Понятие и оценка экономической эффективности. Пути повышения экономической эффективности ООО «СТАРТ-Х»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – повышение эффективности деятельности исследуемого предприятия.

Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:

- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием эффективности деятельности предприятия;

- на основе фактических данных проанализировать и оценить эффективность работы предприятия;

- выявить основные пути повышения эффективности работы предприятия.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и оценка экономической эффективности 4

1.1 Сущность экономической эффективности торговли 4

1.2 Система показателей, оценивающих экономическую эффективность 9

2. Анализ экономической эффективности ООО «СТАРТ-Х» 15

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Старт-Х» 15

2.2. Анализ основных показателей эффективности деятельности ООО «Старт-Х» 22

3. Пути повышения экономической эффективности ООО «СТАРТ-Х» 29

Заключение 32

Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

эк.эфф..docx

— 91.92 Кб (Скачать)

                что показатель включает потребленную в процессе производства

               стоимость основного капитала. 

       Затратная формула критерия эффективности  товарного обращения и торговли на уровне отрасли следующая:

                 

            (5) 

       где   Эз.т. -   коэффициент   эффективности   текущих   затрат   (расходов

               на реализацию товаров) торговой отрасли;

              Р — расходы на реализацию товаров. 

       Таким образом, основная цель анализа экономической эффективности – это выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов и прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяется степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучается их динамику, определяется и измеряется влияние факторов на финансовые результаты от текущей (основной) и другой деятельности предприятия, выявляют резервы их роста, особенно прогнозные.  

       Основными задачами анализа эффективности  торгового предприятия являются:

       - систематический контроль выполнения планов, прогнозов полученной прибыли;

       - определение влияния объективных  и субъективных факторов на  финансовые результаты деятельности  предприятия;

       -выявление  резервов увеличения прибыли  и повышения рентабельности;

       -  разработка мероприятий по использованию  выявленных возможностей увеличения  прибыли;

       - оценка работы предприятия по  использованию возможностей увеличения  объема реализации товаров, прибыли  и рентабельности;

       - разработка проектов управленческих  решений по устранению выявленных  недостатков и освоению резервов  повышения эффективности хозяйственной  деятельности. 

       В настоящее время анализ финансовых результатов и других показателей  хозяйственной деятельности предприятий  часто затруднён в связи с  коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов  их функционирования, особенно информации о полученных доходах, прибыли и  рентабельности 

1.2 Система показателей, оценивающих экономическую эффективность

 

       Экономическая эффективность торговли - сложная  и многогранная категория, которая  полно может быть выражена системой показателей, отвечающей ряду требований. Она должна:

  1. соответствовать сущности того явления, которое представляет, отражать уровень использования всех факторов торговли, характеризовать реальный вклад  отрасли, хозрасчетного звена, организации в повышение народнохозяйственной и хозрасчетной эффективности. Этими требованиями обусловливается цель построения и использования данной системы;
  2. содержать минимальное число обобщающих показателей, которые выражали бы главное качество этой системы (системное качество) и характеризовали бы эффективность торговли в целом.

       В качестве исходных и обобщающих показателей построении такой системы служат критериальные показатели экономической эффективности экономических ресурсов и текущих затрат торговли, которые выражают эффективность торговой организации в целом (формулы 1 и 3) 

              (6) 

       где Эр - коэффициент эффективности экономических ресурсов;

             ЧП - чистая продукция.  

               (7) 

         где Эз - коэффициент эффективности текущих затрат. 

  1. представлять  собой комплекс взаимосвязанных  показателей, нацеленных

    на  обобщение результатов деятельности организации. 

       Показатели  экономической эффективности торговли классифицируются по следующим признакам:

       - по уровню отражаемых ими экономических  интересов - на народнохозяйственные  у в которых эффективность  торговли оценивается с позиций  и интересов народного хозяйства,  и хозрасчетные, нацеленные на  интерес хозрасчетных торговых  организаций;

       - по степени полноты характеристики  эффективности - на обобщающие, представляющие  эффективность торговли в целом,  в главном, и частные, характеризующие  отдельные стороны эффективности,  эффективность отдельных видов  ресурсов и текущих затрат;

       - по масштабам и уровню применения - на сквозные, которые могут использоваться  во всех отраслях и для всех  уровней народного хозяйства,  и на специфические, применяемые  только в данной специфической  сфере экономики, т.е. в торговле.

       Изучение  системы показателей экономической  эффективности торговли начинается с экономического эффекта.

       Экономический эффект - результат торговой деятельности, который может выражаться в ряде показателей: розничном товарообороте, прибыли, доходе, чистой продукции [4, с.76].

       Розничный товарооборот представляет собой объем  продажи товаров непосредственно  населению для удовлетворения личных потребностей. Как экономическая  категория розничный товарооборот выражает экономические отношения  купли-продажи товаров народного  потребления, возникающие между  продавцом и покупателем на стадии перехода товаров из сферы обращения  в сферу потребления.

       Розничный товарооборот относится к числу  важнейших народнохозяйственных социально-экономических  показателей. Он в определенной мере характеризует уровень жизни  населения. Для этой цели на его основе рассчитывают объем товарооборота  на душу обслуживаемого населения.

       Для торговых организаций розничный  товарооборот - основной показатель, характеризующий  как количественную, так и в  определенной мере качественную сторону  их деятельности; наряду с прибылью розничный товарооборот является целевым  показателем хозяйственной деятельности торговой организации.

       Показатели  народнохозяйственной эффективности  торговли. К ним относятся все  показатели эффективности, исчисленные  на основе народнохозяйственных категорий  эффекта торговли: розничного товарооборота, чистой продукции. Ресурсоотдача - это  отношение розничного товарооборота к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу). Народнохозяйственная эффективность текущих затрат - определяется как отношение чистой продукции или розничного товарооборота к расходам, а также затратоемкость розничного товарооборота. В качестве народнохозяйственного показателя эффективности торговли можно считать фондоотдачу и производительность труда, исчисленные на основе розничного товарооборота.

       К показателям хозрасчетной эффективности торговли относятся все показатели рентабельности, определяемые как отношение прибыли к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу), к функционирующему капиталу, каждому виду экономических ресурсов, к расходам, к товарообороту, к фонду заработной платы [8, с. 97].

       Таким образом, складывается система показателей  рентабельности торговли, в которой  обобщающими следует считать  ресурсорентабельность (рентабельность экономического потенциала), рентабельность функционирующего (авансированного) капитала и рентабельность текущих затрат.

       С точки зрения хозрасчетных интересов  особое значение имеют показатели рентабельности розничного товарооборота, рентабельности функционирующего капитала, рентабельности затрат и показатель прибыли в  среднем на одного работника.

       В розничных торговых организациях показатель рентабельности в процентах к  розничному товарообороту применяется  издавна и повсеместно. Другие показатели рентабельности торговли стали использоваться сравнительно недавно.

       Показатели эффективности основных средств включают фондоотдачу, определяемую как отношение к основным средствам различных видов эффекта: розничного товарооборота, чистой продукции; фондорентабельность - отношение прибыли к основным средствам; уровень текущих расходов по содержанию и эксплуатации основных средств.

       Показатели  эффективности оборотных средств  в торговле. Основными из них являются: оборачиваемость оборотных средств, измеряемая числом оборотов; рентабельность - отношение прибыли к оборотным  средствам; уровень расходов по статьям, связанным с использованием оборотных  средств, например расходы по уплате процентов за кредиты банка, убыль  товаров и т.д.

       Показатели  эффективности и производительности живого труда - показатели производительности труда, уровень расходов на оплату труда, рентабельность - отношение прибыли к фонду заработной платы, прибыль на одного работника.

       Показатели  эффективности текущих затрат: уровень расходов, характеризующий размер текущих затрат на р.ль товарооборота (общий уровень расходов и уровни расходов по отдельным статьям); рентабельность расходов - отношение прибыли к расходам на реализацию товаров.

       Для получения системной оценки деятельности торгового предприятия можно  воспользоваться комплексным подходом к оценке результатов деятельности организации с позиций различных  заинтересованных групп:

       - руководства предприятий;

       - владельцев предприятий;

       - коммерческих партнеров, кредиторов, поставщиков;

       - налоговых и таможенных служб;

       - потребителей.

       В качестве обобщающей оценки эффективности  хозяйственной деятельности торгового  предприятия могут быть использованы следующие комплексные показатели,

       1. Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия: 

                  (8) 

       где РТО - розничный товарооборот;

             ФЗП - средства на оплату труда;

             ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств;

             ОФ - среднегодовая стоимость основных средств;

             Кпривед - нормативный коэффициент, равный 0,12. 

       Рассматриваемый показатель позволяет оценить эффективность  использования экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся  у него ресурсы с основным конечным результатом деятельности розничным товарооборотом. Чем выше значимость этого показателя, тем лучше выполняется предприятием его основная функция – обеспечение потребностей населения в товарах и услугах, тем эффективнее используются ресурсы предприятия.

       2. Показатель эффективности финансовой деятельности 

                (9) 

       где ВП - сумма валовой прибыли. 

       С помощью этого показателя можно  оценить, при каких ресурсах достигнут  основной финансовый результат деятельности торгового предприятия и насколько  эффективно используются эти ресурсы;

       3. Показатель оценки трудовой деятельности 

                                           Этд = РТО / Ч / СЗ                           (10) 

       где Ч - среднесписочная численность работников;

             СЗ - средняя заработная плата одного работника. 

       Этот  показатель характеризует прирост  производительности труда на 1 р.. увеличения средней заработной платы.

Информация о работе Понятие и оценка экономической эффективности. Пути повышения экономической эффективности ООО «СТАРТ-Х»