Тенденции и формирование экономики знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Краткое описание

С конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе с английского knowledge-based economy),введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 1962 г. Этот тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы (земля, запасы сырья и оборудование) продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал.

Оглавление

Введение……………………………………………………….. 2
1.Экономика знаний, развитие и формирование………......... 5
2.Современное состояние экономики знаний в России…….. 9
3.Экономика знаний в информационном обществе………… 11
4.Зарубежный опыт в сравнении с Россией…………………. 16
Заключение……………………………………………………... 18
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 234.84 Кб (Скачать)

     Без ИКТ 2большинство инновационных проектов так и осталось бы на уровне нереализованных идей. Ведь основная задача информационных технологий в экономике знаний, это быстрый и качественный обмен информацией. Информационные технологии дают нам безграничные возможности по управлению явными (формализованными) знаниями, тем более что трудовой потенциал России в этой области поистине велик. Российские разработчики программного обеспечения признаны лучшими в мире, но, к сожалению, в нашей стране пока ещё нет достаточного количества предприятий, куда можно «пристроить» умы. Решением этой проблемы может стать создание своеобразной «силиконовой долины» – технопарка.

     Роль  государства в становлении экономики  знаний должна быть основополагающей. Особое внимание следует уделять  стимулирующим законам в регионах. Такие законопроекты позволяют  учесть индивидуальные особенности  местных условия и создать  нужные условия для научных и  инновационных проектов. Примером является законопроект о создании региональных венчурных фондов, задача которых  заключается в инвестировании инновационных  технических и потенциально полезных проектов.

     Основной  вопрос, актуальный в настоящее время  в России, это ликвидация существенного  отставания России от лидеров, наглядно демонстрирующих преимущество экономики  знаний – США, стран Европы и Японии. Обратимся к цифрам. Так, на долю новых технологий в развитых странах приходится 8,3% ВВП по сравнению с нашими – 0,3%. Доля США в расходах на науку – 30% по сравнению с российскими – 1,6%. Экспорт высоких технологий в США – 14,6%, в России – 0,2%. Однако, по «утечке мозгов» Россия лидирует, наряду с такими странами как Польша, ЮАР, Филиппины, Венгрия. Примерно 1/3 наиболее талантливых российских ученых работает за рубежом, на этом мы теряем 60 млрд. дол/год. 
 

     Важной  задачей является также перестроение экономики России на несырьевые источники дохода. Решением этой задачи является увеличение финансирования высшего образования, которое должно выйти на уровень западных стран. С одной стороны, это крайне необходимо, поскольку даже многие лучшие российские вузы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг: далеко не все ВУЗы выпускают высококвалифицированных специалистов. Поэтому в данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных вузах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов.

     Очевидно, наиболее перспективный путь — это  всемерная поддержка развития ИКТ, в том числе производства программного обеспечения. В России для этого  существуют все необходимые предпосылки. Отрасль ИКТ является в последние  пять лет одной из самых успешных и быстроразвивающихся. Ее доля, по официальным данным, достигла в том  же 2005 г. 5% ВВП, а экспорт программного обеспечения вырос только за один год на 50% — до 994 млн долларов США. Однако и здесь скрыто еще немало резервов для дальнейшего роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Экономика  знаний в информационном  обществе.

     В потоке научных публикаций за последние  несколько лет концепции «информационного общества» и «экономики знаний»  нередко конкурируют между собой  за право выражать современную парадигму  общественного развития. На самом  деле это во многом несопоставимые и разноплановые понятия, хотя и  имеющие много общих элементов.

     Понятие «информационное общество» уже  давно утратило былую технологическую  окраску и представляет сегодня  определенную ступень в общественном развитии, связанную с формированием  нового технологического уклада на основе ИКТ. Оно характеризует, по сути дела, действующий вектор эволюции человеческой цивилизации.

       К экономике знаний в самом  широком смысле сегодня обычно  относят три основные сферы:  НИОКР и инновации, образование  и обучение, способствующие формированию  человеческого капитала, и информационные  и компьютерные технологии (ИКТ). Хотя каждая из них сохраняет  свою относительную самостоятельность,  представить одну сферу без  двух других достаточно сложно. Вероятно, сегодня уже нет необходимости  доказывать это отдельными примерами.  Фактически мы являемся свидетелями  все более тесной конвергенции  трех различных сфер общественной  деятельности, поскольку диффузия  информационных технологий в  другие области невозможна без  соответствующего уровня профессиональной  подготовки разработчиков и минимальной  информационной грамотности пользователей.  Кроме того, для создания новых  приложений ИКТ необходимы новые  научные знания и механизмы  превращения этих знаний в  коммерческие продукты — товары  и услуги. То есть мы возвращаемся  к экономике знаний как важнейшему условию для развития ИКТ и информационного общества в целом.  
 
 

       Можно схематизировать это представление  следующим образом (рис. 1). Внешний  контур фигуры, образованный тремя  окружностями, — это потенциальная  граница распространения информационных технологий (конечно, без учета других секторов экономики), а общая область  пересечения трех секторов — то, что можно назвать ядром формирования экономики знаний. 
 

 

 
Рис. 1. Взаимоотношения между экономикой знаний и информационным обществом.
 

Хотелось бы также отметить, что экономика  знаний — это один из возможных  сценариев будущего (хочется верить, наиболее вероятный). Она, безусловно, является мощным катализатором для  развития ИКТ и информационного  общества в целом. Однако информационное общество может существовать и без  перехода к экономике знаний, тогда  как последняя без развитого информационного общества просто немыслима. Особый интерес в этой связи представляет измерение динамики становления экономики знаний. Один из применяемых в мировой практике показателей — инвестиции в экономику знаний. Эксперты ОЭСР3 измеряют инвестиции в знания по совокупности национальных расходов на высшее образование, проведение НИОКР4 и разработку программного обеспечения [2].

        Лидирующие  позиции по инвестициям в знания среди стран ОЭСР занимают США (6,6% ВВП). За ними следуют Япония (5,0%) и  страны ЕС (3,8%). Анализ динамики этого  показателя свидетельствует о том, что он рос начиная с 1994 года, практически  во всех развитых странах, причем основным источником роста были в большинстве  стран затраты на разработку программного обеспечения.

        

 
Судя по объемам инвестиций, США  и Япония двигаются к экономике  знаний быстрее, чем европейские  страны. Последние хорошо понимают возможные последствия своего отставания, поэтому выдвинули политическую цель — довести уровень расходов на НИОКР в странах ЕС до 3% ВВП  к 2010 г. В июне 2005 г. Еврокомиссия также  одобрила новую политическую инициативу «i2010: Европейское информационное общество 2010».
 
 

        Сегодня наиболее перспективный путь — это, вероятно, всемерная поддержка развития ИКТ, в том числе производства программного обеспечения. В России для этого существуют все необходимые  предпосылки. Отрасль ИКТ является в последние пять лет одной  из самых успешных и быстроразвивающихся. Ее доля, по официальным данным, достигла в том же 2005 г. 5% ВВП, а экспорт  программного обеспечения вырос  только за один год на 50% — до 994 млн долларов США [8]. Однако и здесь скрыто еще немало резервов для дальнейшего роста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Зарубежный  опыт в сравнении с Россией.

       Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в  развитых странах. О темпах развития этой тенденции говорит хотя бы то, что 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, — наши современники, а среди  всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия. По доле высокотехнологичных секторов в  валовом внутреннем продукте (ВВП) список наиболее передовых стран мира выглядит так: Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. Интересно, что  по объему производства высокотехнологичной  продукции страны ЕС заметно опережают  США. Россия же по этому показателю занимает пока 12-е место в мире.

       Не  менее интересно, что по принятому  ООН для оценки уровня развития страны индексу человеческого развития наша страна на 60-м месте в мире (Канада — на 3-м, США — на 6-м). В  ряде стран сегодня регулярно  проводятся общенациональные саммиты  по проблемам экономики знаний.

       В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают  новую «цитату»: «Основа экономики  знаний — образование. В современном  мире движущая сила экономики —  конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний». В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в  стране создается государственная  система освоения научных и технологических  новшеств — естественная основа экономики  знаний. Главной своей задачей  государство провозгласило организацию  спроса на знания. Любопытно, что при  этом свыше 90% компьютерных программ в  стране — ворованные (Россия совсем немного уступает Китаю по этому  показателю — у нас он около 80%). 
 
 
 
 

       Интересно, что производство знаний в мире четко  локализовано, а вот их потребление  распределено (по крайней мере —  в развитых странах) удивительно  равномерно. Всемирно известные центры производства знаний — это штаты  Калифорния и Массачусетс в США, университетские города Кембридж и Оксфорд в Великобритании, Париж во Франции, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск — в России. 
В США различие между штатами в показателях экономики знаний значительно меньше, чем вариации по стандартным экономическим показателям. В то же время почти две трети венчурного капитала сосредоточены в трех штатах (Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс). В России центрами такой концентрации могли бы (и должны бы) стать Москва, Санкт-Петербург, региональные центры РАН. Продукция из зон венчурного капитала далее расходилась бы в соответствии со спросом (интересно, что, по экспертным оценкам, потребление этой продукции спадает по закону всемирного тяготения — обратно пропорционально квадрату расстояния от «производственных центров»). 
Как и обычная экономика, экономика знаний нуждается в измерениях. В США один из основных показателей — число патентов. Объективной информационной характеристикой этой области служит и число потребителей знаний. Но предложение и спрос здесь пока еще часто не совпадают. Забавно, но если бы Ньютон и Лейбниц разработали дифференциальное исчисление всего несколькими десятилетиями раньше, они остались бы непонятыми (их продукт оказался бы никому не нужным). Большинство открытий и изобретений в истории человечества так и исчезло, не найдя спроса.

       В экономике знаний нельзя, как на рынке, предложить часть знаний на пробу, чтобы потом продать всю партию. Рынок знаний держится на репутации, на доверии. Именно репутация в этой сфере стоит дороже всего, и, что  интересно, репутация РАН — одна из самых высоких в мире. Видимо, поэтому РАН решила создать в  стране сеть академических университетов. Первыми из них станут Новосибирский, университет на базе Московского  физико-технического института, а также  университет в Санкт-Петербурге на базе системы непрерывного образования, созданной там под руководством академика Ж.И. Алферова. 
Интересно, что в 1999 г. в США возникли 800 тыс. новых компаний, 700 тыс. из которых разорились, но оставшиеся 100 тыс. пытаются наладить выпуск высокотехнологичных продуктов. Уроком для России из победного шествия по миру экономики знаний служит и то, что большие компании для своего же блага должны плодить более мелкие.
 

Целью государственной  инновационной и в целом экономической  политики является построение современной  экономики, основанной на знаниях, способной  обеспечить высокое качество жизни  населения, его экономическую, политическую и социальную безопасность, развитие фундаментальной науки, образования, высокотехнологичного сектора как важнейших и системообразующих секторов экономики знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Чтобы Россия могла  сделать экономику конкурентоспособной, предстоит перестроить отсталую систему управления в ключевых отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, машиностроение во всем мире претерпевает глубокие изменения, связанные прежде всего с ускорением обновления продукции и соответствующей перестройкой информационных систем, обеспечивающих управление этим процессом. Речь прежде всего идет о технологиях, которые дают возможность кардинально сократить сроки создания и вывода на рынок новых изделий, а также значительно улучшить их логистику. Если машиностроительное предприятие не внедрило такого рода систему, оно не только неизбежно проигрывает по технико-экономическим показателям, но и оказывается неспособным разговаривать на одном языке с передовыми предприятиями-смежниками.

Решить эту  задачу можно лишь путем повышения  качества знаний, которые преподаются в высшей школе, убеждена ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доктор социологических наук С. Кирдина. При этом важно, чтобы молодые специалисты, получившие дипломы в российских вузах, оставались работать в своей стране. К сожалению, не будучи востребованными они часто устраиваются на работу не по специальности или уезжают за рубеж. В частности, Государственный университет – Высшая школа экономики фактически превратилась в механизм перетока кадров для зарубежья.

Информация о работе Тенденции и формирование экономики знаний