Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:15, курсовая работа
Цель работы – повышение эффективности деятельности исследуемого предприятия.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием эффективности деятельности предприятия;
- на основе фактических данных проанализировать и оценить эффективность работы предприятия;
- выявить основные пути повышения эффективности работы предприятия.
Введение 3
1. Понятие и оценка экономической эффективности 4
1.1 Сущность экономической эффективности торговли 4
1.2 Система показателей, оценивающих экономическую эффективность 9
2. Анализ экономической эффективности ООО «СТАРТ-Х» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Старт-Х» 15
2.2. Анализ основных показателей эффективности деятельности ООО «Старт-Х» 22
3. Пути повышения экономической эффективности ООО «СТАРТ-Х» 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Из приведенных данных видно, что общий объем товарооборота в действующих ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 2297,00 млн. р. или 15,8%. Причиной данного увеличения можно назвать в первую очередь ценовой и инфляционный фактор, во вторую очередь – повышение покупательской способности населения.
Доходы от реализации товаров в 2010 году составили 1853,00 млн. р., что на 503 млн. р. больше показателя 2009 года. Рост данного показателя вызван ростом товарооборота и увеличением удельного веса товаров более дорогого ценового диапазона в общей массе продаваемых товаров.
Расходы на реализацию товаров увеличились в абсолютном размере на 521,00 млн. р. а их уровень увеличился на 1,39% в связи с увеличением цен на услуги сторонних организаций.
Уровень прибыли от реализации снизился и в 2010 году был равен 0,8% к выручке или 78,00 млн. р. Абсолютный размер прибыли от реализации также снизился на 18 млн. р., что отрицательно характеризует работу магазина.
Абсолютный размер прибыли за отчетный период увеличился с 307 млн. р. до 352 млн. р., однако ее уровень снизился с 4,11% до 3,61%.
По
анализируемому торговому предприятию
издержки обращения в разрезе
отдельных статей сложились следующим
образом (таблица 3).
Таблица
3 - Основные статьи издержек на ООО
«Старт-Х» за 2009-2010 г.
Статьи расходов | 2009 год | 2010 год | Изменение (+,-) | |||
Сумма, тыс. р. | Удел. вес, % | Сумма, тыс. р. | Удел. вес, % | по сумме | по удельному весу | |
Расходы на транспорт | 17650,00 | 1,41 | 26415,26 | 1,49 | 8765,26 | 0,08 |
Заработная плата | 716200,00 | 57,11 | 877652,49 | 49,47 | 161452,49 | -7,64 |
Аренда, содержание зданий, помещений | 185592,00 | 14,80 | 272405,17 | 15,36 | 86813,17 | 0,56 |
Амортизация основных средств | 20064,00 | 1,60 | 28578,45 | 1,61 | 8514,45 | 0,01 |
Расходы на тек. ремонт | 40128,00 | 3,20 | 69642,75 | 3,93 | 29514,75 | 0,73 |
Износ МБП | 5016,00 | 0,40 | 8068,29 | 0,45 | 3052,29 | 0,05 |
Расходы на эл.энергию | 13794,00 | 1,10 | 20313,19 | 1,15 | 6519,19 | 0,05 |
Расходы на упаковку, хранение, подработку товаров | 1881,00 | 0,15 | 3078,85 | 0,17 | 1197,85 | 0,02 |
Расходы на рекламу, оформление витрин | 13794,00 | 1,10 | 22793,89 | 1,28 | 8999,89 | 0,18 |
Потери товаров при хранении, перевозке в пределах норм | 877,80 | 0,07 | 1048,30 | 0,06 | 170,50 | -0,01 |
Отчисления на соц. нужды | 233244,00 | 18,60 | 329474,83 | 18,57 | 96230,83 | -0,03 |
Налоги, отчисления, сборы | 1254,00 | 0,10 | 1931,83 | 0,11 | 677,83 | 0,01 |
Прочие расходы | 4505,20 | 0,36 | 9994,34 | 0,56 | 5489,14 | 0,20 |
ИТОГО | 1254000,0 | 100,0 | 1773980,74 | 100,0 | 519980,74 | 0,00 |
Самый большой удельный вес в общей сумме расходов в 2010 году как и в 2009 у статьи расходов «Оплата труда». Её доля в издержках обращения в 2010 году составила 49,47%, что на 7,64% ниже показателя 2009 года. Такая высокая доля данной статьи расходов характерна для всех торговых организаций. Второй по размеру удельный вес у статьи «Отчисления на социальные нужды» (18,6% в 2009 году и 18,57% в 2010 году). Значительную долю в общей структуре издержек занимает также статья «Аренда, содержание зданий, помещений», которая в 2009 году занимала 14,8% в общей сумме расходов, а в 2010 году выросла и стала равна 15,36%. Положительной тенденцией в работе магазина ООО «Старт-Х» является снижение удельного веса потерь товаров при хранении и перевозке в общей сумме расходов с 0,07% до 0,06%, а также увеличение доли расходов на рекламу, оформление витрин с 1,1% до 1,28%.
