Производственные бюджеты и их роль в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях рыночных отношений в нашей стране предприятие имеет юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все в большей степени зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации.

Оглавление

Введение. 3
1. Бюджетирование в управлении предприятием. 5
1.1. Бюджет. 5
1.2. Виды бюджетов 5
1.3. Структура бюджетов 9
1.4. Бюджетирование как процедура составления бюджета
1.5 Процесс бюджетирования 12
1.6. Общие требования к процессу бюджетирования 14
2. Процесс составления операционных бюджетов предприятия. 18
2.1. Основная характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Владхлеб» 18
2.2. Процесс составления операционных бюджетов предприятия 25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

15.82- Производство  сухих хлебобулочных изделий  и мучных кондитерских изделий длительного хранения.

52.24- Розничная  торговля хлебом ,хлебобулочными  и кондитерскими изделиями.

51.38.24- Оптовая  торговля хлебом ,хлебобулочными  изделиями.

51.38.25- Оптовая  торговля мучными кондитерскими   изделиями.

60.24.1- Деятельность  автомобильного грузового специализированного  транспорта.

   Задачи, которые были поставлены  Советом директоров в отчетном  периоде, в основном выполнены.

   Прирост товарной продукции   и услуг за 2009 год по отношению  к 2008 году составил 113,5   % или  119,8  млн. рублей.

   Вместе с тем, такой показатель  как производство продукции в  натуральном выражении в отчетном  периоде вырос  на 1309,5  тонн, по сравнению с аналогичным  периодом 2008года.

   Это говорит о  том, что весь прирост товарной продукции достигнут за счет роста цен на нашу продукцию (заключенные контракты с ТОФ).

   Прибыль полученная предприятием  за отчетный период, составила  75,4  млн. рублей, рост составил 159,7 % по отношению к 2008 году.

   Выручка от реализации продукции и услуг выросла на 119,5 млн.руб., себестоимость продукции и услуг на 114,3 млн.руб., прибыль от продаж продукции, транспортных услуг, аренды  составила 106,5 млн.руб., рост к 2008 г. 5,6  млн. руб.

   Можно назвать много различных  причин, объясняющих эти показатели. Сегодня во Владивосток кроме небольших хлебопекарных предприятий  (9 пекарен) поставляют свою продукцию предприятия Уссурийска, Смоляниново, которые за счет организационно-правовых форм имеют некоторое преимущество в части налогообложения и соответственно конкурентную ценовую нишу.

   Удорожание себестоимости хлеба  происходит практически по всем  статьям затрат. За отчетный год  значительно увеличилась стоимость  топлива, электроэнергии и других  расходов, включенных в себестоимость продукции. В этих условиях наше предприятие работало с предельно низким уровнем рентабельности, т.к. темпы роста цен на хлеб значительно ниже темпов роста на другие виды сырья и услуг.

   В определенной мере сдерживается  и техническое перевооружение предприятия, т.к. цены на оборудование также постоянно растут. А удержаться сегодня на рынке возможно только за счет внедрения передовых технологий, энергосберегающего оборудования.

   Сегодня нельзя останавливаться  на достигнутом, необходимо и  дальше вести работы по техническому перевооружению, продолжать работу по улучшению качества продукции.

   Всего этого можно достичь  только по полному циклу производственного  процесса от снабжения предприятия  качественным сырьем до реализации  готовой продукции.

   Учитывая, что рынок  хлебобулочных изделий Приморского края падающий (по данным аналитиков сокращение идет на 3,4% в год)  по нескольким причинам, это и естественная убыль населения и снижение потребления хлеба (изменение структуры потребления), нам необходимо вести настоящую, целенаправленную работу по формированию спроса населения, как к традиционным сортам хлеба, так и к изделиям лечебного и профилактического назначения.

   Рентабельность товарной продукции  за 2009 год составила всего 5,7 %, а прибыль 96.2 млн. рублей.

   Службой сбыта, реализовано 24,5 тыс. тонн .

   Всего за отчетный период уплачено  налогов на сумму 167,7 млн. рублей, в том числе: единый социальный  налог 68,9 млн. рублей, налог на добавленную стоимость 33,3 млн. рублей, подоходный налог 38,9 млн. рублей, налог на прибыль 22,1 млн. рублей.

Таблица 2 – Прибыль и убытки ОАО «Владхлеб»

Наименование  показателя 2009, 6 мес. 2010, 6 мес.
Выручка 494 575 503 694
Валовая прибыль 228 735 253 780
Чистая  прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 29 345 49 027
Рентабельность  собственного капитала, % 19.9 29.36
Рентабельность  активов, % 12.7 21.09
Коэффициент чистой прибыльности, % 5.93 9.73
Рентабельность  продукции (продаж), % 8.74 13.3
Оборачиваемость капитала 3.33 2.99
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату 0 0
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса 0 0

 

   Экономический анализ прибыльности/убыточности эмитента исходя из динамики приведенных показателей. В том числе раскрывается информация о причинах, которые, по мнению органов управления эмитента, привели к убыткам/прибыли эмитента, отраженным в бухгалтерской отчетности по состоянию на момент окончания отчетного квартала в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (предшествующих лет).

   По состоянию на конец отчетного периода  в сравнении с предыдущим кварталом наблюдается существенный рост выручки от реализации услуг, который  составил 101,6 %.

