Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа
В современных условиях рыночных отношений в нашей стране предприятие имеет юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все в большей степени зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации.
Введение. 3
1. Бюджетирование в управлении предприятием. 5
1.1. Бюджет. 5
1.2. Виды бюджетов 5
1.3. Структура бюджетов 9
1.4. Бюджетирование как процедура составления бюджета
1.5 Процесс бюджетирования 12
1.6. Общие требования к процессу бюджетирования 14
2. Процесс составления операционных бюджетов предприятия. 18
2.1. Основная характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Владхлеб» 18
2.2. Процесс составления операционных бюджетов предприятия 25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………….36
Непосредственно процесс бюджетирования должен начинаться с процедуры его внедрения. Данная процедура, как подтверждает существующая практика, длится от 20 до 30 недель. Такой длительный срок внедрения может испугать руководство компаний. Однако, если отнестись к этой процедуре, как к инвестиционному проекту, то положительный результат очевиден.
Таким образом, для каждого предприятия модель бюджетирования будет индивидуальной и каждый менеджер будет по-своему ее представлять.
Предположим, что процесс бюджетирования включает:
Следует отметить, что среди этих этапов нет более или наоборот менее важных. Всех их надо рассматривать в совокупности и каждому уделить должное внимание.
Итак, процесс бюджетирования начинается с решения общих вопросов: нужно обозначить цели компании, проанализировать внешнюю среду (анализ рынка) и возможные риски, определить показатели, которые будут использоваться для оценки бюджетного процесса, постараться предвидеть возможные изменения в планах. Все это представляет собой подготовительный этап. Уже на этом этапе нужно определить, кто будет заниматься бюджетированием и соответственно отвечать за него. В зависимости от размера и специфики деятельности организации это может быть один человек или целый отдел (назовем его бюджетный комитет). Часто можно встретить мнение, что бюджетированием должен заниматься отдел контроллинга. С другой стороны, функции отдела контроллинга зачастую переоцениваются. Например, А. Дайле в своей работе «Практика контроллинга» в качестве одной из задач отдела контроллинга называет проведение маркетинговых исследований. Конечно, хорошо, когда все вопросы решает один отдел, который за них же отвечает, но на практике совместить такое количество обязанностей вряд ли удастся. Такой вариант подойдет (и будет единственно приемлемым) только для небольшой организации. Если же речь идет о крупной компании, придется задуматься о разграничении полномочий. Впрочем, название отдела не играет большой роли. Главное рационально распределить обязанности и ответственность всех департаментов, а как мы их назовем — вопрос сугубо личный.
Членами бюджетного комитета должны быть руководители всех отделов и подразделений, так как один человек может что-то упустить. Возможен вариант, когда составлением бюджета занимается один отдел, а затем уже готовый проект бюджета обсуждается с руководителями всех служб. После совещания в бюджеты вносятся соответствующие коррективы. Принципиально одно: за процесс бюджетирования в целом должен отвечать один человек, который будет принимать окончательное решение по всем вопросам и разрешать возникающие проблемы. Причем этот человек не должен просто сидеть у компьютера и сводить цифры в бюджеты. Он должен знать, откуда берутся эти цифры, почему они именно такие, как можно управлять ими. Именно он и будет принимать окончательное решение и он же будет за него отвечать.
Руководство компании также должно разработать организационную структуру, определить и документально закрепить ответственность подразделений и лиц, отвечающих за их работу. Каждый менеджер должен быть закреплен за центром ответственности. Выделяют следующие центры ответственности:
1.6. Общие требования к процессу бюджетирования
Во-первых, необходимо определить общий порядок и правила формирования бюджета: на какой срок мы составляем бюджет, сроки и порядок его разработки, система контроля и т.д. Вся эта информация должна быть максимально детализирована и продумана до мелочей.
Во-вторых, нужно поставить конкретные цели, которые преследует компания, составляя бюджет. С одной стороны, эти цели должны быть ориентированы на достижение наилучшего результата. С другой – они должны быть достижимы. Нет смысла составлять бюджет, цели которого заранее нереальны.
