Сущность розничной торговли и продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - изучение теоретических и практических аспектов организации розничной продажи товаров и обслуживания покупателей и оценка ее эффективности на примере конкретного торгового предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность розничной торговли и продажи товаров;
изучить формы и методы продажи товаров;
рассмотреть организацию самообслуживания на предприятиях розничной торговли;

Файлы: 1 файл

курсовая ОТТ 1.docx

— 1.86 Мб (Скачать)

Одной из важных операций является встреча покупателя и выявление спроса. [10 c.348]

Прогрессивный метод розничной продажи включает самообслуживание, продажу товаров с открытой выкладкой и продажу товаров по образцам.

Самообслуживание – метод продажи, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке отобранных товаров в узел расчёта. Этот метод позволяет ускорить операции  по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объём реализации товаров. При этом обеспечивается свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчёта.

Метод применяется при продаже большинства непродовольственных товаров, за исключением бытовых электроприборов и машин, сервизов и хрустали, ювелирных изделий, сувениров  и других товаров, так как при  их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов.

Функции работников торгового зала в магазинах  самообслуживания заключаются в основном в консультировании покупателей, выкладке товаров и контроле за их сохранностью, выполнении расчётных операций.

Продажа товаров по образцам – метод продажи, основанный на выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале магазина или ином помещении, а также на ознакомлении с их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях, других информационных материалах, информационных сетях, в рекламных объявлениях о продаже товаров.[5, с. 48]

Метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют в процессе отпуска покупателю отмеривания и нарезки.

Продажа товаров с открытой выкладкой  заключается в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца. Покупатель знакомится с представленными товарами и отбирает их самостоятельно. Этим методом продают парфюмерно-косметические, галантерейные, чулочно-носочные  товары, игрушки, а также другие непродовольственные и продовольственные товары, где покупатели могут ознакомиться с открыто выложенными товарами, не отвлекая продавцов на операции показа и информирования.

Форма продажи товаров - организационный приём доведения товаров до покупателей. В соответствии с действующими нормативными документами в Республике Беларусь к формам организации торговли относят:

Магазинная форма организации  товаров – пункты розничной торговли, осуществляющие продажу в стационарных магазинах.

Внемагазинная форма организации  розничной торговли - продажа товаров через мелкорозничную и передвижную торговую сеть, а также розничная посылочная торговля и персональные продажи.

Мелкорозничные торговые организации реализуют продовольственные и непродовольственные товары простого ассортимента и частого спроса. Они характеризуются большой гибкостью и мобильностью, то есть возможностью быстрого развёртывания и максимального приближения к населению; не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации, дополняет сеть магазинов.

Передвижная торговля предназначена для обслуживания населения малых и отдалённых населённых пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть.

Для продажи  товаров по месту работы сельских жителей, а также жителям населённых пунктов, где отсутствует стационарная сеть, используют автомагазины – специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль.

Продажа товаров осуществляется через продавца, который несет ответственность за соблюдение цен, правил торговли и  организацию рекламы.

Продажа товаров через автоматы – одно из важнейших направлений в торговле. Торговые автоматы в подавляющем большинстве случаев дают не экономический, а социальный эффект, проявляющийся в экономии времени покупателей, облегчении условий работы, устранении трудоемких процессов. Несмотря на неоспоримые преимущества, торговля через автоматы развивается в республике крайне медленно, а в последние годы из-за исчезновения из оборота мелкой разменной монеты она практически находится на нулевом уровне.

Основной причиной, сдерживающей развитие этой формы продажи товаров, является низкая экономическая эффективность от применения автоматов. [12, с. 154]

Разносная торговля – розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в организации, транспорте или на улице, где ассортимент  товаров определяется продавцом.

Продажа товаров по предварительным заказам осуществляется в специализированных магазинах. Приём заказов осуществляется непосредственно в магазине, по телефону, по месту работы покупателей и т.д. Доставка заказов на дом производится в согласованное с покупателем время, где оплата может быть по наличному и безналичному расчету.

Каждая  организация мелкорозничной торговли открывается на отведённом месте с разрешения органа исполнительной власти, приобретая лицензию. Предприятия должны иметь вывеску, где указано их наименование, профиль, режим работы, принадлежность, номер лицензии и дата выдачи. [3, с.118]

Прямые продажи предполагают, что потребитель, на основании информации прямой почтовой или телефонной рекламы, телевидения, радио, журналов делает заказ по почте или телефону. Прямые продажи могут осуществлять специальные фирмы и магазины, стремящиеся расширить свою деятельность. [2, с.202]

Посылочная торговля – розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путём почтовых отправлений. Продаваемые товары и их цена описывается в каталоге.

К активным формам розничной торговли относят продажу товаров, которая позволяет приблизить места реализации товаров к покупателям; электронную торговлю.

Ярмарка – форма торговли, характеризующаяся продажей товаров в определённое время года и в определённом месте с возможностью одновременного проведения различных увеселительных мероприятий. Продажа осуществляется продавцами в палатках, павильонах автомагазинов с открытой выкладкой товаров.

Выставка–продажа – сочетание публичной демонстрации товаров с их продажей в определённом месте в течение ограниченного периода, организуется с целью пропагандирования товаров конкретного поставщика или однородных товаров разных поставщиков, изучения спроса покупателей и их отношения к представленным товарам.

Электронная торговля – торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных сетей. Эта форма имеет низкие операционные издержки, позволяет охватывать большие территории.

Ассортимент реализуемых на рынке товаров, схема  расположения торговых зон и торговых мест определяются органом управления рынка по согласованию с местным  исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения рынка.

Цены  на товары, реализуемые на рынке, формируются  по договорённости между продавцом  и покупателем, если иное не установлено  законодательствам Республики Беларусь.

Продажа товаров в кредит производится в соответствии с «Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит», товары  продают в кредит на срок от 3 до 12 месяцев. Инвалидам Великой Отечественной  войны, многодетным семьям, малообеспеченным гражданам по представлению органов социальной защиты срок предоставления кредита может быть увеличен, но не более чем до 18 месяцев.

При приобретении товаров в кредит покупатель предоставляет: справку с места работы установленной  формы; гарантийное письмо предприятия; поручительство одного совершеннолетнего  гражданина.

Комиссионная торговля непродовольственными товарами – розничная торговля непродовольственными товарами, принимаемыми по договорам комиссии от юридических и физических лиц в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью этих лиц; относится к магазинной форме организации розничной торговли; осуществляется в соответствии с «Временными правилами комиссионной торговли», утверждёнными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 30 мая 1997 г.

В договоре комиссии определяются продажная цена товара, принятого на комиссию, размеры  комиссионного вознаграждения, оплаты расходов комиссионера по хранению товара, порядок уценки товара, сроки реализации товара до и после его уценки. Комиссионер несёт полную ответственность перед комитентом за утрату и повреждение товара, принятого на комиссию.

Магазины  принимают на комиссию новые и  бывшие в употреблении непродовольственные  товары, годные для использования, не требующие ремонта или реставрации, отвечающие санитарным нормам и требованиям.

Магазины  не имеют права принимать на комиссию: товары, продажа которых запрещена  или ограничена; боевое и служебное  оружие; товары военного ассортимента; парфюмерно-косметические товары; товары бытовой химии; лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Если  в новом товаре обнаружены скрытые  недостатки, которые не были обнаружены при приёме его на комиссию и выявлены до продажи покупателю, то он снимается  с реализации и подлежит возврату комитенту.

При покупке  товара с не истекшим гарантийным  сроком покупателю передаётся полученный от комитента документ, подтверждающий его право на использование оставшегося  срока гарантии.

Комитент  вправе потребовать в любое время  возврата принятого на комиссию, но не проданного товара.

Фирменная торговля. Типовое положение «о развитии фирменной торговли» Указ Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. №113».

Фирменным магазином считается розничная  торговая организация, учредителем  которой является субъект хозяйствования, производящий товары народного потребления; имеющая в ассортименте и объёме реализации удельный вес продукции  учредителя фирменного магазина, также других предприятий, вырабатывающих аналогичный ассортимент товаров, не менее 75% - для  непродовольственных магазинов  и не менее 50% - для продовольственных; осуществляющая продажу сопутствующих товаров и комплектующих изделий к реализуемым товарам; расположенная  в специально оборудованном помещении, с площадью торгового зала не менее 100 квадратных метров; отвечающая требованиям Типового положения о фирменном магазине предприятия.

Фирменный магазин является составной частью розничной торговой сети региона  и осуществляет свою деятельность в  условиях конкуренции с другими  субъектами хозяйствования. Он может  быть открыт предприятием-изготовителем  по месту нахождения учредителя, в  других регионах республики и за её пределами.

Товарная  специализация фирменного магазина определяется его учредителем, согласовывается  с исполнительным комитетом по месту  нахождения магазина и указывается  в лицензии на право розничной  торговли. [3, с.124]

Таким образом, независимо от применяемого метода продажи товаров работники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непродовольственными товарами и в других документах (санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользования мерами и измерительными приборами и т. д.). Следить за изменением покупательского спроса и способствовать росту продаж товаров.

Что касается форм продажи, то торговля по почте особая форма универсальной торговли без магазина. Посылочная торговля получила большое распространение в высокоразвитых странах.

В последние годы появляется новый вид безмагазинной  торговли, имеющей много общего с почтовой, «электронная», под которой  понимается осуществление покупок  на дому с помощью персональных компьютеров. Оплата за купленный товар также  осуществляется через компьютер при помощи специальных кредитных  карточек.

1.3 Организация самообслуживания на предприятиях розничной торговли

Самообслуживание — метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета [6, c.43].

Официальной датой рождения индустрии самообслуживания принято считать 1930 г., когда фирма Кing Кullen открыла на Лонг-Айленде в Нью-Йорке магазин, ставший прообразом современного супермаркета. Вслед за этим в штатах Нью-Джерси и Огайо в начале 1930-х гг. появились первые магазины Вig Bear. Далее процесс принял лавинообразный характер и, по данным Food Marketing, к концу 1930-х гг. в стране насчитывалось уже несколько тысяч магазинов, работающих по принципу самообслуживания. В СССР первый магазин самообслуживания был открыт в 1954 г. в Ленинграде.

Технологический процесс продажи методом самообслуживания представляет собой «цепочку» последовательно осуществляемых операций (рис. 1.1).

 

 

 

 

 

Встреча покупателя и его информирование

 

Получение инвентарной корзины или тележки

 

Самостотельный выбор товаров и доставка их в узел расчета

 

Расчет за товары и выдача чека

 

Упаковка приобретенных товаров

 

Возврат инвентарной корзины или тележки

         
         
         
         
         
         
         

 

 

Рис. 1.1 Технологический процесс продажи методом

самообслуживания [9, с. 98]

 

Метод самообслуживания применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, велосипеды, мотоциклы, лодки, моторы, палатки, радио-и телевизионная аппаратура, радиосувениры и некоторые другие товары.

Информация о работе Сущность розничной торговли и продажи товаров