Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:10, реферат
С конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе с английского knowledge-based economy),введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 1962 г. Этот тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы (земля, запасы сырья и оборудование) продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал.
Введение……………………………………………………….. 2
1.Экономика знаний, развитие и формирование………......... 5
2.Современное состояние экономики знаний в России…….. 9
3.Экономика знаний в информационном обществе………… 11
4.Зарубежный опыт в сравнении с Россией…………………. 16
Заключение……………………………………………………... 18
Список используемой литературы…
Возникает вопрос о том, как ликвидировать существующее отставание России и, тем самым, скорее обеспечить ее несырьевое будущее. Из трех возможных путей самый проблематичный — это увеличение финансирования высшего образования. С одной стороны, это действительно крайне необходимо, поскольку даже многие лучшие российские вузы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг. Как отмечалось на заседании президентского Совета по науке, технологиям и образованию в октябре 2005 г., только около 150 российских вузов дают действительно качественное образование [6]. К тому же в ближайшие годы Россию ждет серьезный демографический кризис, связанный со снижением рождаемости на рубеже 90-х годов. Поэтому в данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных вузах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов.
Другой резерв — это повышение синхронно со странами ЕС национальных расходов на НИОКР до 3% ВВП. Сделать это сегодня можно только за счет активизации инновационной активности промышленных предприятий, а для этого необходим целый комплекс дополнительных мер государственного стимулирования [7]. Но даже в случае успешного решения этой задачи Россия вряд ли сможет приблизиться по показателю инвестиций в развитие экономики знаний к уровню Японии и США, достигнутому ими к 2002 г.
Сегодня наиболее
перспективный путь — это, вероятно,
всемерная поддержка развития ИКТ,
в том числе производства программного
обеспечения. В России для этого
существуют все необходимые предпосылки.
Отрасль ИКТ является в последние
пять лет одной из самых успешных
и быстроразвивающихся. Ее доля, по
официальным данным, достигла в том
же 2005 г. 5% ВВП, а экспорт программного
обеспечения вырос только за один
год на 50% — до 994 млн долларов США
[8]. Однако и здесь скрыто еще немало резервов
для дальнейшего роста.
Список используемой литературы:
Информация о работе Тенденции и формирование экономики знаний