В-третьих, формируемые бюджеты должны быть максимально приближены к действительности, но, несмотря на это, нужно быть готовым к тому, что некоторые показатели придется пересматривать.
В-четвертых, бюджет должен содержать только действительно нужную информацию, информацию, которая может пригодиться пользователям. Избыток информации только помешает.
В-пятых, исполнение бюджетов должно регулярно контролироваться: плановые показатели нужно сравнивать с фактическими. По результатам такого контроля бюджеты по возможности корректируются.
В-шестых, все бюджеты должны строиться в строгой последовательности. Другими словами, каждый бюджет должен быть основан на информации, содержащейся в предыдущих, и не может быть «оторван» от них. Общая схема построения бюджетов может выглядеть так:
Составление бюджета начинается с формулировки его названия, периода, для которого он составляется и указания на составителя. Все это отражается на титульном листе.
Непосредственно формирование бюджета следует начать с определения доходов фирмы в плановом году, т.е. с составления бюджета продаж. Если предприятие знает, сколько будет продано товаров, можно определить, сколько их нужно произвести. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга, и оказывает воздействие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построены на информации, определенной в нем.
Для формирования этого бюджета необходимо знать, какие товары будет продавать фирма, сколько единиц каждого товара и по какой цене будет продано. Планируется эта информация на основе уже заключенных контрактов, маркетинговых исследований, анализа продаж предшествующих периодов и т.д. При построении бюджета продаж желательно учитывать инфляцию. Также целесообразно хотя бы ориентировочно определить сумму налоговых платежей, которые предстоит заплатить в плановом году. Обязательно нужно принимать во внимание график поступления денег от покупателей: кто заплатит сразу, кому придется дать отсрочку, какой процент задолженности может вообще остаться непогашенным. Как правило, такая информация планируется на основе предыдущего опыта расчетов с покупателями.
Сложности, которые связаны с формированием бюджета продаж, обусловлены тем, что объем продаж и, следовательно, выручка определяются не только производственными возможностями организации, но и возможностями сбыта на рынке, который подвержен влиянию таких неконтролируемых факторов, как:
Несмотря на то, что рассчитать влияние этих факторов довольно трудно, учесть их при построении бюджета нужно.
Сформировать бюджет продаж можно на основе:
Обе оценки имеют свои достоинства и недостатки.
Практика показывает, что большая часть
крупных корпораций использует комбинацию
этих оценок.
2.
Процесс составления
операционных бюджетов
предприятия.
2.1. Основная характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Владхлеб»
Акционерное общество
В 1992 году в соответствии с
Указом Президента РФ №721 АООТ
«Владхлеб» было преобразовано
в открытое акционерное
За это время предприятие
За последние годы производство всех видов продукции было оснащено новейшим отечественным и зарубежным оборудованием. Эти мероприятия позволили поднять на более высокий уровень качество и потребительские свойства хлеба и хлебобулочных изделий.
Продукция ОАО «Владхлеб» получала неоднократные региональные награды.
Основные цели создания
- производство
хлеба, хлебобулочных и
- торговля
и торгово-посредническая
-открытие сети хлебопекарных магазинов ,магазинов;
-прием индивидуальных заказов на изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий.
Потребности рынка в
В основу производственной
Принципы и тенденции развития хлебопекарного производства в ОАО «Владхлеб»:
• Постоянная работа над совершенствованием ассортимента – улучшение вкусовых качеств, оформления, увеличение сроков годности .
• Подбор новых интересных видов сырья и использование их для создания новых видов продукции •
Своевременный отказ от выработки изделий, которые перестали пользоваться спросом.
• Разработка новых изделий, которые точно заинтересуют покупателей
• Развитие группы хлебов лечебно-профилактического направления (хлеба для здоровья).
Сегодня ОАО «Владхлеб»
Приоритетные направления
15.81–
Производство хлеба и мучных
кондитерских изделий
Информация о работе Производственные бюджеты и их роль в управлении организацией