Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;
В правилах работы магазина «Зеленая линия» определены:
ЧТУП «ГринЛайнКомпани» оказывает дополнительные услуги для клиентов:
В уставе магазина определен товарный профиль и тип предприятия.
Магазин работает с 9 до 19 часов с понедельника по пятницу, в субботу и воскресенье с 9 до 18 часов без обеда.
По окончании рабочего дня продавцы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы. Покупатели предупреждаются о закрытии магазина за несколько минут до завершения работы, те покупатели, которые определились с выбором, обслуживаются. О закрытии магазина на санитарный день покупатели оповещаются специальным объявлением за 5 дней.
В магазине представлена следующая информация:
Книга отзывов и предложений находится у директора магазина.
Продажа товаров в магазине «Зеленая линия» осуществляется всем гражданам на общих основаниях.
Требования, предъявляемые к продавцам магазина: хорошее знание ассортимента товаров и их характеристики, назначения, способов использования и ухода за ним; он должен уметь предложить и помочь выбрать товар покупателю; быть внимательным, терпеливым и вежливым.
2.3 Оценка эффективности организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в ЧТУП «ГринЛайнКомпани»
Проведем оценку эффективности розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в магазине «Зеленая линия» по различным показателям.
Экономическая эффективность продажи товаров исследуемого в магазине «Зеленая линия» будет оценена при анализе экономического показателей таких как розничный товарооборот, анализ показателей по труду и т.д. Эти показатели характеризуют масштабы и уровень эффективности розничной продажи товаров (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Анализ розничного товарооборота по ЧТУП «ГринЛайнКомпани»
за 2011-2012 гг.
Наименование товара |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | |||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Искусственное растение в кашпо h - от 80 см |
84400,43 |
12,31 |
147513,87 |
11,32 |
63113,44 |
-0,99 |
174,78 |
Продолжение табл. 2.3
Искусственные растения в рамах (дерево, кожа, багет) |
47239,56 |
6,89 |
67892,87 |
5,21 |
20653,31 |
-1,68 |
143,72 |
Искусственные растения на декоративном креплении (сизаль, бамбук, кожа) |
39629,12 |
5,78 |
57728,49 |
4,43 |
18099,36 |
-1,35 |
145,67 |
Искусственные растения в настенных вазах, амфорах, ракушках |
79189,68 |
11,55 |
138001,05 |
10,59 |
58811,37 |
-0,96 |
174,27 |
Искусственное растение в вазе (стекло, керамика, кожа) h -от 40 см |
122589,74 |
17,88 |
189083,59 |
14,51 |
66493,86 |
-3,37 |
154,24 |
Искусственное растение в напольной вазе (керамика, стекло) h- от 80 см |
41754,56 |
6,09 |
94216,02 |
7,23 |
52461,46 |
1,14 |
225,64 |
Искусственные растения в напольных керамических вазах на кованой подставке |
38806,37 |
5,66 |
138782,93 |
10,65 |
99976,56 |
4,99 |
357,63 |
Деревья искусственные в керамических кашпо или кашпо из шамота ручной работы h - 120-300 см |
100581,18 |
14,67 |
208369,86 |
15,99 |
107788,68 |
1,32 |
207,17 |
Кусты искусственные (в керамических кашпо или кашпо из шамота ручной работы) h-70-120 см |
77475,62 |
11,30 |
106595,71 |
8,18 |
29120,10 |
-3,12 |
137,59 |
Фонтаны (настольные, напольные, керамические на кованых основаниях) h-50-220 см |
33115,68 |
4,83 |
88351,95 |
6,78 |
55236,26 |
1,95 |
266,80 |
Водопады (из искусственного камня, полистоуна, зеркальные) h-150 -300 см |
20843,00 |
3,04 |
66589,74 |
5,11 |
45746,74 |
2,07 |
319,48 |
Всего товаров |
685624,93 |
100,00 |
1303126,07 |
100,00 |
617501,14 |
x |
190,06 |
Источник: собственная разработка автора на основании приложений Е, Ж, З, И.
