Сущность розничной торговли и продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;

Файлы: 1 файл

курсовая ОТТ 1.docx

— 1.86 Мб (Скачать)

3)применение в  магазинах наиболее эффективных  современных форм продажи, обеспечивающих  быстрое и удобное обслуживание  покупателей;

  1. оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со специфическими особенностями товаров;
  2. организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;

6) культура труда  работников магазина, означающая  должную профессиональную квалификацию  торгового персонала, высокий этический  и эстетический уровни обслуживания;

7) строгое соблюдение  установленных правил торговли  и правил продажи отдельных  товаров.

Качество торгового обслуживания - совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота. [5, с. 46]

Качество торгового обслуживания может быть определено по ряду показателей, приведенных в табл. 1.3.

 

 

Таблица 1.3

Показатели качества торгового обслуживания

Основные элементы, определяющие качество торгового обслуживания

Показатели, характеризующие отдельные элементы

1

 

Материально-техническая база

Обеспеченность населения торговой площадью

Коэффициент плотности торговой сети

Уровень специализации

Средний размер магазина

Средний радиус обслуживания

Степень обеспеченности торгово-технологическим

оборудованием по сравнению с нормативами

Применение прогрессивных методов продажи

Удельный вес продажи товаров с применением прогрессивных методов в общем объеме товарооборота магазина

Объем продажи по прогрессивным методам в определенном периоде

Дополнительные услуги

Общее количество дополнительных услуг, предоставляемых покупателям Объем платных услуг

Коэффициент дополнительного обслуживания

Ассортимент товаров

Широта и глубина ассортимента Коэффициент полноты ассортимента Коэффициент устойчивости ассортимента Коэффициент стабильности ассортимента Удельный вес фасованных товаров в объеме поставки

Товарооборот

Структура розничного товарооборота

Товарооборот на душу населения

Равномерность выполнения плана товарооборота


Источник: [12, с.173]

 

Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д. [5, с.46]

Для определения уровня культуры обслуживания покупателей нам рекомендуется интерпретированная методика, разработанная УкрНИИтоп, рекомендованной Министерством торговли РБ для оценки деятельности магазинов.

Уровень культуры обслуживания определяется по 4 показателям:

1. Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня

 

        (1.1)

 

где Ку – коэффициент устойчивости ассортиментного перечня;

А1 А2,...,Аn – количество наименований товаров в момент проверки;

А – количество наименований товаров по ассортиментному перечню;

п – количество проверок.

2. Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей

 

     (1.2)

 

где Кд – коэффициент дополнительного обслуживания;

Y1 Y2, Yn – количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц;

У – количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем;

п1 – количество проверок;

Y01 Y02, Yon – объем платных услуг в отчетном периоде, p.;

Ynl, Yn2, Ynn – объем услуг в соответствующем периоде прошлого года;

п2 – количество предоставляемых покупателям услуг по видам.

3. Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания

 

         (1.3)

 

где Ко – коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания;

3о – оптимальные затраты времени на обслуживании, с;

Зф – фактические затраты времени на обслуживание, с.

4. Коэффициент  культуры обслуживания по мнению покупателей

 

         (1.4)

 

где Км – коэффициент культуры по мнению покупателей;

Мп – количество покупателей, которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры;

М0 – общее количество опрошенных или анкетированных покупателей.

Значение каждого из показателей в общему уровню культуры обслуживания составит:

коэффициент устойчивости ассортиментного перечня (Ку) - 0,45

коэффициент дополнительного обслуживания (Кд) - 0,20

 коэффициент  затрат времени на ожидание  обслуживания (Ко )- 0,35

коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателей (Км) – 1,0.

Тогда обобщающий показатель уровня культуры обслуживания в магазине рассчитывается по формуле:

                   

(1.5)

В зависимости от значения обобщающего показателя уровня культуры обслуживания в предприятиях розничной торговли они могут быть отнесены к  следующим  категориям:

-магазины  с высоким уровнем культуры  обслуживания покупателей - 0,9 и выше;

- магазины  со средним уровнем культуры  обслуживания покупателей - 0,7-0,9;

- магазины  с низким уровнем культуры  обслуживания покупателей - меньше 0,7.

Таким образом, торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

  
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ в ЧТУП «ГРИНЛАЙНКОМПАНИ»

2.1 Экономико-организационная характеристика ЧТУП «ГринЛайнКомпани»

Частное унитарное торговое предприятие «ГринЛайнКомпани» создано в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь и Декретом Президента Республики Беларусь №11 от 16.03.1999 г. (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь №22 от 16.11.2000 г.)

Местонахождение Предприятия: 230023 г. Гродно ул. К. Маркса 25.

Расчетный счет 3012400240012 в/с 3012400242010 в ОАО «Технобанк» филиал в г. Гродно БЛК 7А, код 182

УНП 590711936.

ОКПО 294502214000

Сайт: www.zelinia.nm.ru e-mail zelinia@rambler

Свидетельство о государственной регистрации №0036013 от 14.12.07 выдано Гродненским горисполкомом (Приложение А).

