Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что планирование в системе управления организацией играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики Беларуси планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1 Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования 5
1.2 Этапы разработки внутрифирменного плана 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 14
2.1 Характеристика ОАО «ОЗАА» как субъекта хозяйствования предприятия 14
2.2 Структура предприятия и службы планирования 15
2.3 Основополагающие разделы внутрифирменного плана 19
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 32
3.1 Формирование модели внутрифирменного планирования …………….32
3.2 Развитие стратегического планирования в ОАО «ОЗАА»………..…..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
специальность
«Экономика и управление
на предприятии промышленности»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
курсу “Управление
организацией”
на
тему Реализация
функции планирования
в управлении открытым
акционерным обществом
«Осиповичский завод
автомобильных агрегатов
Слушатель
____________ / /
Руководитель
к.э.н., доцент ____________ / /
Минск 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что планирование в системе управления организацией играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики Беларуси планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления.
Объектом исследования является процесс реализации функции планирования в управлении открытым акционерным обществом «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» (далее ОАО «ОЗАА»).
Предметом работы является организация системы внутрифирменного планирования на предприятии.
Цель работы: определить пути и методы реализации функции планирования на выбранном объекте, а также найти способы совершенствования внутрифирменного планирования.
Исходя из цели, задачами моих исследований становятся:
При выполнении работы использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, метод анализа, статистический.
В процессе работы проведены исследования действующей в ОАО «ОЗАА» системы внутрифирменного планирования и проанализированы основные направления планирования на предприятии промышленности.
Данная
работа может оказаться полезной
для руководителей
Зависимость качества планов предприятий промышленности от множества факторов доказывает сложность выбора оптимального направления реализации функции планирования. Более того, опыт работы предприятий показывает, что изменения, касающиеся только технологии планирования, наблюдавшиеся в ходе реформирования экономики в Беларуси, могут только снизить расхождения плановых и фактических значений показателей, что конечно актуально в условиях нестабильности внешней среды.
Одновременно существенные возможности для повышения эффективности внутрифирменного планирования дает использование мирового опыта плановой работы на предприятиях в развитых странах. Однако для внедрения современных технологий планирования отечественным предприятиям промышленности необходимо создать условия для его осуществления: изменение организационной структуры управления; внедрение управленческого учета; компьютеризация управления и производства; повышение квалификации работников, занимающихся планированием. Таким образом, важнейшей проблемой развития планирования является сложность организационных преобразований в системе управления отечественных промышленных предприятий. Высокая научная и практическая востребованность глубокого исследования проблем организации внутрифирменного планирования на предприятиях предопределила выбор темы данной курсовой работы.
Процесс планирования начинается с ясного понимания того, что же нужно делать. Он начинается с общих целей, что дает возможность выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач. В данной работе будет подробно рассмотрен процесс планирования деятельности промышленного предприятия, его сущность, стоящие перед ним задачи, доказана важность планирования для эффективного управления промышленным предприятием.
Планирование производства является решающим фактором эффективного ведения хозяйства. Оно основывается на объективных экономических принципах:
Принцип
единства народнохозяйственного
Непрерывность планирования основывается на непрерывности самого процесса производства. Она выражается в тесной взаимосвязи перспективного, текущего и оперативного планирования, в определении плановых заданий на сопряженные плановые периоды, в бесперебойном обеспечении процесса производства всеми необходимыми ресурсами.
Особое значение имеет принцип оптимальности планирования. Он связан с применением многовариантных расчетов и выбором из них наиболее эффективных. Стабильность планирования означает существенное сокращение возможных изменений в утвержденных планах, соблюдение порядка и сроков внесения уточнений в планы отраслей, научно-производственных и промышленно-производственных объединений, отдельных предприятий.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении маркетинговых задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции управления организацией состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества обслуживания и ассортимента услуг вслед за изменениями спроса на рынке.
Внутрифирменное планирование в рамках промышленного предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
Планирование включает в себя определение:
- конечных и промежуточных целей;
- задач,
решение которых необходимо
- средств и способов их решения;
- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:
- планомерность - это основа управления;
- плановость - принцип управления;
- планирование - важнейшая функция управления;
- плановые задания - метод управления;
- разработка
и реализация плана - основное
содержание процесса
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования:
Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
- перспективное (долгосрочное) планирование (прогнозирование);
- среднесрочное планирование;
- текущее (бюджетное, оперативное) планирование. [1, с.131]
Планирование
направлено на оптимальное использование
возможностей предприятия, в том
числе наилучшее использование
всех видов ресурсов и предотвращение
ошибочных действий, могущих привести
к снижению эффективности деятельности
предприятия, потере клиентов.
Промышленным предприятиям в современных условиях важно уделять все большее внимание развитию стратегического планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (чаще 10-12 лет) предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
В
системе долгосрочного
Стратегическое планирование, включает среднесрочное и краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.
Основные области долгосрочного планирования – это организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и так далее.