Реализация функции планирования в управлении открытым акционерным обществом «Осиповичский завод автомобильных агрегатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что планирование в системе управления организацией играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики Беларуси планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1 Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования 5
1.2 Этапы разработки внутрифирменного плана 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 14
2.1 Характеристика ОАО «ОЗАА» как субъекта хозяйствования предприятия 14
2.2 Структура предприятия и службы планирования 15
2.3 Основополагающие разделы внутрифирменного плана 19
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 32
3.1 Формирование модели внутрифирменного планирования …………….32
3.2 Развитие стратегического планирования в ОАО «ОЗАА»………..…..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50

Файлы: 1 файл

Курсовая по управлению организацией .doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      - бюро технико-экономического планирования и нормативов;

      - бюро цен.

    Структуру и штатное расписание ПЭО утверждает директор в  установленном порядке. Структура управления ПЭО представлена на рис. 2.

      

    

      

    

    

    

      
 

      
 

Рисунок 2 – Структурная схема управления планово-экономического отдела

    Примечание  – Источник: [5] 

    Основными задачами бюро являются [6]:

     - разработка обоснованных перспективных и текущих планов развития предприятия и цехов, обеспечивающих рост и повышение эффективности производства;

     - организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства;

     - качественное составление плановых калькуляций, формирующих уровень отпускных цен и своевременное их согласование, а также анализ цен на закупаемые сырьевые ресурсы;

     - эффективное применение системы  качества ОАО «ОЗАА» и документированных правил и процедур.

    В соответствии с основными задачами бюро технико-экономического планирования и нормативов выполняет следующие функции [6]:

    1. Осуществляет разработку проектов  перспективных и текущих планов  по производству товарной продукции,  труду и заработной плате завода  и его подразделений.  Составляет разделы бизнес-плана завода по  прогнозированию производства товарной продукции, потребительских товаров, снижению издержек на производство и снижению материалоемкости выпускаемой  заводом продукции. Рассчитывает фонды заработной платы и численности работающих с учетом необходимости наиболее рационального использования трудовых ресурсов.

    2. Доводит подразделениям завода  плановые задания по установленным  технико-экономическим показателям.

    3. Вносит изменения в плановые  технико-экономические показатели в установленном порядке и доводит их всем подразделениям завода по принадлежности.

    4. Производит перерасчет объемов  производства за соответствующий  период прошлого года в сопоставимых ценах будущего года, для определения динамики роста (снижения) объемов производства.

    5. Производит перерасчет остатков  готовой продукции на складах   за соответствующий период прошлого года в сопоставимых ценах будущего года, для определения динамики их роста (снижения).

    6. Ведет учет  показателей по  труду и заработной плате, анализирует их и составляет установленную отчетность. Ежемесячно рассчитывает среднюю заработную плату по подразделениям и заводу в целом. Осуществляет контроль за расходованием фонда заработной платы.

    7. Производит перерасчет показателей  по труду и заработной плате при структурных изменениях.

    8. Рассчитывает номенклатурный план производства по цехам и заводу (в стоимостном выражении).

    9. Внедряет и совершенствует хозяйственный  расчет, ведет учет результатов производственно-хозяйственной  деятельности цехов за месяц и с нарастающим итогом, анализирует результаты работы цехов и ежемесячно докладывает на заседаниях  балансовых комиссий цехов, готовит свод основных технико-экономических показателей  производственно-хозяйственной деятельности завода для доклада на балансовой комиссии завода.

    10. Выявляет возможности увеличения  выпуска продукции, повышения  производительности труда, снижения  себестоимости продукции, стоимости  работ (услуг) и их трудоемкости, разрабатывает предложения по  использованию внутренних резервов.

    11. Составляет статистическую отчетность  по установленным формам и  направляет ее вышестоящим организациям, областному статистическому управлению и статистическому управлению по месту нахождения предприятия.

    12. Организует работу по определению экономической эффективности от внедрения новой техники и технологии, по внедрению мероприятий оргтехплана, рационализаторских предложений и изобретений.

    13. Осуществляет разработку смет  затрат общепроизводственных и  общехозяйственных расходов по элементам затрат и калькуляционным статьям, анализирует их и выявляет причины перерасхода и при необходимости производит корректировку статей расходов.

    14. Осуществляет систематизацию нормативных  и плановых затрат для разработки  нормативных

      и плановых калькуляций по себестоимости на все виды продукции, изготавливаемые в цехах завода.

    15. Разрабатывает межцеховые планово-расчетные  цены и цены на разовые заказы.

    16. Систематически проверяет и контролирует  исполнение приказов и указаний  вышестоящих организаций и директора завода по вопросам планирования и отчетности.

    17. Выполняет нормы и правила  по охране труда, пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка.

    18. Организует и проводит обучение, инструктажи и проверку знаний  в области охраны труда в  соответствии с порядком, установленным на предприятии. Обеспечивает соблюдение требований охраны труда и техники безопасности коллективом бюро.

