Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:46, курсовая работа
Инновационная деятельность – это деятельность предприятий, которая направлена на поиск новых идей, расширение ассортименты выпускаемой продукции, повышения ее качества, усовершенствования технологии производства.
Сама по себе инновационная деятельность включает в себя три этапа:
Определение проблем, существующих на предприятии.
Внедрение инновации, определение этапов инновационного процесса.
Организация инновационной деятельности.
Отправным моментом разработки инновационных стратегий является определение инновационных целей. Инновационные цели связаны желаемыми результатами обновления продуктов и процессов предприятия. Среди их характеризующих показателей можно выделить следующие:
- удельный вес новой продукции в общем ее объеме;
- удельный вес продукции на стадии вывода на рынок и роста;
- средний возраст
- удельный вес продукции
с высокими качественными
- средние сроки вывода новой продукции на рынок и др.
Из выше обозначенных целей вытекает ряд задач, которые следует решить для их достижения:
- обеспечение соответствия
структуры продукции по
- определение источников возникновения инноваций (собственные разработки или привлеченные со стороны);
- обеспечение рациональных пропорций между инновациями различных типов;
- парирование угроз
Первая задача нацелена на обеспечение своевременности появления нововведений на предприятии, замены устаревшей продукции, создание необходимых заделов НИОКР. Вторая – важно понять, какие разработки следует осуществлять собственными силами, а какие заимствовать извне. Третья задача более тонкая: поиск рационального соотношения между инновациями, различающимися по степени новизны и радикальности, достижение оптимального соответствия между инновациями-продуктами и инновациями-процессами, радикальными и адаптивными инновациями. Общий подход таков, что инновации различных типов должны дополнять друг друга.
Устойчивое функционирование предприятия зависит от того, насколько успешно оно сможет спрогнозировать угрозы технологического и функционального замещения.
Технологическое замещение приводит к тому, что отпадает необходимость производства продукции старым, существующим на предприятии способом, т.к. за его пределами изобретен новый, более эффективный способ и велика вероятность того, что он будет использован конкурентами.
Функциональное замещение – это появление нового продукта взамен старого, т.е. другого продукта, который будет выполнять функции существующего, но на более высоком уровне. Предприятие должно вовремя принять упреждающие меры, найти рациональное соотношение между адаптивными и стратегическими инновациями.
Факторами, определяющими характер инновационных стратегий предприятия, являются наукоемкость продукции, доля рынка, научно-технический потенциал, структура продукции по стадиям жизненного цикла и др. Ресурсы, которыми располагает орган инновационного управления: научные и инженерно-технические кадры, денежные средства, выделенные на цели научно-технического развития, производственные и научно-технические фонды.
Для формирования стратегий инновационной деятельности необходимо учитывать так называемые детерминанты развития.
Детерминанты – это факторы, определяющие направления развития предприятия, возможности и интенсивность обновления продукции и производственного аппарата. Объективно существуют общие и специфические, в данном случае инновационные, детерминанты.
Можно выделить следующие общие детерминанты: конкуренцию, потребителей, поставщиков, технологии, конкурентный потенциал организации, государственное регулирование, факторы макросреды. Поскольку инновационные стратегии определяются общими стратегиями деятельности предприятия, то указанные детерминанты должны учитываться и при формировании портфеля инновационных стратегий. Но с учетом особенностей последних необходимо выделить специфические инновационные детерминанты. Таковыми являются:
- научно-технический кадровый потенциал;
- состояние опытно-
- состояние нематериальных
активов и наличие заделов
в виде результатов уже
- структура выпускаемой
продукции с учетом долей
- наличие угроз
Под научно-техническим потенциалом понимаются возможности предприятия по разработке и адаптации инноваций-продуктов и процессов. Важнейшими характеристиками научно-технического потенциала являются уровни развития научно-технической составляющей кадрового потенциала предприятия, его опытно-экспериментальной базы, а также нематериальных активов в части результатов уже выполненных НИОКР, научно-технических патентов.
Научно-технический кадровый потенциал предприятия определяет возможности его инновационного развития за счет соответствующих трудовых ресурсов. Эта составляющая научно-технического потенциала – научно-технические и инженерные кадры предприятия. Организационно научно-технические и инженерные кадры могут быть объединены в обособленном научно-техническом центре или быть рассредоточенными по производственным подразделениям либо организовываться в смешанном варианте. Конкретная форма организации НИОКР зависит от производственных и технологических особенностей предприятия. Главное, что следует учитывать, это численность и качественный состав научно-технических кадров, конструкторов и технологов, работающих на предприятии.
Следующая составляющая – опытно-экспериментальные мощности предприятия. Этот фактор имеет большое значение в машиностроении, в особенности в электромашиностроении, автомобилестроении, станкостроении и других отраслях. Наличие таких мощностей во многом определяет сроки разработки новых продуктов и процессов.
Далее следует отметить нематериальные активы – наличие законченных НИОКР, патентов и лицензий, составляющих основу технологических нововведений – процессов и продуктов. Для того чтобы реализовывать в предстоящие годы определенную инновационную стратегию, нужно иметь соответствующий научно-технический задел по потенциальным инновациям.
Это могут быть собственные разработки или лицензии и патенты, приобретенные на стороне.
Структура продукции по рыночной доле и росту рынка традиционно определяется матрицей Бостонской консалтинговой группы. Непосредственно для целей выработки инновационных стратегий данная матрица, однако, не может быть использована. Это связано с тем, что деление продукции на четыре известные группы («звезды», «вопросительные знаки», «денежные коровы» и «собаки») не учитывает инновационного потенциала этих видов продукции. Для разработки инновационных стратегий продукцию предприятия следует рассматривать по следующим параметрам:
- темпы роста отраслей, к которым относятся те или иные виды продукции;
- стадии жизненного цикла:
- рыночная доля.
Продукция отраслей с высокими темпами роста обладает повышенным инновационным потенциалом. Вложение средств в ее развитие и развитие технологий производства будет наиболее эффективным, а главное – необходимым. Это связано с тем, что поддержание высоких темпов требует соответствующих качественных характеристик продукта и уровня технологии, а значит, высокой интенсивности продуктовых и процессных инноваций.
. В науке существуют следующие стратегии предприятия в области инноваций (табл. 2):
Таблица 2
Стратегии инновации предприятий
Наименование стратегии |
Содержание стратегии |
Лицензионная стратегия. |
Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. При этом предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами. |
Стратегия параллельной разработки |
Предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс с целью их форсированного опытного освоения и проведения с учетом такого освоения собственных разработок и дальнейшего производства технологии уже по результатам собственных разработок. |
Стратегия исследовательского лидерства |
Нацелена на достижение долговременного нахождения предприятия на передовых позициях в области НИОКР в определенных направлениях. |
Стратегия опережающей наукоемкости. |
Эта стратегия может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы на рынке, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, в периоды, когда важно опередить другие предприятия в снижении цен и издержек. |
Стратегия следования жизненному циклу. |
Применение такой стратегии позволит постоянно иметь заделы результатов НИОКР, предназначенные для замещения выбывающих продуктов и процессов. |
Стратегия поддержки продуктового ряда |
Ее смысл заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению. |
Стратегия ретронововведений |
Применима к устаревшим, но еще пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям. |
Стратегия сохранения технологических позиций |
Может быть использована предприятиями, которые занимают сильные конкурентные позиции, но в силу определенных причин на некоторых этапах развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не могут вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции. |
Стратегии продуктовой и процессной имитации |
Такая стратегия может быть эффективной в тех случаях, когда предприятие сильно отстает от конкурентов по своему научно-техническому потенциалу или входит в новую для себя сферу бизнеса. |
Стратегия стадийного преодоления |
Предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие. |
Стратегия технологической связанности |
Предприятие осуществляет технологически связанные инновации. |
Стратегия технологического трансферта |
Реализуется головными предприятиями вертикально-интегрированных структур. |
Стратегия следования за рынком |
Нацеливает предприятия на выпуск продукции наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент |
Стратегия вертикального заимствования. |
Малые предприятия в составе крупных вертикально-интегрированных структур вынуждены принимать и заимствовать технологии у предприятий-лидеров данных структур. |
Стратегия радикального опережения |
Выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым продуктом (или производить его новым способом). |
Стратегия выжидания лидера |
Принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. |
Если говорить о стадиях жизненного цикла, то продукция, находящаяся на стадии вывода на рынок и роста, является наиболее перспективной. Инновации, связанные с развитием этой продукции, позволят обеспечить наращивание доли присутствия компании на рынке.
ООО «Абсолють» (далее Общество) создано в 2008 году в сответствии с действующим законодательством РФ с основной целью - получить прибыль от его предпринимательской деятельности.
Полное наименование организации: Общество с ограниченнйо ответственностью «Абсолють».
Место нахождения: Астраханская область,
г. Астрахань,
ул. 4-я Черниговская, д. 4.
Общество является юридическим лицо и создано без ограничения срока действия. Общество имеет обособленное имущество в собственности, которое учитывается на его самостоятельном балансе.
Как, уже было сказано, Общество действует на коммерческой основе с целью получения прибыли от своей деятельности. Уставный капитал Общества составляет - 40 000 руб. Это вклад единственного учредителя, который является физическим лицом.
Единоличный исполнительный орган в лице генерального директора Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, исполнение решений учредителя.
Основные виды деятельности:
- содержание и уборка мест
общего пользования в
- содержание и ремонту
- содержание и ремонт
- подготовка многоквартирных
- проведение технических
- аварийное обслуживание;
- производство общестроительных работ;
- производство отделочных работ;
- работы по покрытию полов и облицовке стен;
- другие виды работ, не запрещенные законодательством РФ.
На рынке Основным рынком сбыта, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Абсолють» являются Товарищество собственников жилья, Управляющие компании, предприятия и учреждении, лица. Ведущие деятельность без образования юридического лица, находящиеся не только в г. Нариманов, но и за его пределами.
Информация о работе Особенности и тенденции инновационной экономики