Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Одной из важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики является разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов). Бюджетирование способствует увеличению рационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. До сих пор бюджетное планирование остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы.
Введение ……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Анализ исполнения общего бюджета предприятия…………………..7
1.1 Цели и алгоритм проведения план-факт анализа исполнения общего бюджета предприятия………………….................……………………………….…7
1.2. Общее изучение результатов исполнения сводного бюджета………........11
1.3. Анализ исполнения основных подбюджетов…………………………….....15
1.3.1. Анализ исполнения операционного бюджета………………………….…15
1.3.1.1. Вертикальный факторный анализ…………………………………….…15
1.3.1.2.Горизонтальный межфакторный анализ …………………………….…17
1.3.2. Анализ исполнения инвестиционного бюджета……………………….…24
1.3.3. Анализ исполнения финансового бюджета…………………………….…27
1.4. Формулировка управленческих выводов (этап «синтеза») и выработка приоритетов следующего бюджетного периода………………………………….…32
Глава 2.Разработка общего бюджета промышленного преприятия (на примере условного трубопрокатного завода)…………….……………….……………….…36
Глава 3.Анализ планируемого финансового состояния предприятия ………70
3.1 Горизонтальный анализ …………………………………………….………70
3.2 Вертикальный анализ… ………………………………………………….…73
3.3 Коэффициентный анализ… ………………………………………………...76
3.4 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ………………81
Заключение………………………………………………………………………..85
Список литературы…………………………………………
Две отчетные формы финансового бюджета тесно взаимосвязаны, так как большая часть активных и пассивных расчетов опосредуется движением средств на расчетном счете и кассе предприятия, и, таким образом, контролируя денежные потоки, финансово-экономическое управление влияет на динамику текущей платежеспособности (ликвидности) предприятия. Однако, например, такие хозяйственные операции, как бартерные поставки, увеличение объемов выпуска и реализации и некоторые другие, влияющие на структуру оборотных активов и изменение финансового состояния предприятия, не опосредуются движением денежных средств предприятия и, следовательно, напрямую не контролируются ФЭУ.
Таким
образом, эффект от исполнения финансового
бюджета, оказываемый на финансовое
состояние предприятия (изменение статей
активов и обязательств), определяется
только по исполнению бюджета движения
денежных средств, то есть по той «выходной»
форме финансового бюджета, которая, собственно,
и имеет характер плана.
1.4. Формулировка управленческих выводов (этап «синтеза») и выработка приоритетов следующего бюджетного периода
После детального факторного анализа отклонений по основным подбюджетам возможно проведение третьего, заключительного этапа анализа (этапа «синтеза»), на котором на основе «взаимоувязки» отклонений по трем основным подбюджетам формулируются нормативные выводы по итогам исполнения сводного бюджета предприятия в целом и определяются приоритеты и коррективы хозяйственной политики предприятия, «закладываемые» в бюджет следующего периода.
Отметим,
что все исследованные
Фактически комплексный план-факт анализ сводного бюджета проводится по классической спиралевидной модели «отрицания отрицания» как бы с возвратом к исходной точке (предварительному анализу сводных отчетных форм), но уже со знанием содержательной компоненты каждой строки сводных отчетов, что дает возможность:
• провести сравнительный анализ совокупных эффектов различных сегментов бизнеса на динамику конечных финансовых результатов и финансовой устойчивости предприятия по итогам прошедшего бюджетного периода; выявить основные «сильные» и «слабые» места хозяйственной деятельности предприятия (так называемый SWOT-анализ);
•
произвести с учетом проведенного SWOT-анализа
корректировку хозяйственной политики
предприятия при разработке бюджета на
следующий бюджетный период.
Схема 1.7. Динамический
баланс предприятия как интегральная
отчетная форма
При проведении данной работы аналитик должен предельно тщательно вникать в экономическую сущность каждого отклонения, ибо «расшифровки» в виде сводных таблиц отклонений отдельных подбюджетов дают богатую пищу для ума.
Выводы комплексного план-факт анализа исполнения сводного бюджета являются важнейшей предпосылкой планирования на следующий бюджетный период. Величина количественного эффекта, оказываемого на интегральный показатель того или иного бюджетного параметра, фактически является мерой рычага, то есть четкого, количественно обоснованного понимания того, в каком сегменте бизнеса меры по корректировке управленческой политики дадут наибольший эффект. Это напрямую определяет приоритеты предприятия на следующий бюджетный период. Так, очевидно, что финансовое планирование в следующем периоде должно иметь своей целью общее сокращение величины текущих обязательств за счет уменьшения части денежного резерва. Это позволит одновременно сбалансировать структуру финансового цикла (в частности, за счет приведения в норму соотношения доли расчетов и денежных средств в текущих активах) и повысить общую финансовую устойчивость предприятия (коэффициенты срочной и текущей ликвидности).
