Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что планирование в системе управления организацией играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики Беларуси планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1 Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования 5
1.2 Этапы разработки внутрифирменного плана 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 14
2.1 Характеристика ОАО «ОЗАА» как субъекта хозяйствования предприятия 14
2.2 Структура предприятия и службы планирования 15
2.3 Основополагающие разделы внутрифирменного плана 19
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНОВ В ОАО «ОЗАА» 32
3.1 Формирование модели внутрифирменного планирования …………….32
3.2 Развитие стратегического планирования в ОАО «ОЗАА»………..…..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
Данная курсовая работа призвана доказать необходимость использования сбалансированной системы показателей, как неотъемлемой части управления ОАО «ОЗАА». Ее использование необходимо для увязки стратегических целей и оперативных задач. С учетом тенденций в отрасли и на рынке продукции, выявленных в ходе стратегического анализа, автором разработана и внедрена стратегическая карта ОАО «ОЗАА», учитывающая специфику деятельности диверсифицированных производств (табл. 2). Для реализации предложенной стратегии развития в курсовой работе разработана система бюджетов (рис.8).
Разработанный комплекс планов, включающий стратегию развития, стратегическую карту и бюджеты, позволил предприятию по каждому направлению деятельности отдельно разрабатывать и проводить в жизнь конкурентную стратегию, сбытовую, ценовую, ассортиментную и коммуникативную политики. Возможным становится применение для каждой группы товаров своих оценочных показателей, таких как «рентабельность продаж», «рентабельность производства продукции», «маржинальная прибыль», «затраты на рубль товарной продукции». Благодаря внедрению стратегической карты и бюджетного планирования на предприятии по каждому виду деятельности для принятия управленческих решений по вопросам рынков сбыта, инвестирования и организации производства сформирована аналитическая, прогнозная и нормативно-правовая информационная база. [9]
Таблица 2 – Стратегическая карта ОАО «ОЗАА»
Перспективы | Причинно-следственная связь | Стратегические задачи | Показатели | Измерение показателей | Инициативы |
Финансы | Обеспечение стабильно растущей прибыли | Чистая прибыль | Темпы прироста прибыли, % | Разработка программы развития предприятия | |
Увеличение
объемов
реализации |
Объем продаж | Темпы прироста продаж, % | Разработка программы роста продаж | ||
Доля рынка | Удельный вес объемов продаж предприятия в общем объеме продаж на рынках продукции, % | ||||
Снижение затрат | Себестоимость продукции | Абсолютное значение по продуктам, руб. | Разработка программы экономии издержек | ||
Клиенты | Привлечение новых клиентов | Прибыль от новых клиентов | Темпы прироста по сравнению с предыдущим периодом, % | Разработка маркетинговой программы по привлечению новых клиентов | |
Повышение лояльности существующих клиентов | Прибыль от существующих клиентов | Темпы прироста по сравнению с предыдущим периодом, % | Разработка выгодных коммерческих предложений | ||
Процессы | Эффективное
управление
запасами |
Количество случаев, отсутствия сырья на складе в нужном количестве | Темп сокращения по сравнению с прошлым периодом, % | Разработка
и внедрение методики оценки поставщика
Внедрение системы производственного планирования и контроля | |
Затраты на сырье в расчете на единицу реализованной продукции в натуральном выражении | Абсолютное значение по номенклатурным позициям, руб. | ||||
Эффективный
мониторинг
клиентов |
