Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;
3)применение в
магазинах наиболее
6) культура труда
работников магазина, означающая
должную профессиональную
7) строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров.
Качество торгового обслуживания - совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота. [5, с. 46]
Качество торгового обслуживания может быть определено по ряду показателей, приведенных в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Показатели качества торгового обслуживания
Основные элементы, определяющие качество торгового обслуживания |
Показатели, характеризующие отдельные элементы |
1 |
|
Материально-техническая база |
Обеспеченность населения торговой площадью Коэффициент плотности торговой сети Уровень специализации Средний размер магазина Средний радиус обслуживания Степень обеспеченности торгово-технологическим оборудованием по сравнению с нормативами |
Применение прогрессивных методов продажи |
Удельный вес продажи товаров с применением прогрессивных методов в общем объеме товарооборота магазина Объем продажи по прогрессивным методам в определенном периоде |
Дополнительные услуги |
Общее количество дополнительных услуг, предоставляемых покупателям Объем платных услуг Коэффициент дополнительного обслуживания |
Ассортимент товаров |
Широта и глубина ассортимента Коэффициент полноты ассортимента Коэффициент устойчивости ассортимента Коэффициент стабильности ассортимента Удельный вес фасованных товаров в объеме поставки |
Товарооборот |
Структура розничного товарооборота Товарооборот на душу населения Равномерность выполнения плана товарооборота |
Источник: [12, с.173]
Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д. [5, с.46]
Для определения уровня культуры обслуживания покупателей нам рекомендуется интерпретированная методика, разработанная УкрНИИтоп, рекомендованной Министерством торговли РБ для оценки деятельности магазинов.
Уровень культуры обслуживания определяется по 4 показателям:
1. Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня
(1.1)
где Ку – коэффициент устойчивости ассортиментного перечня;
А1 А2,...,Аn – количество наименований товаров в момент проверки;
А – количество наименований товаров по ассортиментному перечню;
п – количество проверок.
2. Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей
(1.2)
где Кд – коэффициент дополнительного обслуживания;
Y1 Y2, Yn – количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц;
У – количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем;
п1 – количество проверок;
Y01 Y02, Yon – объем платных услуг в отчетном периоде, p.;
Ynl, Yn2, Ynn – объем услуг в соответствующем периоде прошлого года;
п2 – количество предоставляемых покупателям услуг по видам.
3. Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания
(1.3)
где Ко – коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания;
3о – оптимальные затраты времени на обслуживании, с;
Зф – фактические затраты времени на обслуживание, с.
4. Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей
(1.4)
где Км – коэффициент культуры по мнению покупателей;
Мп – количество покупателей, которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры;
М0 – общее количество опрошенных или анкетированных покупателей.
Значение каждого из показателей в общему уровню культуры обслуживания составит:
коэффициент устойчивости ассортиментного перечня (Ку) - 0,45
коэффициент дополнительного обслуживания (Кд) - 0,20
коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (Ко )- 0,35
коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателей (Км) – 1,0.
Тогда обобщающий показатель уровня культуры обслуживания в магазине рассчитывается по формуле:
(1.5)
В зависимости от значения обобщающего показателя уровня культуры обслуживания в предприятиях розничной торговли они могут быть отнесены к следующим категориям:
-магазины с высоким уровнем культуры обслуживания покупателей - 0,9 и выше;
- магазины со средним уровнем культуры обслуживания покупателей - 0,7-0,9;
- магазины с низким уровнем культуры обслуживания покупателей - меньше 0,7.
Таким образом, торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг.
Частное унитарное торговое предприятие «ГринЛайнКомпани» создано в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь и Декретом Президента Республики Беларусь №11 от 16.03.1999 г. (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь №22 от 16.11.2000 г.)
Местонахождение Предприятия: 230023 г. Гродно ул. К. Маркса 25.
Расчетный счет 3012400240012 в/с 3012400242010 в ОАО «Технобанк» филиал в г. Гродно БЛК 7А, код 182
УНП 590711936.
ОКПО 294502214000
Сайт: www.zelinia.nm.ru e-mail zelinia@rambler
Свидетельство о государственной регистрации №0036013 от 14.12.07 выдано Гродненским горисполкомом (Приложение А).
тел. (80152) 75-05-20 факс 75-01-02 мтс (8029)783-64-02 velcom (8029)939-83-19
Основным направлением деятельности ЧТУП «ГринЛайнКомпани» является продажа такой продукции, как высококачественные искусственные деревья, кустарники, цветы, растения и композиции из них, озонирующие фонтаны, аквариумы, водопады различных моделей и размеров. (Приложение Б)
Кроме этого предприятие предлагает профессиональное оформление интерьера предприятиям, а также огромный выбор достойных подарков к любому празднику, юбилею, торжеству. (Приложение В)
Композиции выполняются как в стекле, коже, сизале, салиме, так и в античных керамических вазах, рамах, с использованием декоративной крошки, цветных гелей, акрилов, а также других флористических аксессуаров.
