Сущность розничной торговли и продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;

Файлы: 1 файл

курсовая ОТТ 1.docx

— 1.86 Мб (Скачать)

В правилах работы магазина «Зеленая линия» определены:

    • основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
    • порядок продажи товаров;
    • требования, предъявляемые к продавцам;
    • распорядок деятельности магазина.

ЧТУП «ГринЛайнКомпани» оказывает дополнительные услуги для клиентов:

  • прием предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже;
  • прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже;
  • доставка товаров к автомашине покупателя и их погрузка;
  • выезд дизайнеров на объект;
  • доставка подарков и цветов к торжественным событий по заказу клиентов;
  • оформление подарков к любому празднику, юбилею, торжеству;

В уставе магазина определен товарный профиль и тип предприятия.

Магазин работает с 9 до 19 часов с понедельника по пятницу, в субботу и воскресенье с 9 до 18 часов без обеда.

По окончании рабочего дня продавцы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы. Покупатели предупреждаются о закрытии магазина за несколько минут до завершения работы, те покупатели, которые определились с выбором, обслуживаются. О закрытии магазина на санитарный день покупатели оповещаются специальным объявлением за 5 дней.

В магазине представлена следующая информация:

  • фамилии и инициалы продавцов в торговом зале представлены на рабочих местах на специальных подставках;
  • в магазине имеется информационный уголок, в котором определен перечень и стоимость дополнительных услуг, оказываемых покупателям; распорядок работы магазина; текст Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»; правила осуществления розничной торговли; правила регламентирующие продажу отдельных видов товаров.

Книга отзывов и предложений находится у директора магазина.

Продажа товаров в магазине «Зеленая линия» осуществляется всем гражданам на общих основаниях.

Требования, предъявляемые к продавцам магазина: хорошее знание ассортимента товаров и их характеристики, назначения, способов использования и ухода за ним; он должен уметь предложить и помочь выбрать товар покупателю; быть внимательным, терпеливым и вежливым.

 

2.3 Оценка эффективности организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в ЧТУП «ГринЛайнКомпани»

 

Проведем оценку эффективности розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в магазине  «Зеленая линия» по различным показателям.

Экономическая эффективность продажи товаров исследуемого в магазине «Зеленая линия» будет оценена при анализе экономического показателей таких как розничный товарооборот, анализ показателей по труду и т.д. Эти показатели характеризуют масштабы и уровень эффективности розничной продажи товаров (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3

Анализ розничного товарооборота по ЧТУП «ГринЛайнКомпани»

за 2011-2012 гг.

Наименование товара

2011 год

2012 год

Отклонение, +/-

Темп роста, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

А

1

2

3

4

5

6

7

Искусственное растение в кашпо h - от 80 см

84400,43

12,31

147513,87

11,32

63113,44

-0,99

174,78


 

Продолжение табл. 2.3

Искусственные растения в рамах (дерево, кожа, багет)

47239,56

6,89

67892,87

5,21

20653,31

-1,68

143,72

Искусственные растения  на декоративном креплении (сизаль, бамбук, кожа)

39629,12

5,78

57728,49

4,43

18099,36

-1,35

145,67

Искусственные растения в настенных вазах, амфорах, ракушках

79189,68

11,55

138001,05

10,59

58811,37

-0,96

174,27

Искусственное растение в вазе (стекло, керамика, кожа) h -от 40 см

122589,74

17,88

189083,59

14,51

66493,86

-3,37

154,24

Искусственное растение в напольной вазе (керамика, стекло) h- от 80 см

41754,56

6,09

94216,02

7,23

52461,46

1,14

225,64

 

Искусственные растения в напольных керамических вазах на кованой  подставке

38806,37

5,66

138782,93

10,65

99976,56

4,99

357,63

 

Деревья искусственные в керамических кашпо или кашпо из шамота  ручной работы h - 120-300 см

100581,18

14,67

208369,86

15,99

107788,68

1,32

207,17

Кусты искусственные   (в керамических кашпо или кашпо из шамота ручной работы) h-70-120  см

77475,62

11,30

106595,71

8,18

29120,10

-3,12

137,59

Фонтаны (настольные, напольные, керамические на кованых основаниях) h-50-220 см

33115,68

4,83

88351,95

6,78

55236,26

1,95

266,80

Водопады (из искусственного камня, полистоуна, зеркальные) h-150 -300 см

20843,00

3,04

66589,74

5,11

45746,74

2,07

319,48

Всего товаров

685624,93

100,00

1303126,07

100,00

617501,14

x

190,06


Источник: собственная разработка автора на основании приложений Е, Ж, З, И.

