Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что планирование в системе управления организацией играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики Беларуси планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1 Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования 5
1.2 Этапы разработки внутрифирменного плана 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 14
2.1 Характеристика ОАО «ОЗАА» как субъекта хозяйствования предприятия 14
2.2 Структура предприятия и службы планирования 15
2.3 Основополагающие разделы внутрифирменного плана 19
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 32
3.1 Формирование модели внутрифирменного планирования …………….32
3.2 Развитие стратегического планирования в ОАО «ОЗАА»………..…..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
- проектирование и реконструкция освободившихся площадей ЦСК под участок изготовления деталей из телена (для изготовления крыльев и бамперов для автомобилей МАЗ);
- проектирование и строительство пункта ТО автомобилей; о реконструкция бывшего здания станции технического обслуживания автомобилей под цех пластмасс с индивидуальным источником отопления и горячего водоснабжения;
Сумма инвестиций 1367 млн. руб., источник финансирования собственные средства предприятия и республиканский бюджет.
- для замены физически изношенного;
- для освоения новых видов продукции и увеличения объемов производства.
Сумма инвестиций 1195 млн. руб., источники финансирования: собственные средства предприятия 1195 млн. руб.
- перевод нагревательных печей ПН-34 и СШО-15/30;
- замену светильников уличного освещения ДРЛ-250 на энергоэффективные ЛКУ-40 и ЖУ-2х57;
- замену на раздаточных печах САТ-0,25 чугунных тиглей на графитовые;
- установку регуляторов реактивной мощности на БСК-10 кВ.
Сумма инвестиций 282 млн. руб., в том числе за счет собственных средств 180 млн.руб., инновационного фонда 102 млн. руб.
В 2011 году прибыль ОАО «ОЗАА» до налогообложения по сравнению с 2010 годом планируется увеличить на 232 млн. руб., что составит 2139 млн. руб. Рост прибыли до налогообложения обусловлен, в основном, увеличением прибыли от реализации основной продукции, работ, услуг.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Чистая прибыль на заводе автоагрегатов в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрастет на 6 млн. руб. [4].
Планирование денежных потоков от производственной деятельности завода в 2011 году произведено исходя из притоков денежных средств от производственной деятельности предприятия, поступлением кредитных ресурсов, доходом от прочей реализации и расходной части.
Доходная часть баланса включает поступление денежных средств в виде выручки от реализации продукции, товаров, услуг, кредитов и займов. Расходная – включает расходы на приобретение активов, на расчеты с персоналом, на уплачу налогов, погашение кредитов.
Из показателей производственно-финансовой деятельноести следует, что предприятию в 2011 году достаточно денежных ресурсов для выполнения намеченных показателей.
Однако необходимо заметить, что данный показатель может быть более высоким по следующим причинам:
Изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и практики плановой работы в ОАО «ОЗАА» позволило выявить особую актуальность необходимости разработки эффективной модели планирования в организации, дабы успешно решать такие вопросы как: самостоятельный поиск рынков сбыта; самостоятельный поиск поставщиков ресурсов; поиск эффективных инструментов конкурентной борьбы; формирование стратегии и тактики развития предприятия; обеспечение мобильности предприятия при изменении конъюнктуры рынков продукции и ресурсов.
Обеспечение
конкурентоспособности
Основной задачей плана сбыта можно определить увеличение оборачиваемости товаров на месте их продажи. Стоит предложить следующий принцип реализации планирования сбыта в ОАО «ОЗАА». Его исполнение возлагается на руководителя отдела стимулирования, работающего в сотрудничестве с управляющим по товару и директором по маркетингу. Этот раздел плана сбыта, как правило, включает следующие статьи:
а) Место товара на рынке. Кратко излагаются основные исходные данные, относящиеся к товару, рынку, потребителю и конкурентной продукции.
б)
Цели на предстоящий год. Указываются
выполненные в течение
- качественные задачи (улучшение имиджа товара в глазах торговой сети за счет ускорения его оборачиваемости);
- количественные задачи, выраженные в цифрах;
в) Программа действий: цель (увеличение продаж), средства (изучить ситуацию в магазинах, предложив скидку), обоснования (сбыт товара переживает застой).
г) Контроль за плановыми мероприятиями. Проверка рентабельности запланированных мероприятий осуществляется путем проведения тестов до и после операций по стимулированию продаж; при этом выбирается некоторое количествоторговых точек и анализируется продажа товара до, во время и после проведения стимулирования.
д) Бюджет. Для каждой операции по стимулированию сбыта устанавливается строго определенный бюджет; затем этот бюджет включается в общий годовой бюджет.