Оформление интерьера производится квалифицированными дизайнерами–флористами с предварительным согласованием дизайн–проекта, эскизов и объемов работ. Выезд дизайнеров на объект – бесплатно.
ЧТУП «ГринЛайнКомпани» имеет большой (более 10 лет) опыт в оформлении интерьеров различных стилей и направлений.
ЧТУП «ГринЛайнКомпани» является первыми поставщиками (импортерами) данных товаров на территорию Республики Беларусь, гарантирует высокое качество и уровень работ, неоднократно являлись участниками и призерами различных республиканских и международных выставок, работает за наличный и безналичный расчет.
Предприятие является юридическим лицом, действует на основании законодательства Республики Беларусь и настоящего Устава, имеет самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Основные экономические показатели деятельности ЧТУП «ГринЛайнКомпани» в 2011-2012 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
685624,93 |
1303126,07 |
617501,14 |
190,06 |
Полная себестоимость продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
325502,28 |
787811,76 |
462309,48 |
242,03 |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
360122,65 |
515314,31 |
155191,66 |
143,09 |
Продолжение табл. 2.1
Чистая прибыль |
тыс. руб. |
360122,65 |
515314,31 |
155191,66 |
143,09 |
Рентабельность продаж |
% |
52,52 |
39,54 |
-12,98 |
х |
Численность персонала |
чел. |
7 |
7 |
0,00 |
100,00 |
Производительность труда |
тыс. руб./чел |
97946,42 |
186160,87 |
88214,45 |
190,06 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
644,35 |
1749,41 |
1105,06 |
271,50 |
Источник: собственная разработка на основании приложений Г, Д, Е, Ж.
Анализируя данные табл. 2.1, следует отметить значительное улучшение показателей хозяйственной деятельности предприятия в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Так, выручка от реализации продукции, работ, услуг ЧТУП «ГринЛайнКомпани» повысилась на 617501,14 тыс. руб. или на 90,06%, прибыль от реализации повысилась на 155191,66 тыс. руб. или на 43,09%. В то же время в 2012 году понизился уровень рентабельности продаж, на -12,98 п.п. и составил 39,54 % в связи с ростом себестоимости продукции на 462309,48 тыс. руб. или в 2,4 раза.
2.2 Анализ и оценка организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в ЧТУП «ГринЛайнКомпани»
Метод розничной продажи товаров, который применяется в магазине «Зеленая линия» – метод продажи с открытой выкладкой.
При входе в магазин, покупатель попадает в царство цветов, так как площадь магазина небольшая, то экспозиции стоят прямо у входа и по всему периметру магазина. Покупатель рассматривает, осматривает и выбирает понравившиеся экспозиции. В случае необходимости он может проконсультироваться по тому или иному вопросу у продавца. В конце принимает решение – покупать или не покупать какой-либо товар.
Форма организации торговли – мелкорозничная.
Все этапы технологического процесса в магазине представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Технологическая схема процесса при продаже товаров с открытой выкладкой в магазине «Зеленая линия»
Источник: собственная разработка автора на основании данных ЧТУП «ГринЛайнКомпани»
Проанализируем достоинства и недостатки данного метода продаж в табл. 2.2, которые были выявлены в процессе деятельности магазина «Зеленая линия».
Таблица 2.2
Достоинства и недостатки метода продаж, применяемого
в магазине «Зеленая линия»
Достоинства |
Недостатки |
Относительная простота организации |
Низкая пропускная способность, часто бывают очереди, что создает неудобства покупателю |
Требует постоянного внимания продавцов на покупателей |
Большая загрузка продавца, в связи с этим недостаточно индивидуализированный подход к покупателю |
Высокая степень сохранности товаров |
Продавец должен одновременно помочь выбрать товар и рассчитать покупателя, а когда стоит очередь это неудобно |
Источник: собственная разработка автора на основании [10, с. 157]
Таким образом, для данного метода продаж характерна некоторая обособленность покупателя продавца, которое можно назвать «эффектом прилавка». Прилавок как бы разделяет продавца и покупателя, делает не достаточно эффективным их общение. Покупатель хотел бы спросить о понравившейся экспозиции, но, видя очередь и занятость продавца, не делает этого, что снижает вероятность покупки. Это характерно не для каждого покупателя, но случается довольно часто.
Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров