Тенденции и формирование экономики знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Краткое описание

С конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе с английского knowledge-based economy),введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 1962 г. Этот тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы (земля, запасы сырья и оборудование) продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал.

Оглавление

Введение……………………………………………………….. 2
1.Экономика знаний, развитие и формирование………......... 5
2.Современное состояние экономики знаний в России…….. 9
3.Экономика знаний в информационном обществе………… 11
4.Зарубежный опыт в сравнении с Россией…………………. 16
Заключение……………………………………………………... 18
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 234.84 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………….. 2

1.Экономика  знаний, развитие и формирование………......... 5

2.Современное  состояние экономики знаний в России…….. 9

3.Экономика  знаний в информационном обществе………… 11

4.Зарубежный  опыт в сравнении с Россией…………………. 16

Заключение……………………………………………………... 18

Список  используемой литературы……………………………. 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              ВВЕДЕНИЕ.

    С конца 90-х годов прошлого века широкое  распространение в западной и  отечественной науке получил  термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе с английского knowledge-based economy),введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 1962 г. Этот тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы (земля, запасы сырья и оборудование) продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал.

      Экономика знаний характеризует  формирующийся уровень социально-экономического, равно как технологического и  институционального, развития наиболее продвинутых в этом отношении стран-лидеров, служащий моделью для остальных (или, по крайней мере, для многих) развивающихся и/или находящихся в состоянии перехода к рыночной экономике стран мира. В центре анализа находятся, с одной стороны, теоретические аспекты данного экономического явления, а с другой - практика формирования экономики знаний в тех странах, где оно уже приняло масштабный характер.

      Необходимость решения задачи  ускоренного перехода России  к экономике знаний, по убеждению  большинства специалистов, является  одним из главных условий устойчивого  развития страны как полноправного  субъекта мирового хозяйства.  Разработка теоретической базы  этого перехода, безусловно, выступает  одним из важнейших направлений  исследований в современной экономической  науке, а практическая значимость  этого вопроса обусловливает  целесообразность вынесения в  работе также ряда предложений  по развитию экономики знаний  в России.

    Объектом  исследования выступает экономика  знаний как тип экономики, в котором  производство и внедрение знаний и инноваций играют решающую роль в обеспечении долговременного  устойчивого развития.

Предметом исследования являются новые формы экономических  отношений и система хозяйственных  взаимосвязей, складывающиеся в процессе становления экономики данного  типа.

     Целью исследования является дальнейшая разработка теоретических представлений об экономике знаний, выявление и  систематизация тенденций развития экономических отношений под  возрастающим воздействием фактора  «знание» в современной экономике.

     Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

  1. Охарактеризовать сущность, определить и проанализировать особенности и внутренние закономерности экономики знаний.
  2. Рассмотреть особенности становления экономики знаний в России.
  3. Пронаблюдать проблемы и развитие экономики знаний за рубежом.
  4. Исследовать основные направления развития и формы проявления экономики знаний на базе изучения и сравнительного анализа данных мирового опыта, отражающих реальные тенденции и изменения в социально- экономической практике последних десятилетий.

В качестве методологической базы диссертационной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений системный, диалектический подходы, методы группировок, исторического и логического анализа теоретического и практического материалов, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, соотнести их сущностные характеристики и формы проявления, выявить имеющиеся противоречия. Использовались и такие приемы, как анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование изучаемых процессов путем их описания, сопоставления, обобщения, сравнения.

Теоретическую базу исследования составили фундаментальные  концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных  и зарубежных ученых, материалах научных  конференций, симпозиумов и т.п.

      Разработанность проблемы.

Для написания  этого рефераты были использованы следующие  источники:

Труды российских ученых Л.И. Абалкина, А.В. Бузгалина, А.И. Добрынина, А.А. Дынкина, С.А. Дятлова, В.Л. Иноземцева, Р.И. Капелюшникова, Г.Б. Клейнера, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, Б.З. Мильнера, Г.Б. Поляка, В.А. Садовничего, Т.Е. Степановой, Ю.Е. Хохлова, СБ. Шапошника, Ю.В. Яковца.

Труды зарубежных исследователей  Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, М. Кастельс, Я. Корнай, И. Масуда, Ф. Махлуп, Д. Рисмен, Т. Сакайя, Р. Солоу, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Т. Стюарт, Т. Умесао, Д. Форэ, Д. Шнайдер и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Экономика  знаний, развитие  и формирование.

     Экономика знаний- высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал1.

     Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) ,который обосновал значимость влияния их создания на развитие производственной деятельности экономических агентов. В дальнейшем И. Нонака обосновал подходы к оценке эффективности деятельности по производству новых знаний. В частности , в качестве основного критерия оценки производственной эффективности, он выделяет способность хозяйствующего субъекта преобразовывать неформализованные знания в формализованные [12]. Необходимо отметить, что И. Нонака не предлагал методов оценки эффективности внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов.

       Сейчас этот термин, наряду с  термином "экономика, базирующаяся  на знаниях", используется для  определения типа экономики, в  которой знания играют решающую  роль, а производство знаний является  источником роста. Широко применяемые  понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное  общество" близки понятию "экономика  знаний".

     Стремительное развитие современных рыночных отношений, формирование позитивных тенденций  экономического роста и благополучного качества жизни населения основаны на всестороннем применении достижений экономики, построенной на знаниях.

     Мировая экономика начала XXI века характеризуется  становлением общества знаний – «новой экономики», в которой ключевое значение приобретают такие факторы развития, как умственная сила людей и технологии, обеспечивающие многократное ее возрастание. Человечество приближается к переходу в инновационную фазу развития. Отличительной ее особенностью и фундаментальной основой является повышенное внимание к знаниям, как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния «новой экономики» на социальную и экономическую действительность.

     Необходимо  отметить, что длительный период времени, начиная с А. Маршалла и до середины ХХ века, видные ученые-экономисты, отводя важную роль использованию новых  знаний в экономической деятельности экономических субъектов, рассматривали  только один вид знаний – формализованное  знание, необходимое в производственных процессах. Таким образом, до 60-х  гг. ХХ века в мировой научной  мысли отсутствовали попытки  классификации знаний. Недостаточное  внимание экономической науки к  проблематике понятия знаний было обусловлено  общими тенденциями развития экономических  отношений и производственных процессов. Интенсивное внедрение новых  знаний в производственные процессы хозяйствующих субъектов началось лишь в 60-е гг. ХХ века. Именно в этот период в странах с развитой экономикой начали предприниматься попытки  учета фактора новых знаний при  анализе процессов развития, что  и послужило началом становления  экономики, основанной на знаниях. 
 
 
 
 

     Основные  этапы становления экономики  знаний приведены на схеме (рис.1.)

Рис 1.Основные этапы становлении экономики знаний. 

       Современная "экономика знания" базируется на четырех столпах: образовании (только образованное и хорошо обученное  население способно эффективно разрабатывать  и использовать все новое), информационной инфраструктуре (средства связи, обмена данными и пр.), правилах игры в  сфере экономики (позволяет адаптировать новые технологии и идеи, поддерживает инвестиции в науку и пр.) и  наличие "инновационной системы" - развитой сети университетов, лабораторий, научных центров и пр.

       Год от года мир становится образованней. По оценкам ООН, за прошедшие десятилетия  мир добился значительных успехов  в борьбе с неграмотностью. Если в 1960 году 36% населения мира не имело  даже базового образования, то к 2000 году их число уменьшилось до 25%, несмотря на то, что население мира за этот же период времени выросло вдвое (с 3 млрд. до 6 млрд.). В индустриально  развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%. По данным Организации  Экономического Сотрудничества и Развития\Organization for Economic Cooperation and Development, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32% трудоспособных людей (оценивалась возрастная категория 25-65 лет) ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), наименее - в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%).

Понятие «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» выражает способ производства материальных благ, который приобретает важное значение с переходом в новое тысячелетие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Современное  состояние экономики  знаний в России.

    Последнее время в научной и политической жизни страны стали актуальными  слова: инновации, интеллектуальный капитал, информационные технологии, знания.  Д.А. Медведев в статье «Россия, вперед!» утверждает, что «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности». Такая, «умная», экономика успешно развивается в Японии, США и ряде стран ЕС. Рассмотрим её подробнее.

    А что в России? В начале 90-х годов  образовательная система России подверглась настоящему испытанию, т.к. были произведены серьезные  сокращения бюджетов, и что не менее  важно начался массовый отток  кадров за границу. Но, даже не смотря на все эти негативные факторы, Московские университеты находятся на 5-м месте  в индексе цитируемости научных  работ по естественным наукам, не уступая  таким городам как Лондон, Париж  и Токио. Вполне реально привлечь ещё больше иностранных студентов  в российские университеты, что предполагает значительные инвестиции в образовательную  отрасль, т.к. в настоящий момент затраты на неё в нашей стране недостаточны. Таким образом, инвестирование в систему образования позволит не только увеличить потенциал отрасли, что в свою очередь скажется на развитии фундаментальной и прикладной науки, но и повысит ее привлекательность, что сделает ее не только самоокупаемой, но и прибыльной.

    Также, одним из способов окупаемости образовательных  учреждений является создание коммерческих предприятий на базе ВУЗов, которые  используя их инфраструктуру, кадры  и интеллектуальный потенциал смогли бы реально конкурировать на рынке научно-технических разработок за счет постоянных инноваций и относительно низкой себестоимости. Такие предприятия являются не только источником прибыли, но и приносят дополнительную пользу, поскольку предоставляют учебному заведению опыт работы на рынке и дает возможность развивать интеллектуальный потенциал не только преподавательского состава, но и студентов.

Информация о работе Тенденции и формирование экономики знаний