Дебиторская задолженность | Темп сокращения по сравнению с предыдущим периодом, % | Внедрения процедур «ведения» клиентов | ||
Количество жалоб клиентов | Темп сокращения по сравнению с предыдущим периодом, % | ||||
Улучшение взаимодействия подразделений | Количество нареканий коллег по результатам внутренних опросов | Темп сокращения по сравнению с предыдущим периодом, % | Внедрение
бюджетирования
Разработка календарных и функциональных регламентов деятельности подразделений и служб | ||
Выполнение планов | Отклонение плановых значений показателей от фактических, % | ||||
Развитие | Повышение
производительности труда |
Процент сотрудников, повысивших свою квалификацию | Удельный вес по категориям работников, % | Разработка
программы технического перевооружения
Разработка и внедрение методики оценки персонала Разработка системы мотивации Разработка программы обучения | |
Затраты на повышение квалификации персонала | Темп изменения по сравнению с прошлым периодом, % | ||||
Текучесть кадров | Темп сокращения по сравнению с предыдущим периодом, п.п. | ||||
Выработка продукции | Темп роста по сравнению с предыдущим периодом, % | ||||
Совершенствование системы управления | Сроки реализации проектов по улучшению системы управления | Задержка реализации проекта, мес. | Создание
отдела маркетинга
Создание финансовой службы Организация службы развития Создание локальной информационной сети Организация подписки на специальную периодическую литературу |
Примечание
– Источник: собственная разработка
начальника планово-экономического отдела
ОАО «ОЗАА»
Рисунок 9 – Рекомендуемая бюджетная модель ОАО «ОЗАА»
Примечание
– Источник: собственная разработка
На фоне активных теоретических исследований по планированию ОАО «ОЗАА» решает задачу развития плановой работы совершенно разными путями:
- самостоятельно изучают опыт планирования успешных предприятий;
- периодически делают попытки повышения квалификации персонала предприятий путем тренингов и курсов консалтинговых фирм и ВУЗов;
- пользуются услугами внешних специалистов консалтинговых фирм.
Исследование показало, что основной проблемой данного процесса является непоследовательность. Исходя из анализа деятельности ОАО «ОЗАА», можно сделать вывод, что развитие внутрифирменного планирования не должно быть следствием популизма в управлении. В комплексе решения по развитию плановой работы должны представлять собой одну из стратегических задач, решение которой необходимо для повышения конкурентоспособности предприятия. При этом стратегическое значение развитию планирования должно предаваться как в случае организации планирования «с нуля», так и улучшения уже функционирующей на предприятии системы планирования.
В данной работе рассмотрена функция планирования в управлении ОАО «ОЗАА». Одной из идей предлагается на предприятии создать службу развития. Это необходимо, поскольку стратегического планирования влечет за собой появление широкого спектра дополнительных функций. Необходимо постоянно генерировать новые перспективные идеи по развитию системы управления, производства и сбыта продукции, вести аналитическую работу в части стратегического планирования, координировать работу подразделений в процессе реализации проектов развития предприятия, регулярно готовить информацию для принятия стратегических решений, решать вопросы мотивации реализации стратегических задач, проводить мониторинг исполнения стратегических задач и своевременно их корректировать. По мнению автора на исследуемом предприятии также является оправданным ранее созданные отделы маркетинга и финансово-экономических служб.
Общим
решением для всех предприятия следует
считать предложенный автором алгоритм
стратегического планирования и порядок
распределения ответственности подразделений
в процессе стратегического управления
(табл. 3).
