Сущность розничной торговли и продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;

Файлы: 1 файл

курсовая ОТТ 1.docx

— 1.86 Мб (Скачать)

Продолжение табл. 2.6

Фактическая средняя продолжительность рабочего дня, час

9,6

9,6

9,6

9,7

9,7

Фактическая выработка на 1 кв.м. торговой площади за час работы, руб.

7827

7827

7827

7827

14682

Розничный товарооборот в действующих ценах за год, млн. руб.

685624,93

685624,93

687503,35

694664,85

1303126,07


Источник: собственная разработка автора на основании приложений Д, Е, Ж, З, И

 

Из данных таблицы 2.6 следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

    • рост торговой площади 685624,93 - 685624,93= 0 тыс. руб.
    • увеличение количества рабочих дней 687503,35 - 685624,93= +1878,42 тыс. руб.
    • увеличение продолжительности рабочего дня 694664,85 - 687503,35 = +7161,49 тыс. руб.
    • повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы 1303126,07 – 694664,85 = +608461,22 тыс. руб.

Итого 1303126,07 – 685624,93= +617501,1 тыс. руб.

По методике Платонова В.Н., рекомендованной Министерством торговли для оценки деятельности магазинов, определим уровень культуры обслуживания ЧТУП «ГринЛайнКомпани» по четырем показателям [12, c.107].

Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня

Данные для расчета приведены в табл. 2.7.

 

Таблица 2.7

Данные для расчета коэффициента устойчивости ассортиментного перечня

Показатель

Значение

А1

25

А2

30

А

23

n

2


 

Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня:

Ку = ((25/23)+(30/23)) / 2 = 1,196

Для анализа культуры торговли рассчитаем следующие показатели.

Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей

Данные для расчета приведены в табл. 2.8.

 

Таблица 2.8

Данные для расчета коэффициента дополнительного обслуживания покупателей

Показатель

Значение

У1

2

У2

3

У

2

N1

2

У01

1080

У02

990

Уn1

960

Уn2

1120

N2

2


 

Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей:

Кд = 1,127

Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания:

Ко = 120 / 300 = 0,4

Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей:

Км = 8 / 10 = 0,8

Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле:

Коб. обсл. = [(31 * Ку) + (32 * К2) + (33 * К3) + Км] / 2 = [(0,45 * 1,196) + (0,20 * 1,127) + (0,35 * 0,4) + 0,8] = 1,50

По методике Платонова В.Н., рекомендованной Министерством торговли для оценки деятельности магазинов, определен уровень культуры обслуживания ЧТУП «ГринЛайнКомпани» по четырем показателям: коэффициент устойчивости ассортиментного перечня (1,196); коэффициент дополнительного обслуживания покупателей (1,127); коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (0,4); коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей (0,8).

В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания, данный магазин можно отнести к магазину с высокой культурой обслуживания (Коб. обсл. = 1,5).

Таким образом, все выше анализируемые показатели свидетельствуют о высокой эффективности организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в ЧТУП «ГринЛайнКомпани».

 

2.4 Предложения по совершенствованию организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в ЧТУП «ГринЛайнКомпани»

 

Для достижения более эффективной организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей ЧТУП «ГринЛайнКомпани» необходимо постоянно изучать покупательский спрос, что поможет правильно и качественно организовать розничной продажи товаров и торговое обслуживание покупателей.

Для создания более комфортных условий для покупателей в перспективе в ЧТУП «ГринЛайнКомпани» нужно увеличить площадь на самообслуживание. Преимущество метода самообслуживания выражается социальной и экономической эффективностью. Покупатели затрачивают времени на покупку товара меньше, чем при индивидуальном обслуживании через прилавок. Это характеризует социальный эффект самообслуживания (т.е. экономия времени на приобретение товаров). В магазине самообслуживания могут осматривать и отбирать товар практически все покупатели, которые находятся в торговом зале, что позволит ликвидировать очереди в ожидании обслуживания. Увеличение установочной и экспозиционной площадей в магазине «Зеленая линия», позволит расширить в торговом зале ассортимент (что способствует привлечению покупателей и росту продаж) предлагаемых товаров и тем самым увеличить комплексность покупок. Следовательно, экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его экономических показателей (товарооборота, валового дохода, прибыли), сокращения численности торговых работников и повышения производительности, снижения уровня издержек обращения.

Таким образом, для повышения качества торгового обслуживания в магазине «Зеленая линия» необходимо увеличить метод самообслуживания, который будет занимать 40% от площади торгового зала и 60% - занято традиционным методом (через прилавок), что позволит в полной степени удовлетворить потребности покупателей.

При реализации новых товаров, неизвестных покупателям, необходимо организовать рекламу, с помощью которой будет предоставлена необходимая информация о товаре и стимулировать сбыт. Реклама может быть не только по телевидению, радио, в газетах и журналах, но и непосредственно в магазине в торговом зале. Поэтому, имеющиеся дополнительные денежные средства (прибыль) от работы магазина, необходимо направить на развитие рекламы, т.е. на внутримагазинную рекламу с помощью которой можно привлечь большое количество покупателей, как к данному магазину, так и к отдельному товару. Витрины с новинками или малоизвестные покупателю товары, необходимо дополнить рекламными плакатами с основными сведениями о товарах, способах их применения, подчеркнуть преимущество данного товара перед известными ему аналогами. Композицию в витринах следует постоянно обновлять, так как это привлекает внимание покупателей.

Также необходимо использовать демонстрационную рекламу, т.к. она способствует формированию нового покупательского спроса. Основными средствами этой рекламы являются выставки-продажи (для рекламы широты ассортимента отдельных видов товара и одновременного удовлетворения спроса на них).

При необходимости, магазин может использовать печатную рекламу, которая включает рекламные проспекты, листовки, каталоги, что создает удобство потребителям.

Далее необходимо проанализировать работу с поставщиками и формирование цен, т.е. товародвижение и товароснабжение, т.к. это обстоятельство оказывает влияние на торговое обслуживание в магазине.

При работе с поставщиками необходимо учитывать предлагаемую цену на товар. Поэтому для получения большого валового дохода ЧТУП «ГринЛайнКомпани» необходимо работать без посредников, что положительно повлияет на финансовые показатели торгового предприятия, а также удовлетворит желания покупателей по поводу цен на товары, т.к. покупатель определяет для себя диапазон цен, и если его диапазон не совпадает с тем, что он увидел в магазине, то спрос остается неудовлетворен. Поэтому администрации магазина необходимо уделить большое внимание этой проблеме.

На качество торгового обслуживания оказывает влияние и сервис дополнительных услуг. Для совершенствования торгового обслуживания требуется дальнейшее расширение дополнительных услуг. Это может быть предоставление постоянным покупателям скидок или начисления различных бонусов на приобретение того или иного вида товара.

На качество торгового обслуживания оказывает влияние и уровень квалификации обслуживающего аппарата. Поэтому в ЧТУП «ГринЛайнКомпани» должен направлять свой обслуживающий персонал на курсы по повышению квалификации.

Таким образом, при учете всех вышеперечисленных предложений ЧТУП «ГринЛайнКомпани» создаст себе имидж, поднимет свой рейтинг на рынке потребительских товаров, за счет оказания лучшего торгового обслуживания покупателей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании результатов проведенного исследования в курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Завершающей стадией технологического процесса движения товаров от производства до потребителей, которой подчинена вся организационно-оперативная деятельность предприятий торговли, является розничная продажа товаров.

Процесс продажи товаров – процесс торгового обслуживания покупателей, который включает следующие операции: встречу покупателя, выявление спроса, предложение и показ товара, помощь в выборе, консультацию, предложение сопутствующих товаров, новинок, выполнение операций по взвешиванию, отмериванию, расчету за товары, упаковке и выдаче покупки, оказание дополнительных услуг.

От того, насколько успешно выполнены коммерческие операции, связанные с продажей товаров, зависит эффективность их работы, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами.

Анализ основных экономических показателей деятельности ЧТУП «ГринЛайнКомпани» в 2011-2012 гг. показал, что значительное улучшение показателей хозяйственной деятельности предприятия в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Так, выручка от реализации продукции, работ, услуг ЧТУП «ГринЛайнКомпани» повысилась на 617501,14 тыс. руб. или на 90,06%, прибыль от реализации повысилась на 155191,66 тыс. руб. или на 43,09%. В наибольшей мере понизился уровень рентабельности продаж, которая составила -12,98 п.п. за счет роста себестоимости продукции на 462309,48 тыс. руб. или в 2,4 раза.

Метод розничной продажи товаров, который применяется в магазине «Зеленая линия» – метод продажи с открытой выкладкой.

Для данного метода продаж характерна некоторая обособленность покупателя продавца, которое можно назвать «эффектом прилавка». Прилавок как бы разделяет продавца и покупателя, делает не достаточно эффективным их общение. Покупатель хотел бы спросить о понравившейся экспозиции, но, видя очередь и занятость продавца, не делает этого, что снижает вероятность покупки. Это характерно не для каждого покупателя, но, по опросам, случается довольно часто.

Оценка эффективности организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей показала, что розничный товарооборот по ЧТУП «ГринЛайнКомпани» вырос в отчетном периоде на 617501,14 тыс. руб. (+90,06%), чему способствовал ряд факторов.

Среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 186160,87 тыс. руб. и по сравнению с 2011 г. возросла на 88214,45 тыс. руб. или на 90,06%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 617501,16 тыс. руб. (+154375,29 тыс. руб. х 4 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2012 г. это составило 47,4%.

В 2012 г. торговая площадь предприятия не изменилась. Количество рабочих дней в году увеличилось с 365 дней в 2011 г. до 366 дней в 2012 г. (ЧТУП «ГринЛайнКомпани» работает ежедневно, а 2012 г. является високосным). Соответственно увеличилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2012 г. 2698,8 руб. против 2297,2 руб. в 2011 г. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

Основная доля прироста товарооборота получена в результате улучшения организации труда на предприятии и повышения эффективности использования торговой площади.

По методике Платонова В.Н., рекомендованной Министерством торговли для оценки деятельности магазинов, определен уровень культуры обслуживания ЧТУП «ГринЛайнКомпани» по четырем показателям: коэффициент устойчивости ассортиментного перечня (1,196); коэффициент дополнительного обслуживания покупателей (1,127); коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (0,4); коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей (0,8).

В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания, данный магазин можно отнести к магазину с высокой культурой обслуживания (Коб. обсл. = 1,5).

В курсовой работе внесены предложения совершенствования розничной продажи товаров и обслуживания покупателей в ЧТУП «ГринЛайнКомпани».

При учете всех вышеперечисленных предложений ЧТУП «ГринЛайнКомпани» создаст себе имидж, поднимет свой рейтинг на рынке потребительских товаров, за счет оказания лучшего торгового обслуживания покупателей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Азарян, Е.М. Организация и технология торговли: учебное пособие / Е.М. Азарян, Э.М. Локтев, В.П. Олифиров. – Донецк: СПД Дмитренко, 2007. – 528 с.
  2. Бакаева, В.В. Организация и технология розничной торговли / В.В. Бакаева. – Новосибирск: СибУПК, 2004. – 344 с.
  3. Бакаева, В.В. Технологии продаж / В.В. Бакаева. – Новосибирск: СибУПК, 2004. – 204 с.
  4. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 4-е изд., доп. – М.: Маркетинг, 2006. – 400 с.
  5. Дроздова, С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Дроздова. – Бобруйск, 2009. – 92 с.
  6. Джоунз, Г.В. Торговый бизнес: как организовать и управлять / Г.В. Джоунз. – М., 2006. – 122 с.
  7. Николаева, Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования / Т.И. Николаева. – М., 2006. – 110 с.
  8. Организация и технология торговли: пособие /авт.-сост.А.Л.Белоусов. - Гродно: ГрГУ, 2005. – 100 с.
  9. Организация и технология торговли учебник для вузов / С.Н. Виноградова. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 464 с.
  10. Памбухчиянц, О.В. Коммерция и технология торговли / О.В. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2000. – 448 с.
  11. Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2002. – 287с.
  12. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с.
  13. Соловьев, А.А. Розничная торговля / А.А. Соловьев. – М.: Приор, 2003. – 156 с.
  14. Торговое дело: учебник / под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. – М.: Инфра-М, 2002. – 256 с.
  15. Щур, Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 799 с.

Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров