Внешняя среда и её роль в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды, влияющими на эффективное развитие организации, качественную разработку и принятие управленческих решений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и основные элементы внешней среды организации…………..4
2. Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды на организацию……………………………………………………………………..6
3. Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды на организацию………………………………………………………………….9
4. Управление организацией в условиях неопределенности внешней среды…………………………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

Министерство  Сельского Хозяйства РФ

ФГБУ  ВПО  “Самарская Государственная  Сельскохозяйственная Академия”

Институт  управленческих технологий и аграрного  рынка

Кафедра: Государственное и муниципальное  управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  Производственному менеджменту.

 

На  тему:

Внешняя среда и её роль в управлении организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнил

  студент группы № АС 411

Родионов  А. С.

 

Работу  проверил:

Шунина  Л. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012г. 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие и основные  элементы внешней среды организации…………..4

2. Понятие и основные  элементы прямого воздействия  внешней среды на    организацию……………………………………………………………………..6

3. Понятие и основные  элементы косвенного воздействия  внешней среды на организацию………………………………………………………………….9

4. Управление организацией  в условиях неопределенности  внешней среды…………………………………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 После перехода России  к рыночным отношениям, стало  образовываться большое количество  предприятий. И основной задачей  этих организаций стало выживание  в такой среде, которая наблюдается  у нас в стране. Эта среда  стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям  приходится обращать внимание  и считаться со всеми факторами  внешней среды, влияющими на  эффективное развитие организации,  качественную разработку и принятие  управленческих решений.

Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе её построения лежат предпосылки  экономического, научно-технического, политического, социального или  этического характера. Организация  должна создаваться так, чтобы она  нормально функционировала. Должны обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная  помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная  организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать  все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую  ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать  на воздействия внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и основные элементы внешней среды организации.

 

Разработка стратегии  деятельности любой организации - коммерческой, общественной, муниципальной - начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и  реализации стратегии.

Внешняя среда - это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность деятельности её субъектов менеджмента. Во внешнюю среду входит вся макросреда и часть микросреды.

Внешняя среда организации  включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники  трудовых ресурсов, значимые по отношению  к операциям организации.

Способность организации  реагировать и справляться с  изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность  является условием осуществления запланированных  стратегических изменений.

Внешняя среда управления в целом характеризуется многокомпонентностью, ростом сложности, подвижности, неопределенности, нарастающей взаимосвязанностью факторов, так что изменение хотя бы одного из них влечет изменение многих других факторов.

Взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. (Изменение цены на нефть приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит - к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности).

Сложность внешней  среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в фармацевтической, химической и электронной отраслях. А также в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

Неопределенность  внешней среды - относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности (пример: политический прогноз, прогноз курса доллара).

Основной интегральной характеристикой  внешней среды организации является глобализация - важнейший современный  трансграничный фактор, определяющий перспективы стратегического управления на самых разных уровнях - человека, корпорации, страны. Глобализация - это  общий термин, обозначающий все более  сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, формирование единого общемирового, интернационализированного  товарного, финансового, информационного  пространства, интегрирование самых  разнообразных субъектов в общемировые  процессы.

Основные проявления глобализации:

Расширение потоков товаров, технологий и финансовых средств;

Неуклонный рост и усилие влияния международных институтов гражданского общества;

Растущее сотрудничество стран по вопросам использования  общих ресурсов;

Глобальная деятельность транснациональных корпораций;

Трансграничный перенос  заболеваний и экологических  последствий;

Все большая интернационализация  определенных типов преступной деятельности.

Глобализация "резко увеличивает  объем человеческой массы, вовлеченной  в международные отношения, мировые  дела, делает традиционную дипломатию лишь одним из механизмов международного общения"

Внешняя среда включает как  макрофакторы - политические, юридические, макроэкономические, научно-технические, социально - культурные и т.п., так  и факторы микросреды - результаты выбора организацией конкретных целевых  групп потребителей, конкурентов, поставщиков  и посредников, типов материалов и технологий, источников капитала, трудовых ресурсов.

 

2. Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды на организацию.

Cpeдa прямoгo вoздeйcтвия  включaeт фaктopы, кoтopыe нeпocpeдcтвeннo влияют нa дeятeльнocть opгaнизaции.  К ним относят поставщиков,  акционеров, трудовые pecypcы, зaкoны  и учpeждeния гocyдapcтвeннoгo peгyлиpoвaния,  пpoфcoюзы, пoтpeбитeлeй и кoнкypeнтoв.

Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.

Эксперты констатируют серьезнейшие перемены в системе сбыта, квалифицируя их буквально как революцию. Торговые марки резко усилившихся посреднических систем и крупных сбытовых сетей  стали вытеснять марки производителей. Последние и сами стали вынужденно все чаще использовать не столько  фирменные и даже товарные, сколько  торговые марки.

Законы и государственные  органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Деятельность организации  подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает  государство через законы: она  имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она  действует в соответствии с налоговым  законодательством.

Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные  законы, но и требования различных  государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно  усложняют деятельность организации  постановления местных органов  управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через  лицензирование некоторых видов  деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для  магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и много другое.

Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы. По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и многое другое. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.

Конкуренты - это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене.

Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества  организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней  среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

 

 

3. Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды на организацию.

Под cpeдoй косвeннoгo вoздeйcтвия пoнимaют фaктopы, кoтopыe мoгyт не oкaзывaть пpямoгo нeмeдлeннoгo вoздeйcтвия нa opгaнизaцию, но cкaзывaютcя нa ee фyнкциoниpoвaнии. Речь идет o таких фaктopax, как cocтoяниe экoнoмики, нayчнo-тexничecкий пpoгpecc, coциoкyльтypныe и пoлитичecкиe измeнeния, влияние гpyппoвыx интepecoв и cyщecтвeнныe для opгaнизaции coбытия  в дpyгиx cтpaнax.

Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Прогнозируя ее воздействие  на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией  относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная  минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому  зачастую при принятии стратегических для организации решений оно  вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать  прямого влияния на изменения  факторов среды косвенного воздействия, поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние  научно-технического прогресса), состояние  экономики, социально-культурные и  политические факторы, отношения с  местным населением, международное  окружение.

Технология (как состояние  научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень  научно - технического развития, который  воздействует на организацию.

Влияние технологических  факторов на организации часто столь  очевидно, что их считают основным двигателем производственного - и шире - социального прогресса. Революционные  технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение  в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Хороший пример - изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловые грампластинки, закрылись или перепрофилировались, а их рыночную нишу поделили между собой множество небольших производств аудиодисков.

Состояние экономики - весьма актуальный фактор в настоящее время.

Информация о работе Внешняя среда и её роль в управлении организацией