Разработка общего бюджета промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики является разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов). Бюджетирование способствует увеличению рационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. До сих пор бюджетное планирование остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Анализ исполнения общего бюджета предприятия…………………..7
1.1 Цели и алгоритм проведения план-факт анализа исполнения общего бюджета предприятия………………….................……………………………….…7
1.2. Общее изучение результатов исполнения сводного бюджета………........11
1.3. Анализ исполнения основных подбюджетов…………………………….....15
1.3.1. Анализ исполнения операционного бюджета………………………….…15
1.3.1.1. Вертикальный факторный анализ…………………………………….…15
1.3.1.2.Горизонтальный межфакторный анализ …………………………….…17
1.3.2. Анализ исполнения инвестиционного бюджета……………………….…24
1.3.3. Анализ исполнения финансового бюджета…………………………….…27
1.4. Формулировка управленческих выводов (этап «синтеза») и выработка приоритетов следующего бюджетного периода………………………………….…32

Глава 2.Разработка общего бюджета промышленного преприятия (на примере условного трубопрокатного завода)…………….……………….……………….…36
Глава 3.Анализ планируемого финансового состояния предприятия ………70
3.1 Горизонтальный анализ …………………………………………….………70
3.2 Вертикальный анализ… ………………………………………………….…73
3.3 Коэффициентный анализ… ………………………………………………...76
3.4 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ………………81
Заключение………………………………………………………………………..85
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая планирование Новосад.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

   SWOT-анализ (анализ «сильных» и «слабых» мест бизнеса предприятия по итогам прошедшего бюджетного периода) как раз и основывается на сравнении величин совокупного эффекта по различным факторам хозяйственной деятельности.

   Как было уже отмечено, первичные факторы  хозяйственной деятельности — это либо конкретные управленческие решения (например, в сфере ценообразования), либо показатели эффективности по отдельным сегментам бизнеса, «закрепленным» за соответствующими подразделениями (центрами ответственности). При таком подходе величина совокупного эффекта, оказываемого отдельным фактором, — это количественный «рычаг» воздействия (благоприятного или неблагоприятного) на конечные финансовые результаты предприятия в результате принятия того или иного управленческого решения либо от функционирования подразделения на контролируемом им участке хозяйственной деятельности.

   Помимо  планово-аналитической (SWOT-анализ, то есть анализ «сильных и слабых мест») горизонтальный межфакторный анализ выполняет и контрольную функцию, иными словами, он является основой для сравнительной оценки деятельности подразделений (центров ответственности) по итогам отчетного бюджетного периода.

   Сама  структура бюджетных параметров (факторов хозяйственной деятельности) специфицируется исходя из организационной структуры предприятия и степени делегирования полномочий различным подразделениям (центрам ответственности). 

   Таким образом, горизонтальный анализ не только дает количественную оценку реального  воздействия управленческих решений, относящихся к компетенции различных центров ответственности, на конечные финансовые результаты, но и служит основой системы материального стимулирования по результатам деятельности подразделений за бюджетный период.

   1.3.2. Анализ исполнения  инвестиционного  бюджета

   Методологически правильно проводить вторым после операционного бюджета план-факт анализ исполнения инвестиционного бюджета. Это обусловливается тем, что отклонения финансового бюджета (баланс движения денежных средств, динамика чистого оборотного капитала) определяются как текущей хозяйственной деятельностью (операционный бюджет), так и вложениями во внеоборотные активы (инвестиционный бюджет). Таким образом, последовательность проведения план-факт анализа «повторяет» последовательность составления сводного бюджета предприятия (см. схему 4).

   На  схеме 1.4. в упрощенной форме показана обусловленность факт-план отклонений финансового бюджета факт-план отклонениями операционного и инвестиционного  бюджетов.

    Отметим важную особенность инвестиционного бюджета: баланс инвестиций предприятия за бюджетный период представляет из себя следующее: 
 
 
 
 
 
 

   Вообще, доходность инвестиций (показатели окупаемости, чистой текущей стоимости, внутренней нормы рентабельности и др.) планируется  в рамках долгосрочного бюджета («бюджета развития») на 1 - 3 года. В рамках же краткосрочного (квартального) бюджета подход к инвестициям осуществляется главным образом через призму освоения, то есть расходования оборотных средств предприятия (в основном денежных) на цели капитального строительства. Это означает иммобилизацию части текущих активов и снижение ликвидности баланса предприятия.