    19. Проводит идеологическую и воспитательную  работу в трудовом коллективе бюро.

    Реорганизация и ликвидация бюро может быть произведена в связи с изменением структурной схемы ОЗАА приказом директора в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. 

    1.   Основополагающие разделы внутрифирменного плана

    Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной организацией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией.

    Следует отметить, что в ОАО «ОЗАА» планирование не всегда обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Одной из проблем можно выделить отсутствие в организации системы планирования сбыта, что в принципе можно считать основопологающим разделом внутрифирменного планирования. Эта деятельность должна опираться на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. План стимулирования сбыта имеет свои преимущества по сравнению с планом рекламы: мероприятия по стимулированию сбыта дают немедленный положительный эффект на месте продажи товара, побуждая потребителя  не откладывать покупки;  увеличение объема продаж, таким образом происходит быстро и поддается измерению, что практически невозможно в случае рекламы [2, с. 156]. К сожалению,  в ОАО «ОЗАА» план сбыта не составляется.

    На  ОАО «ОЗАА» осуществляется стратегия  маркетинга, в соответствии с которой  на предприятии осуществляется анализ факторов, влияющих на показатели сбыта. Основные потребителями продукции завода по результатам 2010г. представлены на рис. 3 [4].

Рисунок 3 – Основные потребители продукции ОАО «ОЗАА» в 2010 г.

Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Кроме основной продукции, комплектующих  к автотехнике, предприятие освоило  выпуск потребительских товаров:

       - оборудование для спортивных  залов, площадок;

       - плавсредства;

       - мебель для кафе, офисов и мебельная  опора.

     Потребителями данной продукции являются спортивные общества, санатории, дома отдыха, торгующие организации занимающиеся продажей спортивных товаров в Белоруссии и России. Основная доля потребителей товаров спортивного назначения находится в Белоруссии - на рынке потребительских товаров в России большую конкуренцию составляют производители аналогичных товаров такие как «Липласт» г. Лида, БелАЗ г. Жодино, «Светотехника» г. Гомель, «Альфаспорт» г. Минск, «Спортмеханика» г. Москва, и ряд других организаций Белоруссии и России. Но не смотря на жесткую конкуренцию акционерное общество стабильно увеличивает производство потребительских товаров и планирует повышение на конец 2011 г.г. за счет качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции (расширен модельный ряд лодок 2009 - 4 вида, 2010-1-ый квартал 2011 гг. - 8 видов). Динамика увеличения темпов роста производства потребительских товаров 2008-2010 гг. отражена на рис. 4 [4].

Рисунок 4 – Темп роста производства потребительских товаров 2008-2010 гг. (в % к предыдущему году)

Примечание  – Источник: собственная разработка 

    Номенклатура  продукции поставляемая на экспорт  составляет более 1000 наименований. Это  комплектующие и запасные части  к автотехнике семейства МАЗ. Многие детали используются предприятиями России в собственном производстве - это ЗАО «ЗАЗ» г. Мелитополь Украина (опорные устройства для полуприцепов), «Нева-МетадТрэйд» Г.С.Петербург «Арзамасский машиностроительный завод» г. Арзамас и «Майкопский редукторный завод» г.Майкоп (изготовление деталей из алюминиевого сплава по чертежам заказчика), ОАО «Мотовилихенские заводы» (стеклопластиковое производство).

    Для расширения рынков сбыта и увеличения выпуска продукции планируется  и дальше отслеживать сбыт продукции  МАЗа, т.к. продажа запасных частей МАЗ на рынках СНГ зависит от продаж автотехники МАЗ.

    Перед ОАО «ОЗАА» ставится задача укрепить завоеванные позиции на рынке комплектующих к грузовым автомобилям семейства МАЗ и выйти на новый рынок предприятий изготовителей. Цель обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя.

    Важнейшим вопросом выбора производственной программы  маркетинга является комплексное исследование альтернативных видов производства с целью выбора только тех товаров (услуг), которые в наибольшей степени соответствуют потребностям современного рынка и отвечают прогнозам развития конъюнктуры на многие годы вперед. Однако очень важно также добиться минимальной себестоимости изделия, и это можно сделать с помощью анализа производства этого изделия.

    Важным  фактором стратегии маркетинга, учитываемым при внутрифирменном планировании, является цена товара и ценовая политика, проводимая акционерным обществом. Изменение базовой цены с учетом различий между клиентами и условий продажи. В этой связи используются следующие стратегии адаптации цен: ценовые скидки и поощрения, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу.

    Ценовая скидка предоставляется оптовым покупателям и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени. На предприятии используют следующие виды ценовых скидок: скидка за количество покупаемого товара; функциональные скидки - снижение цены для дилеров; сезонные скидки.

Информация о работе Реализация функции планирования в управлении открытым акционерным обществом «Осиповичский завод автомобильных агрегатов