Таблица
3 – Распределение функций
по стратегическому
управлению между подразделениями
ОАО «ОЗАА»
Функция | Процедура стратегического управления | Исполнитель |
Стратегический
анализ |
Проведение SWOT-анализа | Отдел маркетинга |
Проведение анализа исполнения директив | Отдел маркетинга | |
Подготовка проектов корпоративной стратегии | Отдел маркетинга | |
Подготовка проектов долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей | Отдел маркетинга | |
Подготовка проектов управленческих решений об устранении отклонений от стратегического плана | Финансово-экономическая служба | |
Стратегическое
планирование |
Определение и оценка актуальности миссии | Служба развития |
Выбор корпоративной стратегии | Служба развития | |
Определение долгосрочных и среднесрочных целей | Служба развития | |
Согласование функциональных стратегий | Служба развития | |
Формулировка директив | Служба развития | |
Подготовка
финансового обоснования |
Финансово-экономическая служба | |
Мотивация
реализации
стратегических задач |
Определение ответственности за реализацию стратегических задач | Служба развития |
Подготовка предложений по мотивации ответственных исполнителей стратегических задач | Финансово-экономическая служба | |
Анализ
эффективности используемой системы
мотивации ответственных |
Финансово-экономическая служба | |
Корректировка используемой системы мотивации исполнителей стратегических задач | Служба развития | |
Организация
реализации
стратегических задач |
Текущее и оперативное планирование | Финансово-экономическая служба |
Привлечение инвестиций и долгосрочных кредитов | Финансово-экономическая служба | |
Управление капиталом и активами | Финансово-экономическая служба | |
Контроль
выполнения
стратегического плана |
Оценка соответствия результатов деятельности стратегическому плану предприятия | Финансово-экономическая служба |
Мониторинг реализации и анализ исполнения директив | Финансово-экономическая служба | |
Принятие управленческих решений об устранении отклонений от стратегического плана | Служба развития | |
Корректировка
стратегического плана |
Принятие управленческих решений по корректировке стратегического плана | Служба развития |
Контроль реализации управленческих решений, принятых с целью корректировки стратегии | Финансово-экономическая служба |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Проведенное исследование показало, что в каждом структурном подразделении предприятия процесс планирования организован по-разному по причине различий в масштабах деятельности, приоритетах развития, особенностей стиля управления. Однако, апробация разработанной автором концепции внутрифирменного планирования, методики оценки и предложенного механизма его развития показала, что всем исследуемым структурам предприятиям присуща схожая проблема – неготовность к серьезным изменениям в организации управления. Более того, сложившаяся ситуация является следствием и, одновременно, реакцией предприятий на происходящую в последние годы трансформацию отечественной экономики.
Результаты исследования на теоретическом уровне доказали необходимость и возможность преодоления на практике барьера развития внутрифирменного планирования на ОАО «ОЗАА».
Данная курсовая работа, состоящая из 3 частей, посвящена раскрытию общих принципов, функции и экономических методов планирования. Здесь четко определено, что процесс планирования является неотъемлемой частью управления организацией. Подробно проанализированы задачи планирования, его функции, структура и внесены предложения по совершенствованию системы планирования в ОАО «ОЗАА».
В работе освящены такие важные аспекты планирования, как планирование сбыта, планирование персонала и издержек производства и прибыли. Отмечены такие проблемы как необходимость проведения в ОАО «ОЗАА» реструктуризации деятельности предприятия, дабы упорядочить процесс создания и реализации внутрифирменных планов. Отмечено, качество планов предприятия есть результат взаимодействия элементов системы планирования (работники, занимающиеся планированием, механизм планирования, процесс планирования и средства, обеспечивающие процесс планирования), полноты охвата всех объектов планирования (ресурсы, процессы и подразделения) и степени структуризации целей и задач развития предприятия по уровням управления в рамках стратегического, тактического и оперативного планирования.
Внесены предложения по совершенствованию системы планов в ОАО «ОЗАА». Автором самостоятельно разработан плана сбыта. К сожалению, на изучаемом предприятии он не реализовывается в должном объёме. Разработана и внедрена стратегическая карта ОАО «ОЗАА», учитывающая специфику деятельности диверсифицированных производств. Предложен алгоритм стратегического планирования и порядок распределения ответственности подразделений в процессе стратегического управления. Одной из идей предлагается на предприятии создать службу развития. Все приведенные аспекты должны увязываться друг с другом, так план по численности работников должен быть увязан с планом по сбыту продукции, финансовым и инвестиционным планом и др. Поскольку исходной точкой в планировании различных показателей является не план производства, а прогноз сбыта продукции. Следует отметить, что проведение вышеуказанных мероприятий позволило значительно повысить управляемость и взаимодействие между службами предприятия, перекрыть пути утечки доходов, снизить издержки.
При условии увеличения загрузки можно обеспечивать стабильно прибыльную работу и решать социальные вопросы коллектива. Всё это было бы невозможным без составления чётких планов.