е) План-график. Намеченные на год мероприятия представляются в графической форме.
Как было сказано выше, для реализации тех или иных планов в организации требуется реструктуризации деятельности предприятия, к проведению которой многие из них не имеют возможности в связи с отсутствием собственных финансовых ресурсов и высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, можно говорить о наличии широкого спектра ориентиров для организации внутрифирменного планирования в ОАО «ОЗАА». Правомерно говорить о том, что возможным и даже необходимым является индивидуальный подход к построению модели планирования для каждого отдельного структурного подразделения. Однако это не означает, что построение общей концепции внутрифирменного планирования нецелесообразно. Напротив, планирование в организации должно основываться на единой методологии планирования.
В курсовой работе заложена идея о том, что качество планов предприятия есть результат взаимодействия элементов системы планирования (работники, занимающиеся планированием, механизм планирования, процесс планирования и средства, обеспечивающие процесс планирования), полноты охвата всех объектов планирования (ресурсы, процессы и подразделения) и степени структуризации целей и задач развития предприятия по уровням управления в рамках стратегического, тактического и оперативного планирования (рис. 6).
Для
получения ощутимого эффекта от планирования
недостаточно использовать высокоточные
технологии планирования, важно создать
в ОАО «ОЗАА» необходимые условия для
их применения (обучить работников, занимающихся
планированием, разработать календарные
и функциональные регламенты по разработке
планов, провести изменения в организационной
структуре управления предприятием, использовать
современные программные продукты по
планированию).
Рисунок 6 – Концептуальная модель внутрифирменного планирования
Примечание
– Источник: [20]
Развитие внутрифирменного планирования в рамках деятельности ОАО «ОЗАА» является процессом, затрагивающим и требующим изменения всех остальных его подсистем управления.
Промышленные предприятия в условиях рынка должны быть конкурентоспособными. Достичь этого они могут, в том числе и опираясь на инструментарий развития потенциала предприятия. [7] Под потенциалом планирования предприятия следует понимать его способность разрабатывать качественные планы, отслеживать их выполнение и своевременно осуществлять корректировку плановых и оценочных показателей. Плановая работа дает предприятию множество преимуществ: дает возможность видеть перспективу развития, проясняет возникающие проблемы, стимулирует менеджеров к реализации своих решений; улучшает координацию действий в организации, создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров, увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией, способствует более рациональному использованию ресурсов, улучшает контроль. Все эти преимущества, в свою очередь, позволяют предприятию повышать эффективность своей деятельности и, следовательно, свою конкурентоспособность.
Устанавливая в планах оптимальные (с позиции ситуации на рынке) цели и задачи по всем сферам своей деятельности, предприятие, достигая их, тем самым обеспечивает необходимый уровень эффективности производства. Происходит это вследствие того, что в процессе планирования принимаются к реализации только наиболее оптимальные варианты управленческих решений. При этом, в качестве критериев оптимальности используются максимизация доходности, минимизация затрат, минимизация времени исполнения, которые и дают возможность принимать решения, повышающие эффективность производства и конкурентоспособность продукции, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
Развитие планирования в ОАО «ОЗАА» должно строиться на предварительной оценке его состояния и выявлении факторов, определяющих качество планов. В ходе исследования было выявлено, что до сих пор не выработано общепризнанного критерия оценки плановой работы. Для восполнения этого пробела предложен авторский подход к оценке внутрифирменного планирования с использованием элементов потенциала планирования. Основная идея состоит в следующем. Система планирования состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Можно предположить, что каждый компонент может вносить свой вклад в конечный результат. То есть, от того в каком состоянии находится каждый компонент системы, зависит способность системы планирования в целом вырабатывать качественные планы. В соответствии с этим подходом автором обоснованы критерии оценки потенциала планирования (рис. 8) и предложена система индикаторов, базирующаяся на основных принципах планирования.
Рисунок 8 – Критерии оценки организации плановой работы на предприятии в разрезе элементов потенциала планирования
Примечание – Источник: [8]
Детальный
анализ используемых в ОАО «ОЗАА» планов
тактического и оперативного уровня так
же не позволяет говорить об их адекватности
задачам управления. Система тактических
и оперативных планов на исследуемом предприятии
не носит комплексный характер, поскольку
не все сферы деятельности охвачены планированием;
можно сказать, что планируется только
основное производство, в котором приоритет
отдается планированию издержек. Имеющиеся
планы составлены на низком качественном
уровне, фрагментарны и не информативны.