 

Из табл. 2.3 видим, что розничный товарооборот по ЧТУП «ГринЛайнКомпани» вырос в отчетном периоде на 617501,14 тыс. руб. (+90,06%), чему способствовал ряд факторов:

  • эффективное использование прогрессивных форм (методов) продажи товаров в ЧТУП «ГринЛайнКомпани». В данном случае продажа товаров с открытой выкладкой, что более полно удовлетворяет потребности покупателя, путем консультации и помощи в выборе необходимого товара. Это увеличивает число покупателей и соответственно сокращает их время при выборе товара.

Все это сводится к тому, что покупатель неоднократно возвращается совершить все новую и новую покупку именно в этом магазине, т.е. тем самым происходит превращение покупателя в частого и активного потребителя товаров, реализуемых в магазине «Зеленая линия»;

  • эффективное использование труда торговых работников (внимание и вежливое отношение к покупателям, высокий уровень квалификации персонала);
  • эффективное использование торговой площади.

Недостатком использования поступающих в ЧТУП «ГринЛайнКомпани товаров является их неполная продажа, так как завоз в магазин товаров, имеющих высокую цену, снижает спрос покупателей на них.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота а тем самым и эффективностью организации розничной продажи товаров является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду ЧТУП «ГринЛайнКомпани» произведем на основании данных за 2011-2012 гг. в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4

Показатели по труду по ЧТУП «ГринЛайнКомпани» за 2011-2012 гг.

Наименование показателей

2011 год

2012 год

Отклонение, +/-

Темп роста, %

Розничный товарооборот, тыс. руб.:

       

в действующих ценах

685624,93

1303126,07

+617501,14

190,06

в сопоставимых ценах

685624,93

1278829,50

+593204,57

186,52

Среднесписочная численность торговых работников - всего, чел.

7

7

0

100,00


 

Продолжение табл.2.4

в т. ч. продавцов

4

4

0

100,00

Удельный вес продавцов в общей численности работников, %

57,14

57,14

0

100,00

Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс. руб.:

       

в действующих ценах

97946,42

186160,87

+88214,45

190,06

в сопоставимых ценах

97946,42

182689,93

+84743,51

186,52

Среднегодовая выработка на одного продавца, тыс. руб.

       

в действующих ценах

171406,23

325781,52

+154375,29

190,06

в сопоставимых ценах

171406,23

319707,37

+148301,14

186,52


Источник: собственная разработка автора на основании приложений Е, Ж, З, И,

 

Как видно из таблицы 2.4, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 186160,87 тыс. руб. и по сравнению с 2011 г. возросла на 88214,45 тыс. руб. или на 90,06%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 617501,16 тыс. руб. (+154375,29 тыс. руб. х 4 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2012 г. это составило 47,4%. Что свидетельствует о рациональном использовании труда работника.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота, а тем самым и организацию розничной продажи товаров оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия (торговой площади, продолжительности рабочего дня ит.д.).

По ЧТУП «ГринЛайнКомпани» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы (табл. 2.5).

 

Таблица 2.5

Показатели эффективности использования материально-технической базы ЧТУП «ГринЛайнКомпани» за 2011-2012 гг.

Наименование показателей

2011

2012

Отклонение, +/-

Темп роста, %

Торговая площадь, м 2

25

25

0

100,00

Количество рабочих дней за год

365

366

+1

100,27


 

Продолжение табл. 2.5

Средняя продолжительность рабочего дня, час

9,6

9,7

+0,1

101,04

Выработка на 1 м торговой площади за час работы, руб.

7827

14682

+6855

187,58

Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. руб.

685624,93

1303126,07

+617501

190,06


Источник: собственная разработка автора на основании приложений Д, Е, Ж, З, И

 

Из данных таблицы 2.5 видно, что в 2012 г. торговая площадь предприятия не изменилась. Количество рабочих дней в году увеличилось с 365 дней в 2011 г. до 366 дней в 2012 г. (ЧТУП «ГринЛайнКомпани» работает ежедневно, а 2012 г. является високосным). Соответственно увеличилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2012 г. 2698,8 руб. против 2297,2 руб. в 2011 г. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади, что не мало важно в организации розничной продажи товаров.

Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота.

В табл. 2.6 проведем факторный анализ влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота.

 

Таблица 2.6

Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота

Показатели

2011

Цепная подстановка

2012

торговая площадь

число рабочих дней

средняя продолжительность рабочего дня

Фактическая торговая площадь, кв.м.

25

25

25

25

25

Фактическое число рабочих дней

365

365

366

366

366


 

Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров