связью при процессе управления коммерческим предприятием совершенно естественно и логично является финансовый анализ, который способен дать оценку эффективности руководства предприятием, достижимость поставленных результатов, предвидеть угрозы устойчивости финансового состояния, проводить планирование дальнейшей деятельности. Так, на ОАО «Нижфарм» мы проанализировали текущее состояние экономической системы, выявили проблемы и внесли предложения по совершенствованию функционирования предприятия, а именно по политике управления ресурсами данной экономической системы.
Проанализировав состояние запасов и рассчитав оптимальный размер запаса пришли к выводу, что целесообразно производить поставки железнодорожным транспортом, крытыми вагонами грузоподъемностью 68 тонн по одному вагону 5 раз в месяц. Продукция некоторых компаний в силу различных причин подвержена сезонному росту и спаду продаж. В случае исследуемой организации спрос на ее продукцию растет в холодное время года и падает в теплое. Следственно меняется динамика запасов. Поэтому надо эффективно использовать ресурсы, анализируя покупательский спрос, и применять систему контроля за движением запасов на предприятии. В данном случае мы рассмотрели метод АВС, который делиться на 3 категории. Основной задачей этого метода является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов. Проанализировав состояние дебиторской задолженности можно внести следующие предложения:
- необходимо ужесточить работу с дебиторами, а также применить уступку прав требования, чтобы вернуть замороженные средства в оборот, и тем самым ускорить оборачиваемость средств и прибыльность;
- в плане авансовых расчетов
следует ввести в договор о
поставках такие пункты, как внесение
авансового платежа при
- введение скидок для
- применение умеренной политики.
В итоге скажем, что конечно качество управления во многом зависит от личности руководителя предприятия, но хорошо поставленная система экономического анализа и финансово-производственного планирования порой играет решающую роль потому, что даже обычный руководитель способен добиваться высоких результатов хозяйственной деятельности и роста прибыльности обладая достоверной и полной экономической информацией, владея ситуацией положения его фирмы. На основании которой он может грамотно сориентироваться и сформировать эффективную политику управления ресурсами компании, в частности оборотным капиталом, которая является «кровью» компании, тем элементом, который обращается по циклу, описанному также в учебнике И. А. Бланка:
Деньги – Запасы – Производство – Готовая продукция – Деньги
Оборотный капитал есть предмет труда. Основной капитал есть орудие труда. Проходя по циклу, преобразуясь, оборотный капитал приобретает прибавочную стоимость, которая и составляет прибыль организации, то, что является главной целью любого коммерческого предприятия. И от грамотной политики управления именно оборотными средствами, от того, на сколько ритмично и экономично используются ресурсы, поддерживается достаточный запас для производства, поддерживается низкий уровень дебиторской задолженности, сбалансирована структура актива, зависит успешность дела в той или иной ситуации.
Список использованной литературы:
Информация о работе Управление оборотными активами предприятия