Из табл. 2.3 видим, что розничный товарооборот по ЧТУП «ГринЛайнКомпани» вырос в отчетном периоде на 617501,14 тыс. руб. (+90,06%), чему способствовал ряд факторов:
Все это сводится к тому, что покупатель неоднократно возвращается совершить все новую и новую покупку именно в этом магазине, т.е. тем самым происходит превращение покупателя в частого и активного потребителя товаров, реализуемых в магазине «Зеленая линия»;
Недостатком использования поступающих в ЧТУП «ГринЛайнКомпани товаров является их неполная продажа, так как завоз в магазин товаров, имеющих высокую цену, снижает спрос покупателей на них.
Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота а тем самым и эффективностью организации розничной продажи товаров является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.
Оценку показателей по труду ЧТУП «ГринЛайнКомпани» произведем на основании данных за 2011-2012 гг. в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Показатели по труду по ЧТУП «ГринЛайнКомпани» за 2011-2012 гг.
Наименование показателей |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Розничный товарооборот, тыс. руб.: |
||||
в действующих ценах |
685624,93 |
1303126,07 |
+617501,14 |
190,06 |
в сопоставимых ценах |
685624,93 |
1278829,50 |
+593204,57 |
186,52 |
Среднесписочная численность торговых работников - всего, чел. |
7 |
7 |
0 |
100,00 |
Продолжение табл.2.4
в т. ч. продавцов |
4 |
4 |
0 |
100,00 |
Удельный вес продавцов в общей численности работников, % |
57,14 |
57,14 |
0 |
100,00 |
Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс. руб.: |
||||
в действующих ценах |
97946,42 |
186160,87 |
+88214,45 |
190,06 |
в сопоставимых ценах |
97946,42 |
182689,93 |
+84743,51 |
186,52 |
Среднегодовая выработка на одного продавца, тыс. руб. |
||||
в действующих ценах |
171406,23 |
325781,52 |
+154375,29 |
190,06 |
в сопоставимых ценах |
171406,23 |
319707,37 |
+148301,14 |
186,52 |
Источник: собственная разработка автора на основании приложений Е, Ж, З, И,
Как видно из таблицы 2.4, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 186160,87 тыс. руб. и по сравнению с 2011 г. возросла на 88214,45 тыс. руб. или на 90,06%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 617501,16 тыс. руб. (+154375,29 тыс. руб. х 4 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2012 г. это составило 47,4%. Что свидетельствует о рациональном использовании труда работника.
Большое влияние на динамику розничного товарооборота, а тем самым и организацию розничной продажи товаров оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия (торговой площади, продолжительности рабочего дня ит.д.).
По ЧТУП «ГринЛайнКомпани» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Показатели эффективности использования материально-технической базы ЧТУП «ГринЛайнКомпани» за 2011-2012 гг.
Наименование показателей |
2011 |
2012 |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Торговая площадь, м 2 |
25 |
25 |
0 |
100,00 |
Количество рабочих дней за год |
365 |
366 |
+1 |
100,27 |
Продолжение табл. 2.5
Средняя продолжительность рабочего дня, час |
9,6 |
9,7 |
+0,1 |
101,04 |
Выработка на 1 м торговой площади за час работы, руб. |
7827 |
14682 |
+6855 |
187,58 |
Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. |
685624,93 |
1303126,07 |
+617501 |
190,06 |
Источник: собственная разработка автора на основании приложений Д, Е, Ж, З, И
Из данных таблицы 2.5 видно, что в 2012 г. торговая площадь предприятия не изменилась. Количество рабочих дней в году увеличилось с 365 дней в 2011 г. до 366 дней в 2012 г. (ЧТУП «ГринЛайнКомпани» работает ежедневно, а 2012 г. является високосным). Соответственно увеличилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2012 г. 2698,8 руб. против 2297,2 руб. в 2011 г. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади, что не мало важно в организации розничной продажи товаров.
Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота.
В табл. 2.6 проведем факторный анализ влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота.
Таблица 2.6
Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота
Показатели |
2011 |
Цепная подстановка |
2012 | ||
торговая площадь |
число рабочих дней |
средняя продолжительность рабочего дня | |||
Фактическая торговая площадь, кв.м. |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Фактическое число рабочих дней |
365 |
365 |
366 |
366 |
366 |
Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров