Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;
Различают полное и частичное (ограниченное) самообслуживание.
В отечественной практике полным считается самообслуживание, когда все товары реализуются в магазине данным методом. А частичным самообслуживание является в том случае, если некоторые товары продают непосредственно продавцы. Такие товары, как правило, поступают в магазин в нерасфасованном виде и предварительная их фасовка не является целесообразной. Доля продаваемых путем самообслуживания товаров должна составлять не менее 70% от общего объема розничного товарооборота магазина. Такой подход вполне обоснован в отличие от подходов некоторых практиков, где за критерий взята площадь торгового зала, отведенная под данный метод продажи.
Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания, при правильном решении ряда организационно-технологических вопросов, показывает его значительные преимущества по сравнению с традиционным методом (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика традиционного (через прилавок) метода продажи и самообслуживания
Методы |
Преимущества |
Недостатки |
Традиционный |
Обеспечивается сохранность товара Более квалифицированные консультации |
Включает много операций (более затратный) Замедляется обслуживание (низкая пропускная способность) Есть вероятность образования очереди Существенны затраты на персонал |
Специфика |
Особую роль играет профессиональный уровень продавца | |
Самообслуживание |
Свободный доступ к товарам Увеличение пропускной способности Экономия времени покупателей Благоприятные условия для совершения импульсных покупок Эффективное использование трудовых ресурсов, торговых площадей и оборудования Рост объемов продаж, снижение издержек и повышение производительности труда |
Более высокие единовременные затраты на организацию технологического процесса продажи Специфика планировки, торгово-технологического оборудования, система защиты от краж; Более высокие затраты на забывчивость покупателя |
Специфика |
Отсутствие психологического барьера при выборе покупки |
Источник: собственная разработка автора на основе [10, с. 157]
Однако следует отметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений:
Одной из важных предпосылок внедрения самообслуживания является более высокое его экономическая эффективность по сравнению с другими методами продажи товаров. Самообслуживание способствует индустриализации технологического процесса, создаёт условия для роста производительности труда торговых работников и повышения экономической эффективности не только отдельных магазинов, но и всей розничной торговой сети. В магазинах самообслуживания снижаются трудовые затраты продавцов, так как покупатель самостоятельно отбирает необходимые товары, сокращаются издержки обращения главным образом за счёт уменьшения потребности в торговых работниках.
Самообслуживание создаёт благоприятную психологическую обстановку в процессе купли-продажи. Самостоятельность покупателей при осмотре и отборе товаров, спокойная и непринуждённая обстановка снижают нервную нагрузку как продавца, так и покупателя, устраняет воздействие фактора настроения, уменьшает возможность возникновения конфликтных ситуаций, воспитывает у людей высокую сознательность.
Широкому развитию самообслуживания способствует целый ряд социально-экономических факторов, основными из которых являются:
Таким образом, самообслуживание – метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета. Самообслуживание способствует индустриализации технологического процесса, создаёт условия для роста производительности труда торговых работников и повышения экономической эффективности не только отдельных магазинов, но и всей розничной торговой сети.
1.4 Предоставление
дополнительных услуг
Уровень торгового обслуживания определяется не только соответствием предложения товаров спроса населения, их наличием, рациональной специализацией и размещением магазинов, режимов их работы, употреблением прогрессивных форм и методов обслуживания. Не менее важное место в этом ряде занимают организация и качество предоставления покупателям услуг.
К торговым услугам относится специфическая деятельность, направленная на предоставление помощи покупателям в осуществлении покупки товаров, их доставки и использовании. [1, с. 239]
Услуги, которые предоставляются в торговле, весьма разнообразные, их перечень с учетом типов магазинов насчитывает свыше 100 наименований их можно объединить в следующие отдельные группы:
По степени связи с процессом продажи товаров: связанные (основные), полусвязанные (сопутствующие) и свободные (вспомогательные). К связанным относятся услуги, являющиеся частью процесса продажи товаров. Без них продажа затруднена или не может быть совершена вообще. От степени связи с продажей товаров зависит и платность услуг. Услуги, тесно связанные с процессом продажи, осуществляются в основном бесплатно (упаковка купленных товаров). Полусвязанные услуги представляют собой оказание покупателю помощи в совершении покупки и потреблении товара (прикрепление ремешков и браслетов к часам). В зависимости от конкретных условий и экономических возможностей предприятия они могут быть платными и бесплатными. Свободные услуги не связаны непосредственно с покупаемым товаром и носят обычно нетоварный характер (раскрой тканей, выполнение граверных работ и др.). В большинстве случаев они оказываются за дополнительную плату, представляющую собой цену услуги.
По социально-экономической значимости:
По характеру участия отраслей народного хозяйства в оказании услуг:
По месту оказания:
По времени оказания: предшествующие продаже товаров (устройство кабин для прослушивания дисков, кассет, демонстрации новых товаров); выполняемые в процессе продажи товаров (испытание товаров в действии, упаковка товаров) и после нее (доставка товаров на дом, установка купленных товаров на дому у покупателей).
По характеру затрат труда: имеющие материальный характер, т.е. носящие вещественную форму (ремонт изделий), и не имеющие его (консультация по вопросам выбора и потребления товаров, информация покупателей о товарах)
По характеру используемого труда: требующие для выполнения специальных навыков и профессиональной подготовки (выполнение граверных работ) и не требующие их (вызов такси по просьбе покупателей).
По срокам выполнения: срочные, обычно выполняемые в присутствии покупателя (гравировка изделия) и с регламентированным сроком выполнения, предоставляемые в согласованное с клиентом время (ремонт часов, доставка товаров на дом).
По частоте предоставления: массовые (доставка товаров на дом), периодические (демонстрация моделей одежды) и эпизодические (стол находок, организация встреч покупателей, потерявших друг друга в магазине). [12, с.169]
В зависимости от взаимосвязи с процессом продажи товаров все дополнительные услуги, которые предоставляются покупателям в крупных торговых предприятиях можно подразделить на три основных группы (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Номенклатура дополнительных услуг, которые предоставляются покупателям в магазинах.
Связанные с продажей конкретных товаров |
Не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров | |
Что предоставляются в процессе продажи |
Что предоставляют в процессе послепродажного обслуживания |
|
1 |
2 |
3 |
1. Справочно-информационная служба |
1. Доставка
товаров в автомашину |
1. Организация автостоянки при магазине |
2. Прием предыдущих заказов на товары, которые есть в продаже |
2. Доставка
купленных товаров по |
2. Автомойка и косметика для автомобиля |
З. Прием предыдущих заказов на товары, временно отсутствуют в продаже |
3. Вызов покупателю такси для доставки купленных товаров |
З. Организация обменных пунктов валюты |
4. Консультации экспертиза качества товара |
4. Сборник и установка купленных товаров дома у покупателя |
4. Организация в магазине кафетериев и баров |
5. Продажа отдельных товаров в кредит |
5. Замена
товаров на протяжении |
5. Организация камеры хранения личных вещей |
6. Расчет за товары с применением кредитных карточек |
6. Осуществление ремонта товаров на протяжении гарантийного срока дома у покупателей |
6. Организация детской комнаты и для пожилых людей, площадки |
Продолжение табл. 1.2
7. Организация дегустации отдельных товаров |
7. Раскрой купленных тканей |
7. Организация
аптечных киосков |
8. Консультации специалистов в магазине (врач – диетолог, дизайнера по интерьеру и.т.д.) |
8. Обработка края ковровых изделий |
8. Организация проката видеокассет |
9. Демонстрация мод |
9. Подгонка и мелкий ремонт купленной одежды |
9. Организация телефонных кабин в магазине |
10. Демонстрация
в действии принципиально |
10. Прием заказов на пошив одежды из купленных тканей |
10. Организация пунктов городской справки |
11. Пункты для прослушивания аудиокассет |
11. Прием заказов на пошив одежды и обувь нестандартных размеров |
11. Отделение связи |
12. Продолжение часов торговли магазина в предвыходные и предпраздничные дни |
12. Гравирование подарков |
12. Туалетные комнаты на этажах |
13. Подарочная упаковка приобретенных товаров |
13. Наличие эскалаторов для многоэтажных универмагов | |
14. Доставка
подарков и цветов к |
14. Вызов такси | |
15. прием заказов на обслуживание торжественных событий |
15. Прием предварительных заказов на авиа, ж/д и автобусные билеты |
Источник: [1, с.246]
Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и др.) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.
Культура торговли — самое широкое понятие, включающее достижения развития отрасли, качество и культуру обслуживания покупателей.
Основными составляющими культуры торговли являются:
Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров