Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;
Одной из важных операций является встреча покупателя и выявление спроса. [10 c.348]
Прогрессивный метод розничной продажи включает самообслуживание, продажу товаров с открытой выкладкой и продажу товаров по образцам.
Самообслуживание – метод продажи, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке отобранных товаров в узел расчёта. Этот метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объём реализации товаров. При этом обеспечивается свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчёта.
Метод применяется при продаже большинства непродовольственных товаров, за исключением бытовых электроприборов и машин, сервизов и хрустали, ювелирных изделий, сувениров и других товаров, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов.
Функции работников торгового зала в магазинах самообслуживания заключаются в основном в консультировании покупателей, выкладке товаров и контроле за их сохранностью, выполнении расчётных операций.
Продажа товаров по образцам – метод продажи, основанный на выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале магазина или ином помещении, а также на ознакомлении с их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях, других информационных материалах, информационных сетях, в рекламных объявлениях о продаже товаров.[5, с. 48]
Метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют в процессе отпуска покупателю отмеривания и нарезки.
Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца. Покупатель знакомится с представленными товарами и отбирает их самостоятельно. Этим методом продают парфюмерно-косметические, галантерейные, чулочно-носочные товары, игрушки, а также другие непродовольственные и продовольственные товары, где покупатели могут ознакомиться с открыто выложенными товарами, не отвлекая продавцов на операции показа и информирования.
Форма продажи товаров - организационный приём доведения товаров до покупателей. В соответствии с действующими нормативными документами в Республике Беларусь к формам организации торговли относят:
Магазинная форма организации товаров – пункты розничной торговли, осуществляющие продажу в стационарных магазинах.
Внемагазинная форма организации розничной торговли - продажа товаров через мелкорозничную и передвижную торговую сеть, а также розничная посылочная торговля и персональные продажи.
Мелкорозничные торговые организации реализуют продовольственные и непродовольственные товары простого ассортимента и частого спроса. Они характеризуются большой гибкостью и мобильностью, то есть возможностью быстрого развёртывания и максимального приближения к населению; не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации, дополняет сеть магазинов.
Передвижная торговля предназначена для обслуживания населения малых и отдалённых населённых пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть.
Для продажи товаров по месту работы сельских жителей, а также жителям населённых пунктов, где отсутствует стационарная сеть, используют автомагазины – специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль.
Продажа товаров осуществляется через продавца, который несет ответственность за соблюдение цен, правил торговли и организацию рекламы.
Продажа товаров через автоматы – одно из важнейших направлений в торговле. Торговые автоматы в подавляющем большинстве случаев дают не экономический, а социальный эффект, проявляющийся в экономии времени покупателей, облегчении условий работы, устранении трудоемких процессов. Несмотря на неоспоримые преимущества, торговля через автоматы развивается в республике крайне медленно, а в последние годы из-за исчезновения из оборота мелкой разменной монеты она практически находится на нулевом уровне.
Основной причиной, сдерживающей развитие этой формы продажи товаров, является низкая экономическая эффективность от применения автоматов. [12, с. 154]
Разносная торговля – розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в организации, транспорте или на улице, где ассортимент товаров определяется продавцом.
Продажа товаров по предварительным заказам осуществляется в специализированных магазинах. Приём заказов осуществляется непосредственно в магазине, по телефону, по месту работы покупателей и т.д. Доставка заказов на дом производится в согласованное с покупателем время, где оплата может быть по наличному и безналичному расчету.
Каждая организация мелкорозничной торговли открывается на отведённом месте с разрешения органа исполнительной власти, приобретая лицензию. Предприятия должны иметь вывеску, где указано их наименование, профиль, режим работы, принадлежность, номер лицензии и дата выдачи. [3, с.118]
Прямые продажи предполагают, что потребитель, на основании информации прямой почтовой или телефонной рекламы, телевидения, радио, журналов делает заказ по почте или телефону. Прямые продажи могут осуществлять специальные фирмы и магазины, стремящиеся расширить свою деятельность. [2, с.202]
Посылочная торговля – розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путём почтовых отправлений. Продаваемые товары и их цена описывается в каталоге.
К активным формам розничной торговли относят продажу товаров, которая позволяет приблизить места реализации товаров к покупателям; электронную торговлю.
Ярмарка – форма торговли, характеризующаяся продажей товаров в определённое время года и в определённом месте с возможностью одновременного проведения различных увеселительных мероприятий. Продажа осуществляется продавцами в палатках, павильонах автомагазинов с открытой выкладкой товаров.
Выставка–продажа – сочетание публичной демонстрации товаров с их продажей в определённом месте в течение ограниченного периода, организуется с целью пропагандирования товаров конкретного поставщика или однородных товаров разных поставщиков, изучения спроса покупателей и их отношения к представленным товарам.
Электронная торговля – торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных сетей. Эта форма имеет низкие операционные издержки, позволяет охватывать большие территории.
Ассортимент реализуемых на рынке товаров, схема расположения торговых зон и торговых мест определяются органом управления рынка по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения рынка.
Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются по договорённости между продавцом и покупателем, если иное не установлено законодательствам Республики Беларусь.
Продажа товаров в кредит производится в соответствии с «Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит», товары продают в кредит на срок от 3 до 12 месяцев. Инвалидам Великой Отечественной войны, многодетным семьям, малообеспеченным гражданам по представлению органов социальной защиты срок предоставления кредита может быть увеличен, но не более чем до 18 месяцев.
При приобретении товаров в кредит покупатель предоставляет: справку с места работы установленной формы; гарантийное письмо предприятия; поручительство одного совершеннолетнего гражданина.
Комиссионная торговля непродовольственными товарами – розничная торговля непродовольственными товарами, принимаемыми по договорам комиссии от юридических и физических лиц в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью этих лиц; относится к магазинной форме организации розничной торговли; осуществляется в соответствии с «Временными правилами комиссионной торговли», утверждёнными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 30 мая 1997 г.
В договоре комиссии определяются продажная цена товара, принятого на комиссию, размеры комиссионного вознаграждения, оплаты расходов комиссионера по хранению товара, порядок уценки товара, сроки реализации товара до и после его уценки. Комиссионер несёт полную ответственность перед комитентом за утрату и повреждение товара, принятого на комиссию.
Магазины
принимают на комиссию новые и бывшие в употреблении
непродовольственные товары, годные для использования,
не требующие ремонта или
Магазины
не имеют права принимать на комиссию: товары,
продажа которых запрещена или ограничена;
боевое и служебное оружие; товары военного
ассортимента; парфюмерно-косметические
Если в новом товаре обнаружены скрытые недостатки, которые не были обнаружены при приёме его на комиссию и выявлены до продажи покупателю, то он снимается с реализации и подлежит возврату комитенту.
При покупке товара с не истекшим гарантийным сроком покупателю передаётся полученный от комитента документ, подтверждающий его право на использование оставшегося срока гарантии.
Комитент вправе потребовать в любое время возврата принятого на комиссию, но не проданного товара.
Фирменная торговля. Типовое положение «о развитии фирменной торговли» Указ Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. №113».
Фирменным магазином считается розничная торговая организация, учредителем которой является субъект хозяйствования, производящий товары народного потребления; имеющая в ассортименте и объёме реализации удельный вес продукции учредителя фирменного магазина, также других предприятий, вырабатывающих аналогичный ассортимент товаров, не менее 75% - для непродовольственных магазинов и не менее 50% - для продовольственных; осуществляющая продажу сопутствующих товаров и комплектующих изделий к реализуемым товарам; расположенная в специально оборудованном помещении, с площадью торгового зала не менее 100 квадратных метров; отвечающая требованиям Типового положения о фирменном магазине предприятия.
Фирменный магазин является составной частью розничной торговой сети региона и осуществляет свою деятельность в условиях конкуренции с другими субъектами хозяйствования. Он может быть открыт предприятием-изготовителем по месту нахождения учредителя, в других регионах республики и за её пределами.
Товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителем, согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина и указывается в лицензии на право розничной торговли. [3, с.124]
Таким образом, независимо от применяемого метода продажи товаров работники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непродовольственными товарами и в других документах (санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользования мерами и измерительными приборами и т. д.). Следить за изменением покупательского спроса и способствовать росту продаж товаров.
Что касается форм продажи, то торговля по почте особая форма универсальной торговли без магазина. Посылочная торговля получила большое распространение в высокоразвитых странах.
В последние годы появляется новый вид безмагазинной торговли, имеющей много общего с почтовой, «электронная», под которой понимается осуществление покупок на дому с помощью персональных компьютеров. Оплата за купленный товар также осуществляется через компьютер при помощи специальных кредитных карточек.
Официальной датой рождения индустрии самообслуживания принято считать 1930 г., когда фирма Кing Кullen открыла на Лонг-Айленде в Нью-Йорке магазин, ставший прообразом современного супермаркета. Вслед за этим в штатах Нью-Джерси и Огайо в начале 1930-х гг. появились первые магазины Вig Bear. Далее процесс принял лавинообразный характер и, по данным Food Marketing, к концу 1930-х гг. в стране насчитывалось уже несколько тысяч магазинов, работающих по принципу самообслуживания. В СССР первый магазин самообслуживания был открыт в 1954 г. в Ленинграде.
Технологический процесс продажи методом самообслуживания представляет собой «цепочку» последовательно осуществляемых операций (рис. 1.1).
Встреча покупателя и его информирование |
Получение инвентарной корзины или тележки |
Самостотельный выбор товаров и доставка их в узел расчета |
Расчет за товары и выдача чека |
Упаковка приобретенных товаров |
Возврат инвентарной корзины или тележки | |||||
Рис. 1.1 Технологический процесс продажи методом
самообслуживания [9, с. 98]
Метод самообслуживания применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, велосипеды, мотоциклы, лодки, моторы, палатки, радио-и телевизионная аппаратура, радиосувениры и некоторые другие товары.
Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров