Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:46, курсовая работа
Инновационная деятельность – это деятельность предприятий, которая направлена на поиск новых идей, расширение ассортименты выпускаемой продукции, повышения ее качества, усовершенствования технологии производства.
Сама по себе инновационная деятельность включает в себя три этапа:
Определение проблем, существующих на предприятии.
Внедрение инновации, определение этапов инновационного процесса.
Организация инновационной деятельности.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Астраханский государственный университет»
Факультет «Бизнеса и экономики»
Кафедра управление персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»
на тему «Особенности и тенденции инновационной экономики»
(на примере ООО «Абсолють»)
Выполнила:
студентка гр. УП-31
Осипова Г.В,
Научный руководитель:
Епифанова Н.Ш,
Астрахань 2013 г.
Содержание
Поток инноваций, которые так необходимы в различных отраслях деятельности хозяйствующих субъектов исходит из так называемой «инновационной экономики». Инновационная или интеллектуальная экономика представляет собой такой тип экономики, при которой идеи новаторов и ученых, их интеллектуальная среда создают прибыль.
Именно инновации являются основой устойчивого развития экономики любой страны мира.
Сложившийся кризис в нашей стране требует очень пристального внимания к развитию инновационной экономике. Источников экономического роста экономики России являются инновации, новшества. Будущее развитие экономики зависит от инновационной стратегии.
Что такое инновация? Зачем она нужна хозяйствующему субъекту? Ответы на эти вопросы возможной найти из определения «инновации».
Инновация – это новшество, являющееся результатом интеллектуальной деятельности ученых, которое вводится в разные отрасли производства для его эффективной деятельности.
Инновационная деятельность – это деятельность предприятий, которая направлена на поиск новых идей, расширение ассортименты выпускаемой продукции, повышения ее качества, усовершенствования технологии производства.
Сама по себе инновационная деятельность включает в себя три этапа:
Каждая организация или предприятие должно совершенствовать свою продукцию, улучшать ее качества в противном случае ее товар не будет обладать конкурентным преимуществом и в конечном итоге потеряет рынок сбыта. Поэтому каждая хозяйствующая единица постоянно находится в поиске новых идей.
Вопросы, связанные с инновациями, инновационной деятельностью в последнее время очень востребованы не только зарубежными учеными, но и российскими тоже, чем и обоснована актуальность выбранной темы курсовой работы.
Многие российские учены внесли большой вклад в изучение инновационной экономики, например исследования Фроловой Н. «Инновационный процесс: потенциал государства и рынка» (2001г), Дынкина А. «Инновационная экономика» (2001г), Черевко И.В. «Управление инновациями: глобальный, региональный и национальный аспекты» (2002г) и многие другие.
Предметом исследования являются особенности и тенденции развития инновационной экономики в стране.
Объектом исследования выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Абсолють», деятельность которого сопряжена с инновационной деятельностью.
Целью курсовой работы является исследования особенностей развития инновационной экономики на примере ООО «Абсолють».
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность понятия «инновация»;
- исследовать организацию
- изучить каким образом
- рассмотреть характеристику
- провести анализ инновационной деятельности объекта исследования;
- предложить рекомендации по
совершенствованию
В основу написания курсовой работы положены методологические и теоретические исследования российских и зарубежных ученых.
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности предприятий
1.1 Содержание понятия «инновация»
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия «инновации» познакомимся с различными взглядами на ее сущность.
В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
При этом выделяются такие признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы, в основном, зарубежные (Н. Мончев, И. Перлами, В. Д. Хартмак, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Фраскати). В соответствии с этими стандартами, инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 1930-е годы он уже ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени, имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Кроме того, эти результаты имеют самостоятельный крут проблем.
Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Таким образом, научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции; средства и предметы труда, технологии и организации производства и на «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Научно-технические инновации должны обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса:
- внутриорганизационная (натуральный процесс),
- межорганизационная (товарный процесс),
- расширенная.
Внутриорганизационная форма инновационного процесса предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При товарном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, а также в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует в свою очередь через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его органические фазы:
1) Создание и распространение;
2) Диффузия нововведения.
Первая фаза, в основном, включает в себя последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределится между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
Диффузия инновации – это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т.п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами:
Одним из основных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Субъекты инновационного процесса делятся на новаторов; ранних реципиентов; раннее большинство и отстающих. Последние три вида субъектов относятся к имитаторам.
Диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Так, вероятность доминирования на рынке будет наибольшей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, однако, влияние более ранних реципиентов будет всегда наибольшим по сравнению с выполнением последующих этапов.
Информация о работе Особенности и тенденции инновационной экономики