Таким
образом, стадия план-факт анализа является
одновременно и начальной, и завершающей
в бюджетном цикле, с нее начинается
составление бюджета следующего периода
и ей же заканчивается очередной бюджетный
цикл, который соответственно представляет
собой неразрывный процесс перехода от
бюджетирования одного периода хозяйственной
деятельности к следующему периоду.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.
Анализ исполнения сводного бюджета проводится в три этапа.
Этап 1. Общее изучение отклонений затрат, выручки и финансовых результатов, движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия и источников их финансирования на основе сравнения плановых и фактических «выходных форм» сводного бюджета: отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета об инвестициях, отчета об изменении финансового состояния, баланса на конец бюджетного периода. Собственно это еще не анализ, а позитивное изучение (фиксация отклонений), так как анализ всегда носит нормативный характер, то есть дает оценку исследуемых процессов.
Этап 2. Анализ исполнения трех основных (агрегированных) подбюджетов сводного бюджета:
На
данном этапе анализ отклонений и
формулировка выводов проводится по
каждому агрегированному
Этап
3. Синтез. Так как все три вышеуказанных
составляющих сводного бюджета являются
взаимосвязанными, в первую очередь, через
динамику денежных поступлений и расходов,
то после детального факторного анализа
операционного, инвестиционного и финансового
бюджетов появляется возможность сделать
количественно обоснованные выводы о
исполнении сводного бюджета предприятия
в целом. Эти выводы составляют SWOT — анализ,
который по существу является обобщением
проделанной работы на первом и втором
этапах аналитической работы по отдельным
подбюджетам и сегментам бизнеса.
План продаж.
Целью расчета является определение продаж не только в натуральном, но и в стоимостном выражении.
Выручка от отгруженной и оплаченной продукции в плановом периоде определяется следующим образом:
где – выручка, тыс. руб.;
– объем продаж (отгрузка совпадает с оплатой в плановом периоде), тн.;
– цена на продукцию , тыс. руб./тн. (без НДС)
Таблица 1.План продаж
Наименование продукции | Объем продаж, т. | Цена, т.р./т. | Выручка, т.р. |
Цех 1: Труба 1 | 99000 | 24 | 2376000 |
Цех 2: Труба 2 | 16500 | 29 | 478500 |
ИТОГО | 115500 | 2854500 |
Расчеты
99000*24=2376000
16500*29=478500
План отгрузки.
Целью
плана отгрузки является прогнозирование
отгружаемой продукции в
где – объем отгрузки, тн.;
– отгрузка в счет увеличения дебиторской задолженности, тн.;
– отгрузка в счет снижения кредиторской задолженности, тн..
Таблица 2. План отгрузки, тн.
Наименование продукции | Продажа | Снижение КЗ
5% |
Увеличение
ДЗ
5% |
Итого отгрузка |
Цех 1: Труба 1 | 99000 | 4950 | 4950 | 108900 |
Цех 2: Труба 2 | 16500 | 825 | 825 | 18150 |
ИТОГО | 115500 | 5775 | 5775 | 127050 |
Расчеты
99000*5%=4950
16500*5%=825
99000+4950+4950=108900
16500+825+825=18150
План производства и переходящих запасов готовой продукции.
Цель
составления плана производства
и переходящих запасов готовой
продукции заключается в
Плановый объем производства в натуральном выражении рассчитывается по формуле :
где - объем производства в плановом периоде;
- остаток готовой продукции на складе на начало периода;
- норма остатков готовой
где - стоимость производства (выпуска), тыс. руб.;
- себестоимость производимых единиц продукции, тыс. руб./тн..
где - себестоимость отгружаемых единиц продукции, т. руб./тн.;
- стоимость готовой продукции на складе на начало периода, т.руб.
Зная
себестоимость отгружаемых
где - стоимость отгрузки продукции в плановом периоде, тыс. руб..
Расчет переходящих остатков готовой продукции на складе на конец планового периода ведется по усредненной с/сти ед. отгружаемой продукции:
где - стоимость готовой продукции на конец периода, тыс. руб..
Таблица 3. План производства и переходящих запасов готовой продукции
Вид продукции | Труба 1 | Труба 2 |
Остаток на начало периода, т. | 15000 | 5000 |
Стоимость остатков на начало периода, т.р. | 255000 | 53500 |
Объем производства, т. | 104790 | 20410 |
Себестоимость производства единицы продукции, т.р./т | 12,8956 | 24,4755 |
Стоимость производства, т.р. | 1351332,343 | 499545,2529 |
Объем отгрузки, т. | 108900 | 18150 |
Себестоимость отгружаемых единиц продукции, т.р./т. | 13,4096 | 21,7649 |
Стоимость отгрузки, т.р. | 1460302,13 | 395032,3235 |
Остаток на конец периода, т. | 10890 | 7260 |
Стоимость остатков на конец периода, т.р. | 146030,2130 | 158012,9294 |
Информация о работе Разработка общего бюджета промышленного предприятия