   Превышение темпов роста выручки над темпами роста себестоимости обусловило увеличение валовой прибыли  на 110,7 %. Величина чистой прибыли также увеличилась на 164,8 %.

   Эти же причины повлияли и на динамику показателей рентабельности. Рентабельность собственного капитала увеличилась в 2,9 раза, рентабельность  активов  в 2,7 раза. Коэффициент чистой прибыльности увеличился  на 2,3 % в результате превышения темпов роста выручки над темпами роста чистой прибыли. Рентабельность продукции - на 3,1 %. 
Собственный капитал общества обернулся в выручке 3 раза, что на 1,5 раза выше показателя предыдущего отчетного квартала.

  Положительные значения показателей рентабельности, отсутствие непокрытого убытка,  убыточной деятельности на протяжении прошлых лет  позволяют охарактеризовать ОАО «Владхлеб»  как рентабельную компанию, наращивающую объемы продаж, повышающую финансовую устойчивость за счет увеличения чистой прибыли.

Таблица 3 - Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств, руб

Наименование  показателя 2009, 6 мес. 2010, 6 мес.
Собственные оборотные средства 23128000 65247000
Индекс  постоянного актива 0.75 0.61
Коэффициент текущей ликвидности 2.12 2.04
Коэффициент быстрой ликвидности 1.05 1.42
Коэффициент автономии собственных средств 0.8 0.72

 

   Экономический анализ ликвидности и платежеспособности эмитента на основе экономического анализа динамики приведенных показателей: 
Величина собственных оборотных средств к концу отчетного периода уменьшилась в сравнении с началом отчетного периода на 15,5% за счет снижения внеоборотных активов на 5,1 % в сравнении с ростом капитала и резервов на 0,7 % .

   По состоянию на конец отчетного периода собственные оборотные средства оцениваются как достаточные для покрытия иммобилизованных средств - неликвидных активов.

   Индекс постоянного актива  в сравнении с предыдущим кварталом  увеличился на 0,05. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность краткосрочной задолженности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной  деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств.

   К концу анализируемого периода коэффициент текущей ликвидности снизился на 0,5, а коэффициент быстрой ликвидности - на 0,3. Причиной подобной динамики явилось превышение темпов роста мобильных активов   (на 8,8%)  над темпами роста краткосрочных обязательств  (на 5,6 %) .

   Значение коэффициента текущей ликвидности соответствует нормальным ограничениям: Ктл > 1, что говорит о том, что в Обществе денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности покрывают текущие долги. Коэффициент быстрой ликвидности свидетельствует о том, что общество на конец отчетного периода сможет погасить текущие краткосрочные обязательства, если его положение станет действительно критическим. Оптимальное значение этого показателя: Кбл = 0,8 – 1,0 , в обществе оно находился несколько выше принятого уровня.

   Коэффициент независимости (автономии) характеризует финансовую независимость предприятия от заемных средств. В обществе он находился в пределах нормальных ограничений 0,57 – 0,79. Повышение коэффициента автономии собственных средств в отчетном квартале на 0,05 обусловлено опережающими темпами роста  активов на 2,3% в сравнении с темпами роста  капитала и резервов на 0,7 %.

   Анализ динамики представленных коэффициентов ликвидности позволяет говорить о высокой степени платежеспособности общества. 
Значения коэффициентов финансовой устойчивости свидетельствуют о высокой степени независимости общества от кредиторов и достаточности собственных средств для поддержания текущего уровня активов.
 

2.2. Процесс составления операционных бюджетов предприятия

Процесс бюджетирования на предприятии покажем  на конкретном примере.

Предприятие ОАО «Владхлеб» производит хлебобулочные  изделия, такие как хлеб и булочная продукция. В плановом 2010 году ОАО «Владхлеб» планирует произвести и продать 5000 хлеба и 3500 булочной продукции. Планируемая цена хлеба – 20 руб., булочных изделий – 12 руб.

   На основе этих данных мы можем построить бюджет продаж

   Этап 1. Бюджет продаж и выручки. Определение объема продаж обычно является отправной точкой бюджетирования. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Этот объем ограничивается имеющимися производственными мощностями. В таком случае она является отправной точкой для бюджетирования. Бюджет продаж разрабатывается в натуральных показателях и по ценам продаж, в итоге определяется сумма продаж по видам продукции.

Таблица 4 – Бюджет продаж

Товар Количество,

 шт

Цена,

руб

Сумма,

руб

Хлеб  75 000 20 100 000
Булочная  продукция  63 500 12 42 000
Итого                                                                   142 000

 

   Этап 2. Бюджет производства. Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов. При этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершенного производства. Разработка бюджета ведется в натуральных показателях. Далее нужно составить бюджет производства.

   Другими словами, нам нужно определить, сколько продукции у нас уже есть (осталось с прошлого периода) и сколько продукции мы должны иметь на складе в конце планового периода. Также используются данные бюджета продаж. ОАО «Владхлеб» планирует на конец 2010 года иметь хлеба  – 365 штук и булочной продукции - 230 штук. На начало года на складе имеется хлеба – 401 штук и булочной продукции – 264 штук.

   Итак, нам нужно рассчитать, какое  количество хлеба и булочных  изделий нам нужно произвести, чтобы обеспечить запланированный  объем продаж. Проведем этот расчет  по такой формуле: 

Информация о работе Производственные бюджеты и их роль в управлении организацией