   

   Схема 1.4.. Взаимосвязь факторов исполнения операционного, инвестиционного и  финансового бюджетов предприятия 

   Эффект, оказываемый на конечные  финансовые результаты.

   Одновременно  инвестиционный бюджет в рамках краткосрочного периода также влияет на текущие  доходы и расходы (отчет о финансовых результатах как «выходная форма» операционного бюджета) за счет:

   • дивестиций (возможной продажи объектов незавершенного строительства и основных средств). Величина прибыли (убытка) от дивестиций формируется как разность между выручкой от реализации и балансовой стоимостью продаваемых внеоборотных активов;

   • начисленных амортизационных отчислений по основным средствам как части текущей себестоимости выпуска и реализации;

   • повышения чистой операционной прибыли (чистой прибыли в рамках план-факт анализа операционного бюджета, то есть кредитовый/дебетовый остаток  по счету 90 «Продажи») в результате введения в строй в рамках краткосрочного бюджетного периода объектов капитального строительства (производственная, складская и сбытовая инфраструктура). Ввод в действие объектов капитального строительства повышает чистую операционную прибыль за счет увеличения выручки (объекты инновации, то есть расширения существующих мощностей) и снижения себестоимости выпуска и реализации (объекты модернизации). Отметим, что при анализе исполнения инвестиционного бюджета фиксируются вмененные издержки по упущенной прибыли от срыва ввода в действие запланированных в рамках краткосрочного бюджетного периода новых производственных мощностей, что означает недополученную прибыль по причинам, не связанным с текущим финансовым циклом оборотного капитала (то есть по причинам, выходящим за рамки операционного бюджета).

   Эффект, оказываемый на финансовое состояние

   Эффект  исполнения инвестиционного бюджета  на финансовое состояние (в первую очередь, ликвидность) предприятия определяется двумя факторами:

   1)      отклонением величины освоения  средств на инвестиционные нужды;

   2) отклонением величины целевых  источников финансирования (долгосрочных  кредитов или кредитной линии  под выполнение отдельных инвестиционных  проектов).

   По  первому пункту следует отметить, что освоение средств на инвестиционные цели может идти за счет:

   • вложения денежных средств предприятия;

   • вложения материальных ресурсов предприятия;

   • увеличения расчетов с поставщиками и подрядчиками инвестиционных проектов

   Таким образом, инвестиционный бюджет влияет как на финансовое состояние предприятия (как иммобилизация части ликвидных (оборотных) ресурсов предприятия), так и на конечные финансовые результаты (схема 1.5.).

      
 
 
 
 
 
 
 
 

   Схема 1.5. Эффект, оказываемый на конечные финансовые результаты и финансовое состояние предприятия в результате исполнения инвестиционного бюджета 

   1.3.3. Анализ исполнения  финансового бюджета

   Анализ  финансового бюджета на стадии предварительного рассмотрения, напомним, проводился для  выяснения динамики финансовой устойчивости предприятия на основе трех сводных  отчетных форм:

   • отчета об изменении финансового  состояния — анализ коэффициентов  краткосрочной финансовой устойчивости (ликвидности и финансовой маневренности);

   • отчета о движении денежных средств  — факторный анализ динамики одного из ключевых элементов оборотных  активов (денежных средств);

   • баланса — анализ коэффициентов  долгосрочной финансовой устойчивости (абсолютных и относительных величин  собственных средств и собственных  оборотных средств).

   В отличие от предварительного рассмотрения сводных отчетных форм на первом этапе анализа здесь исследование производится с учетом эффекта воздействия параметров операционного и инвестиционного бюджетов (и, соответственно, выделение параметров, относящихся к собственно финансовому бюджету) на коэффициенты финансового состояния. Поэтому методологически верно проводить углубленный план-факт анализ финансового бюджета последним из всех подбюджетов, в противном случае ничего нового по сравнению со стадией предварительного рассмотрения (первый этап анализа сводного бюджета) он не даст.

   К «собственным» параметрам финансового  бюджета (контролируются обычно финансово-экономическим  управлением) относятся:

   • привлечение собственных средств  за счет эмиссии акций (увеличения уставного  капитала);

   • привлечение долгосрочных источников финансирования (кредитов) за исключением целевых «связанных» кредитов на инвестиционные цели;

   • привлечение краткосрочных кредитов;

   • погашение кредиторской задолженности;

   • погашение задолженности бюджету, по оплате труда и прочим расчетам;

   • погашение дебиторской задолженности;

   • расходование денежных средств.

   Заметим при этом, что отклонения по большинству  статей расчетов как актива, так  и пассива баланса являются результатом  одновременно операционного и финансового  бюджетов. В балансовом равенстве  по отдельной статье расчетов

      
 

   исполнение  операционного бюджета определяет приходную часть, финансового бюджета  — расходную часть (погашение  расчетов).

   Так же, как в случае операционного  и инвестиционного бюджетов, исполнение финансового бюджета влияет на конечные финансовые результаты, и на финансовое состояние предприятия.

   Эффект, оказываемый на конечные финансовые результаты

   Напомним, что целевым (результирующим) показателем  конечных финансовых результатов операционного  бюджета являлась чистая (операционная) прибыль, в бухгалтерии фиксирующаяся как кредитовый/дебетовый остаток по счету 90 «Продажи». Инвестиционный бюджет добавляет к этому показателю свою «чистую» компоненту — прибыль/убыток от дивестиций (счет 91 «Прочие доходы и расходы»). Кроме того, инвестиционный бюджет, как было показано, влияет и на чистую операционную прибыль за счет амортизационных отчислений и вмененных издержек от «срыва» запланированных поставок оборудования.

   Финансовый  бюджет также оказывает эффект на доходы и расходы предприятия  за счет:

   • процента по привлечению средств (главным  образом по кредитам). С учетом выплаты  процентов целевой показатель конечных финансовых результатов преобразуется  в показатель прибыли к распределению (схема 1.6.);

   • эффекта отклонения величины погашения  дебиторской задолженности (суммы денежных поступлений от реализации) на начисление налогов (большая часть налогов в нашей стране начисляется методом «по оплате»).

   Эффект, оказываемый на финансовое состояние

   Эффект, оказываемый на финансовое состояние, в результате исполнения финансового бюджета складывается из:

   • отклонения конечного остатка дебиторской  задолженности в результате снижения величины денежных поступлений от реализации. ;

   • отклонения прочих статей денежных расходов и поступлений и сопряженных  с ними статей активных и пассивных расчетов.

   Финансовый  бюджет имеет две «выходные» формы:

   • отчет о движении денежных средств (бюджет движения денежных средств);

   • отчет об изменении финансового  состояния.

   Центром ответственности по исполнению финансового  бюджета на промышленном предприятии является обычно финансово-экономическое управление (ФЭУ).

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Схема 1.6. Трансформация целевого показателя конечных финансовых результатов по мере «включения» в план-факт анализ дополнительных основных подбюджетов

       

   При этом две плановые (бюджетные) формы  финансового бюджета выполняют  принципиально различные функции  с точки зрения обеспечения выполнения финансового бюджета:

   • бюджет движения денежных средств имеет  директивный характер (так же, как и подбюджеты операционного бюджета, и инвестиционный бюджет). Под словом «директивный» понимается, что величина и структура денежных поступлений и расходов являются планом предприятия, выполнение которого обеспечивает финансово-экономическое управление. ФЭУ контролирует все денежные потоки предприятия, и поэтому несет ответственность за выполнение бюджета движения денежных средств;

   • прогнозный отчет об изменении финансового  состояния имеет индикативный характер и используется ФЭУ для текущего мониторинга (отслеживания) динамики финансового состояния предприятия. В процессе данного мониторинга ФЭУ представляет руководству предприятия предложения по необходимости сокращения денежных расходов и увеличения денежных поступлений по всем позициям сводного бюджета.

Информация о работе Разработка общего бюджета промышленного предприятия