Проанализируем
численность и структуру
Таблица
4 – Численность, состав и уровень
образования работников ООО «Старт-Х»
Наименование показателя | Списоч-ная
числен-ность работни-ков на конец 2010 года |
В том числе | Женщины | ||||
Слу-жа-щие | из них | Рабочие | |||||
Руко-води-тели | Специа-листы | Другие служа-щие | |||||
Всего работников | 102 | 31 | 14 | 14 | 3 | 71 | 91 |
1.В том числе имеют образование: | |||||||
высшее | 18 | 18 | 7 | 11 | - | -- | 18 |
среднее специальное | 71 | 13 | 7 | 3 | 3 | 58 | 65 |
профессионально-техническое | - | - | - | - | - | - | - |
общее среднее | 11 | - | - | - | - | 11 | 6 |
общее базовое | 2 | - | - | - | - | 2 | 2 |
2.Возраст: | |||||||
18-24 | 18 | - | - | - | - | 18 | 15 |
25-30 | 20 | 2 | - | 2 | - | 18 | 18 |
31 | 2 | 2 | - | 2 | - | - | 2 |
32-39 | 17 | 4 | - | 4 | - | 13 | 14 |
40-49 | 12 | 11 | 11 | - | - | 1 | 10 |
50-54 | 15 | 6 | 2 | 3 | 3 | 9 | 14 |
55-59 | 7 | 4 | - | 3 | 3 | 3 | 7 |
60 лет и старше | 7 | 2 | 1 | - | - | 9 | 11 |
3. Женщины | 91 | - | 13 | 14 | 14 | 61 |
Как видно из таблицы, основную долю среди работников ООО «Старт-Х» занимают женщины (89 %), работники со средним специальным образованием составляют 69,6 % в общей численности персонала, в возрасте до 40 лет находится 55,8 % персонала.
Далее
можно рассчитать производительность
труда работников. Данные для расчёта
приведены в таблице 5.
Таблица
5- Расчёт производительности труда на
ООО «Старт-Х» за 2009 -2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2010 г. в % к 2009 г. |
Товарооборот, млн.р. | 7467,00 | 9764,00 | 130,76 |
Численность работников | 87 | 91 | 104,6 |
Производительность труда, млн.р. | 85,8 | 107,3 | 125,0 |
Производительность труда 1 работника в 2010 г. по сравнению с 2009 годом увеличился на 21,5 млн.р., её рост составил 25% и это является положительным результатом. Рост производительности труда произошел за счет превышения темпа роста товарооборота (130,76%) над темпом роста численности работников ООО «Старт-Х» (104,6%), т.е. в большей степени он произошел вследствие роста товарооборота в магазине.
Проанализируем
фонд заработной платы, определим влияние
изменения численности работников и средней
зарплаты на фонд заработной платы. Данные
для расчёта приведены в таблице 6.
Таблица
6 - Данные для анализа ФЗП на ООО «Старт-Х»
за 2009 - 2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2010 год в % к 2009 г. |
Товарооборот, млн.р. | 7467,00 | 9764,00 | 130,76 |
Среднесписочная численность работников | 87 | 91 | 104,6 |
Фонд заработной платы, млн.р.. | 716,2 | 936,3 | 130,7 |
Рассчитаем
показатели, характеризующие эффективность
использования средств на оплату
труда. Данные для расчётов приведены
в таблице 7.
Таблица
7 - Расчёт средств на оплату труда на ООО
«Старт-Х» за 2009 – 2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год |
Валовой товарооборот | 7467,00 | 9764,00 |
Общая прибыль | 307,00 | 352,00 |
Фонд заработной платы | 716,2 | 936,3 |
Среднесписочная численность работников | 87 | 91 |
Фонд заработной платы использовался неэффективно, т.к. темп роста производительности труда меньше, чем темп роста заработной платы, т.е. зарплату работники получили не за рост производительности труда.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они ему приносят. Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности содержатся в активе баланса.
Следовательно, активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Таким образом, необходимо проанализировать эффективность использования основных фондов ООО «Старт-Х».
Магазин
ООО «Старт-Х» имеет следующие данные
по использованию основных средств (таблица
8).
Таблица
8 - Информация об обеспеченности и эффективности
использования основных средств магазина
ООО «Старт-Х»
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение, (+,-) | Темп роста, % |
Товарооборот, млн. р. | 7467,00 | 9764,00 | 2297,00 | 130,76 |
Среднегодовая стоимость основных средств в действующей оценке, тыс. р. | 115,50 | 134,00 | 18,50 | 116,02 |
Фондоотдача основных средств, р. | 64,65 | 72,87 | 8,22 | 112,71 |
Фондоемкость основных средств | 0,02 | 0,01 | 0,00 | 88,72 |
За 2010 г. по сравнению с 2009 г. товарооборот возрос на 2297,00 млн. р.. в связи с ростом среднегодовой стоимости основных средств на 18,50 млн. р..
Рост среднегодовой стоимости основных средств произошел за счет того, что в 2010 году было приобретено новое торговое оборудование. Данный факт говорит о том, что руководство магазина старается развивать технико-экономическую базу данного торгового предприятия.
В этот же период произошел рост фондоотдачи на 8,22 р. Данный рост вызван ростом товарооборота на 30 % при росте среднегодовой стоимости основных средств только лишь на 16 %.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле и, следовательно, оказывает влияние на результаты коммерческой деятельности предприятия.
Чем меньше время пребывания товара на предприятии до момента его реализации (иными словами чем быстрее реализуется товар), тем лучше это для предприятия.
И чем большее количество оборотов происходит за определенный период – тем лучше для предприятия.
В ООО «Старт-Х» коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2010 году был равен 6,32, что на 0,28 выше показателя 2009 года, данная тенденция положительно характеризует организацию управления и использования оборотных средств в ООО.
Товарооборачиваемость оказывает влияние на следующие показатели коммерческой деятельности предприятия:
- на товарооборот;
- на валовой доход;
- на выручку от реализации товаров;
- на прибыль от реализации товаров;
- на общую прибыль (косвенно);
Чем быстрее оборачиваются товары (за возможно меньшее количество дней) тем больше размер товарооборота, валового дохода, выручки от реализации товаров, прибыли от реализации товаров и балансовой прибыли.
К факторам, оказывающим влияние на время товарного обращения и размер товарных запасов, относят:
- ассортимент, потребительские и физико-химические свойства товаров. Чем шире и сложнее ассортимент товаров, тем больше величина товарных запасов, тем меньше оборачиваемость товаров. Время обращения отдельных товаров определяют физико-химические свойства товаров (продовольственных). По скоропортящимся продуктам – величина товарных запасов минимальна, а скорость реализации – максимальна.