тел. (80152) 75-05-20 факс 75-01-02 мтс (8029)783-64-02 velcom (8029)939-83-19

Основным направлением деятельности ЧТУП «ГринЛайнКомпани» является продажа такой продукции, как высококачественные искусственные деревья, кустарники, цветы, растения и композиции из них, озонирующие фонтаны, аквариумы, водопады различных моделей и размеров. (Приложение Б)

Кроме этого предприятие предлагает профессиональное оформление интерьера предприятиям, а также огромный выбор достойных подарков к любому празднику, юбилею, торжеству. (Приложение В)

Композиции выполняются как в стекле, коже, сизале, салиме, так и в античных керамических вазах, рамах, с использованием декоративной крошки, цветных гелей, акрилов, а также других флористических аксессуаров.

Оформление интерьера производится квалифицированными дизайнерами–флористами с предварительным согласованием дизайн–проекта, эскизов и объемов работ. Выезд дизайнеров на объект – бесплатно.

ЧТУП «ГринЛайнКомпани» имеет большой (более 10 лет) опыт в оформлении интерьеров различных стилей и направлений.

ЧТУП «ГринЛайнКомпани» является первыми поставщиками (импортерами) данных товаров на территорию Республики Беларусь, гарантирует высокое качество и уровень работ, неоднократно являлись участниками и призерами различных республиканских и международных выставок, работает за наличный и безналичный расчет.

Предприятие является юридическим лицом, действует на основании законодательства Республики Беларусь и настоящего Устава, имеет самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности ЧТУП «ГринЛайнКомпани» в 2011-2012 гг.

Показатели

Ед. изм.

2011 год

2012 год

Отклонение, +/-

Темп роста, %

А

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

тыс. руб.

685624,93

1303126,07

617501,14

190,06

Полная себестоимость продукции, работ, услуг

тыс. руб.

325502,28

787811,76

462309,48

242,03

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг

тыс. руб.

360122,65

515314,31

155191,66

143,09


 

Продолжение табл. 2.1

Чистая прибыль

тыс. руб.

360122,65

515314,31

155191,66

143,09

Рентабельность продаж

%

52,52

39,54

-12,98

х

Численность персонала

чел.

7

7

0,00

100,00

Производительность труда

тыс. руб./чел

97946,42

186160,87

88214,45

190,06

Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

644,35

1749,41

1105,06

271,50


Источник: собственная разработка на основании приложений Г, Д, Е, Ж.

 

Анализируя данные табл. 2.1, следует отметить значительное улучшение показателей хозяйственной деятельности предприятия в  2012 г. по сравнению с 2011 г. Так, выручка от реализации продукции, работ, услуг ЧТУП «ГринЛайнКомпани» повысилась на 617501,14 тыс. руб. или на 90,06%, прибыль от реализации повысилась на 155191,66 тыс. руб. или на 43,09%. В то же время в 2012 году понизился уровень рентабельности продаж, на -12,98 п.п. и составил 39,54 % в связи с ростом себестоимости продукции на 462309,48 тыс. руб. или в 2,4 раза.

 

2.2 Анализ и оценка организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в ЧТУП «ГринЛайнКомпани»

 

Метод розничной продажи товаров, который применяется в магазине «Зеленая линия» – метод продажи с открытой выкладкой.

При входе в магазин, покупатель попадает в царство цветов, так как площадь магазина небольшая, то экспозиции стоят прямо у входа и по всему периметру магазина. Покупатель рассматривает, осматривает и выбирает понравившиеся экспозиции. В случае необходимости он может проконсультироваться по тому или иному вопросу у продавца. В конце принимает решение – покупать или не покупать какой-либо товар.

Форма организации торговли – мелкорозничная.

Все этапы технологического процесса в магазине представлены на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Технологическая схема процесса при продаже товаров с открытой выкладкой в магазине «Зеленая линия»

Источник: собственная разработка автора на основании данных ЧТУП «ГринЛайнКомпани»

 

Проанализируем достоинства и недостатки данного метода продаж в табл. 2.2, которые были выявлены в процессе деятельности магазина «Зеленая линия».

 

Таблица 2.2

Достоинства и недостатки метода продаж, применяемого

в магазине «Зеленая линия»

Достоинства

Недостатки

Относительная простота организации

Низкая пропускная способность, часто бывают очереди, что создает неудобства покупателю

Требует постоянного внимания продавцов на покупателей

Большая загрузка продавца, в связи с этим недостаточно индивидуализированный подход к покупателю

Высокая степень сохранности товаров

Продавец должен одновременно помочь выбрать товар и рассчитать покупателя, а когда стоит очередь это неудобно


Источник: собственная разработка автора на основании [10, с. 157]

 

Таким образом, для данного метода продаж характерна некоторая обособленность покупателя продавца, которое можно назвать «эффектом прилавка». Прилавок как бы разделяет продавца и покупателя, делает не достаточно эффективным их общение. Покупатель хотел бы спросить о понравившейся экспозиции, но, видя очередь и занятость продавца, не делает этого, что снижает вероятность покупки. Это характерно не для каждого покупателя, но случается довольно часто.

Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров