Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:40, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов потребителя
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Специфика и формы организации розничной торговли:
1.1. Формы и виды розничной торговли………………………………………….5
1.2. Особенности функционирования розничной торговли……………………..9
2. Особенности организации ТД ООО «Челны- Хлеб №32»:
2.1. Краткая характеристика предприятия ТД ООО «Челны- Хлеб №32»……15
2.2 Организация торгово-технологического процесса в ООО ТД «Челны-хлеб №32»………………………………………………………………………………20
2.3 Факторы, повышающие эффективность деятельности ТД ООО «Челны- Хлеб №32»…………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………......36
Анализируя данную таблицу, мы видим, что в 2011 году товаров поступило на 1396,4 тыс. руб. больше, чем в 2010 году, темп изменения составил 112,7%. Несмотря на увеличение суммы поступления товаров, удельный вес по отдельным товарным группам уменьшился. Так, снижение по удельному весу наблюдается по таким товарным группам как, колбасные изделия, рыбная продукция, молочные товары, маргариновая продукция, макаронные изделия, детское питание и др. Это происходит за счет увеличения удельного веса хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских и прочих товаров. Наибольший темп роста поступления наблюдается по хлебу и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, сахару: 112,8%, 119,5%, 114,6%, 110,6% соответственно. Также мы видим, что в 2011 году снизился объем поставок круп и макаронных изделий на 0,3% и 1,1% соответственно. По сравнению с 2012 годом в 2011 году улучшилась ритмичность поставки товаров в магазин.
Таблица 5.-Объем и структура розничного товарооборота за 2011-2012 гг.
Наименования |
2011 |
2012 |
Отклонение | |||
тыс. руб. |
удельный вес, % |
тыс. руб. |
удельный вес, % |
тыс.руб. |
% | |
Хлеб |
19,04 |
5,64 |
47,89 |
7,42 |
28,85 |
1,78 |
Молоко |
5,6 |
1,66 |
21,99 |
3,4 |
16,39 |
1,74 |
Сыр |
3,34 |
0,99 |
15,97 |
2,47 |
12,63 |
1,48 |
Спички |
1,01 |
0,3 |
4,3 |
0,67 |
3,3 |
0,37 |
Мясо |
207,2 |
61,4 |
437,2 |
67,6 |
230 |
6,2 |
Кондитерские изделия |
8,9 |
2,64 |
19,8 |
3,06 |
10,9 |
0,42 |
Мороженное |
10,6 |
3,15 |
51,2 |
7,92 |
40,6 |
4,77 |
Табачные изделия |
44,9 |
13,3 |
23,3 |
3,6 |
-21,6 |
-9,7 |
Спиртные напитки |
17,9 |
5,3 |
11,83 |
1,83 |
-6,07 |
-3,47 |
Рыба |
19,04 |
5,64 |
13,64 |
2,11 |
-5,5 |
-3,53 |
Итого |
337,7 |
100 |
646,7 |
100 |
309,2 |
- |
Из таблицы 5, видно что, рост объема реализации наблюдается практически по всем товарам, за исключением табачных изделий (снижение составило – 9,7%), спиртных напитков (объем их реализации снизился на 6,07 тыс. руб., а удельный вес – на 3,747%) и рыбы (удельный вес их снизился на 3,53%).Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.
Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.
Так как в данном магазине для
выкладки товаров также применяют контейнеры,
необходимо учитывать не только площадь
выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров
значительно увеличивает количество выкладываемых
в торговом зале товаров.
При
размещении и выкладке товаров очень важно
избежать монотонности рядов оборудования.
Необходимо учитывать различные цвета
упаковки товаров, их размеры, изменять
расстояние между полками горок в одном
ряду. Покупатель обращает особое внимание
на цветовые пятна в товарных рядах, на
те места, где изменена высота полок.
Монотонность в экспозиции товаров устраняют
также использованием корзин, контейнеров
с товарами, выставленных в «мертвых»
зонах торгового зала (в углу, между горок),
благодаря чему покупатели обращают больше
внимания на помещенные в них товары (
см. рис.1).
Рис.3- Размещение и выкладка товаров в магазине ООО ТД «Челны-хлеб № 32»
Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения обеспечивают материально-ответственные лица.
В магазине ООО ТД «Челны-хлеб №32» хранение товаров организовано в специальных складских помещениях, товары размещены с учетом физико-химических свойств, соблюдены правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования, сгруппированы по признаку однородного режима хранения. Вместе с тем товары, одинаковые между собой по режиму хранения, размещены по ассортиментному признаку, например: мука-крупа, сахар - кондитерские изделия. Это создает удобства при отборке товаров для продажи.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.
При хранении соблюдаются оптимальные режимы хранения продовольственных товаров ( см. табл. 6).
Таблица 6.- Оптимальные режимы хранения отдельных видов продовольственных товаров
Наименование товара |
Температура воздуха, С |
ОВВ, % |
Бакалейные товары, кондитерские изделия |
Не выше 18 |
60-70 |
Мясо и мясопродукты охлажденные |
0-2 |
85 |
Рыба копченая |
0-2 |
75-80 |
Молоко |
Не выше 8 |
80 |
Кисломолочные продукты |
Не выше 8 |
80 |
Сыры |
2-10 |
80-87 |
Фрукты и овощи свежие |
0-3 |
80-90 |
Вина |
8-16 |
85 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
20-25 |
Не более 75 |
Безалкагольные напитки |
Не выше 12 |
85 |
Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, торговое холодильное оборудование.
В магазине используются следующие виды торгово-технологического оборудования (см. табл. 7).
Таблица 7.- Торгово-технологическое оборудование, используемое в магазине ООО ТД «Челны-хлеб №32»
Наименование оборудования |
Количество единиц |
Холодильная витрина YVKA – 1860 П |
3 |
Холодильный шкаф COLD - 1400 |
4 |
Слайсер LUX - 25 |
1 |
Весы САS 6 - м |
3 |
Контрольно-кассовая машина Samsung ER – |
4 |
Камера сборная КХС - 8 |
1 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недостатком организации торгово-технологического процесса является неполное вовлечение товарных ресурсов в товарооборот.
Практика показала, что правильная организация торгового процесса, размещение и выкладка товаров, обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов способствуют снижению товарных потерь.
2.3 Факторы, повышающие эффективность деятельности ТД ООО «Челны-хлеб №32»
Рациональное построение торгово-технологического процесса, четкое и последовательное выполнение операций, постоянное их совершенствование – основа и главная задача магазина ТД ООО «Челны-хлеб №32».
Для того чтобы обеспечить более рациональное осуществление торгово-технологического процесса в магазине, необходима хорошо продуманная система управления всеми его операциями. Это позволит эффективно использовать помещения магазина, торгово-технологическое оборудование, рабочую силу и в конечном итоге создать условия для обеспечения высокого качества обслуживания покупателей.
В основу организации торгово-технологического процесса магазина должны быть положены товарные потоки. Под товарным потоком на розничном торговом предприятии понимается движение товаров от момента поступления до вручения проданного товара покупателю. Товарный поток включает систему взаимосвязанных последовательно выполняемых операций с товаром.
В дальнейшем, чтобы совершенствовать организацию работы магазине необходимо снижать уровень издержек обращения и увеличивать товарооборот. Для этого необходимо учитывать платежеспособность населения, своевременно завозить товары в широком ассортименте, изыскать источники поставок товаров высокого качества, по низким ценам, с наименьшими затратами, устанавливать обоснованный размер торговой надбавки при определении розничной цены.
Также больше внимания необходимо уделять ассортиментной политике (расширять, обновлять ассортимент, подходить дифференцированно при его формировании, для чего необходимо все товары разделить по группам на социально-значимые, первой необходимости и другие), повышать культуру обслуживания и имидж предприятия, расширять перечень услуг (упаковка товаров, консультация покупателей, доставка товаров на дом и другие), внедрять и расширять службы маркетинга, осуществлять подготовку квалифицированных кадров для работы на предприятии.
Чтобы снижать уровень издержек обращения, необходимо знать факторы, влияющие на издержки и следить за их применением:
В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи товаров. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых размеров (товарных запасов должно быть в пределах нормы). Одним из основных направлений повышения эффективности работы магазина является рациональная организация труда продавцов, контролёров- кассиров .
Основные мероприятия по совершенствованию организации труда в магазине должны разрабатываться по следующим направлениям:
Управление покупательскими потоками занимает центральное место в общей системе совершенствования торгово-технологического процесса в магазине. От него во многом зависит комфортные условия создаваемые для покупателей и пропускная способность в магазине. Оно предусматривает равномерное распределение покупателей в торговом зале магазина и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров. Следует анализировать интенсивность покупательских потоков по часам и дням работы магазина, расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, обеспечить размещение товаров в торговом зале с учетом равномерности распределения покупательских потоков. При этом существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа торгово-кассовых терминалов, правильным определением потребность в них, квалификацией кассиров.
В целях ускорения процесса товародвижения, сокращения времени предоставление услуг и повышения качества обслуживания населения на первый план выдвигаются задача механизации и автоматизации труда. Применение техники дает возможность доводить продукты питания до потребителя в более короткий срок, с сохранением питательных свойств и вкусовых качеств. Повышение уровня механизации ведет к облегчению труда торговых работников, снижению издержек обращения, повышению оборачиваемости торговли, сокращению товарных потерь, уменьшению времени простоя автотранспорта, совершенствованию качества обслуживания покупателей и сокращению их времени, затрачиваемого на приобретение товаров.