Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что планирование в системе управления организацией играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики Беларуси планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1 Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования 5
1.2 Этапы разработки внутрифирменного плана 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 14
2.1 Характеристика ОАО «ОЗАА» как субъекта хозяйствования предприятия 14
2.2 Структура предприятия и службы планирования 15
2.3 Основополагающие разделы внутрифирменного плана 19
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 32
3.1 Формирование модели внутрифирменного планирования …………….32
3.2 Развитие стратегического планирования в ОАО «ОЗАА»………..…..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
- бюро технико-экономического планирования и нормативов;
- бюро цен.
Структуру и штатное расписание ПЭО утверждает директор в установленном порядке. Структура управления ПЭО представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Структурная схема управления планово-экономического отдела
Примечание
– Источник: [5]
Основными задачами бюро являются [6]:
- разработка обоснованных перспективных и текущих планов развития предприятия и цехов, обеспечивающих рост и повышение эффективности производства;
- организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства;
- качественное составление плановых калькуляций, формирующих уровень отпускных цен и своевременное их согласование, а также анализ цен на закупаемые сырьевые ресурсы;
- эффективное применение
В соответствии с основными задачами бюро технико-экономического планирования и нормативов выполняет следующие функции [6]:
1.
Осуществляет разработку
2.
Доводит подразделениям завода
плановые задания по
3. Вносит изменения в плановые технико-экономические показатели в установленном порядке и доводит их всем подразделениям завода по принадлежности.
4.
Производит перерасчет объемов
производства за
5.
Производит перерасчет
6. Ведет учет показателей по труду и заработной плате, анализирует их и составляет установленную отчетность. Ежемесячно рассчитывает среднюю заработную плату по подразделениям и заводу в целом. Осуществляет контроль за расходованием фонда заработной платы.
7.
Производит перерасчет
8. Рассчитывает номенклатурный план производства по цехам и заводу (в стоимостном выражении).
9.
Внедряет и совершенствует
10.
Выявляет возможности
11.
Составляет статистическую
12.
Организует работу по
13. Осуществляет разработку смет затрат общепроизводственных и общехозяйственных расходов по элементам затрат и калькуляционным статьям, анализирует их и выявляет причины перерасхода и при необходимости производит корректировку статей расходов.
14.
Осуществляет систематизацию
и плановых калькуляций по себестоимости на все виды продукции, изготавливаемые в цехах завода.
15.
Разрабатывает межцеховые
16.
Систематически проверяет и
17.
Выполняет нормы и правила
по охране труда, пожарной
18.
Организует и проводит
19.
Проводит идеологическую и
Реорганизация
и ликвидация бюро может быть произведена
в связи с изменением структурной схемы
ОЗАА приказом директора в соответствии
с действующим законодательством Республики
Беларусь.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной организацией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией.
Следует отметить, что в ОАО «ОЗАА» планирование не всегда обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Одной из проблем можно выделить отсутствие в организации системы планирования сбыта, что в принципе можно считать основопологающим разделом внутрифирменного планирования. Эта деятельность должна опираться на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. План стимулирования сбыта имеет свои преимущества по сравнению с планом рекламы: мероприятия по стимулированию сбыта дают немедленный положительный эффект на месте продажи товара, побуждая потребителя не откладывать покупки; увеличение объема продаж, таким образом происходит быстро и поддается измерению, что практически невозможно в случае рекламы [2, с. 156]. К сожалению, в ОАО «ОЗАА» план сбыта не составляется.
На ОАО «ОЗАА» осуществляется стратегия маркетинга, в соответствии с которой на предприятии осуществляется анализ факторов, влияющих на показатели сбыта. Основные потребителями продукции завода по результатам 2010г. представлены на рис. 3 [4].
Рисунок 3 – Основные потребители продукции ОАО «ОЗАА» в 2010 г.
Примечание
– Источник: собственная разработка
Кроме основной продукции, комплектующих к автотехнике, предприятие освоило выпуск потребительских товаров:
- оборудование для спортивных залов, площадок;
- плавсредства;
- мебель для кафе, офисов и мебельная опора.
Потребителями данной продукции являются спортивные общества, санатории, дома отдыха, торгующие организации занимающиеся продажей спортивных товаров в Белоруссии и России. Основная доля потребителей товаров спортивного назначения находится в Белоруссии - на рынке потребительских товаров в России большую конкуренцию составляют производители аналогичных товаров такие как «Липласт» г. Лида, БелАЗ г. Жодино, «Светотехника» г. Гомель, «Альфаспорт» г. Минск, «Спортмеханика» г. Москва, и ряд других организаций Белоруссии и России. Но не смотря на жесткую конкуренцию акционерное общество стабильно увеличивает производство потребительских товаров и планирует повышение на конец 2011 г.г. за счет качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции (расширен модельный ряд лодок 2009 - 4 вида, 2010-1-ый квартал 2011 гг. - 8 видов). Динамика увеличения темпов роста производства потребительских товаров 2008-2010 гг. отражена на рис. 4 [4].
Рисунок 4 – Темп роста производства потребительских товаров 2008-2010 гг. (в % к предыдущему году)
Примечание
– Источник: собственная разработка
Номенклатура продукции поставляемая на экспорт составляет более 1000 наименований. Это комплектующие и запасные части к автотехнике семейства МАЗ. Многие детали используются предприятиями России в собственном производстве - это ЗАО «ЗАЗ» г. Мелитополь Украина (опорные устройства для полуприцепов), «Нева-МетадТрэйд» Г.С.Петербург «Арзамасский машиностроительный завод» г. Арзамас и «Майкопский редукторный завод» г.Майкоп (изготовление деталей из алюминиевого сплава по чертежам заказчика), ОАО «Мотовилихенские заводы» (стеклопластиковое производство).
Для расширения рынков сбыта и увеличения выпуска продукции планируется и дальше отслеживать сбыт продукции МАЗа, т.к. продажа запасных частей МАЗ на рынках СНГ зависит от продаж автотехники МАЗ.
Перед ОАО «ОЗАА» ставится задача укрепить завоеванные позиции на рынке комплектующих к грузовым автомобилям семейства МАЗ и выйти на новый рынок предприятий изготовителей. Цель обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя.
Важнейшим вопросом выбора производственной программы маркетинга является комплексное исследование альтернативных видов производства с целью выбора только тех товаров (услуг), которые в наибольшей степени соответствуют потребностям современного рынка и отвечают прогнозам развития конъюнктуры на многие годы вперед. Однако очень важно также добиться минимальной себестоимости изделия, и это можно сделать с помощью анализа производства этого изделия.
Важным фактором стратегии маркетинга, учитываемым при внутрифирменном планировании, является цена товара и ценовая политика, проводимая акционерным обществом. Изменение базовой цены с учетом различий между клиентами и условий продажи. В этой связи используются следующие стратегии адаптации цен: ценовые скидки и поощрения, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу.
Ценовая скидка предоставляется оптовым покупателям и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени. На предприятии используют следующие виды ценовых скидок: скидка за количество покупаемого товара; функциональные скидки - снижение цены для дилеров; сезонные скидки.