Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение рыночной стоимости гудвилла. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
– дать определение нематериальных активов;
– раскрыть содержание гудвилла как экономической категории на основе анализа природы его возникновения и форм проявления в воспроизводственном процессе;
– составить многоаспектную классификацию гудвилла как теоретическую основу совершенствования системы управления стоимостью предприятия;
– изучить особенности доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке нематериальных активов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ ГУДВИЛЛА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА

6
1.1. Понятие и классификация нематериальных активов.
6
1.2 Различные подходы к трактовке понятия «гудвилл»
12
1.3 Классификация гудвилла как экономической категории
16
2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА

20
2.1 Доходный подход к оценке нематериальных активов
20
2.2. Затратный подход к оценке нематериальных активов
24
2.3 Сравнительный подход к оценке нематериальных активов
28
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ»

31
3.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжский Пекарь»
31
3.2 Оценка рыночной стоимости гудвилла с помощью показателя деловой активности и методом избыточной прибыли

35
3.2.1 Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности
35
3.2.2 Расчет стоимости гудвилла методом избыточной прибыли
38
3.3 Согласование полученных результатов
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
44

Файлы: 1 файл

гудвил.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

 

 

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ  РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА  НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО  «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ»

3.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжский Пекарь»



Учредительным документом ОАО "Волжский Пекарь" является Устав.

 Устав ОАО «Волжский Пекарь» представляет собой рассмотрение следующих пунктов.

  1. Наименование и местонахождение общества
  2. Учредители организации
  3. Юридический статус общества
  4. Цель и предмет деятельности общества
  5. Уставный капитал

 Рассмотрим некоторые статьи, необходимые для полного понимания хозяйственной деятельности ОАО «Волжский Пекарь».

1. Наименование и местонахождение общества

 Полное фирменное наименование общества - Открытое акционерное общество “Волжский пекарь”.

 Местонахождение общества: 170034, Российская Федерация, г. Тверь, улица Дарвина, д. 5.

  1. Юридический статус общества

 Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские и в том числе валютные счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

Общество так же имеет круглые печати, содержащие полное фирменное название общества, указание на местонахождение общества:

– “Для документов”;

– “Отдел кадров”; 

– “Общий отдел”;

– “Для накладных”;

– три печати “Для складских документов”.

 Общество имеет зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

 Общество может участвовать и создавать на территории Российской Федерации и за ее пределами коммерческие организации.

  1. Цели и предмет деятельности Общества

Основной Целью деятельности общества является извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

– производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного срока хранения;

– производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения;

– оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;

– оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями;

– розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями;

– деятельность ресторанов и кафе;

– деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

– сдача в наем собственного недвижимого имущества;

– деятельность автомобильного грузового транспорта;

– производство общестроительных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 3.1 - Актив баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь» 

 

 

 

 АКТИВ

 

Код строки

 

На начало отчетного года

 

На конец отчетного периода

1

2

3

4

 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     

 Нематериальные активы

110

229

222

 Основные средства

120

392 566

635 202

 Незавершенное строительство

130

180 406

48 748

 Доходные вложения в матер.ценности

135

   

 Долгосрочные финансовые вложения

140

2

2

 Отложенные налоговые активы

145

228

228

 Прочие внеоборотные активы

150

   

 ИТОГО по разделу I

190

573 431

684 402

 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     

 Запасы

210

65 007

85 255

 Сырье, материалы и другие ценности

211

51 247

72 847

 Животные на выращивании и откорме

212

   

 Затраты в незавершенном производства

213

   

 Готовая продукция и товары

214

   

 Товары отгруженные

215

   

 Расходы будущих периодов

216

3 780

4 152

 Прочие запасы и затраты

217

   

 НДС по приобретенным ценностям

220

671

112

Дебиторская задолженность

230

 

10 809

 покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231

 

10 809

 Дебиторская задолженность

240

234 372

285 625

 Покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

191 565

256 268

 Краткосрочные финансовые вложения

250

   

 Денежные средства

260

7 091

10 083

 Прочие оборотные активы

270

   

 ИТОГО по разделу II

290

307 141

392 884

 БАЛАНС

300

880 572

1 077 286


 

 Таблица 3.2 – Пассив баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь»

 

 

 ПАССИВ

 

 Код строки

 

 На начало отчетного года

 

 На конец отчетного 

периода

1

2

3

4

 III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

     

 Уставный капитал

410

16

16

 Собственные акции

411

   

 Добавочный капитал

420

26 855

26 855

 Резервный капитал

430

4

4

 Резервы, собственные

431

4

4

 Резервы, образованные учредителями

432

   

 Нераспределенная прибыль

470

373 428

497 756

 ИТОГО по разделу III

490

400 303

524 631

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

     

 Займы и кредиты

510

96 656

63 058

 Отложенные налоговые обязательства

515

2 122

2 122

 Прочие долгосрочные обязательства

520

   

 ИТОГО по разделу IV

590

98 778

65 180

 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

     

 Займы и кредиты

610

75 333

140 000

 Кредиторская задолженность

620

306 158

347 475

 поставщики и подрядчики

621

268 252

284 859

 задолженность перед персоналом организации

622

23 063

22 671

 задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

6 013

6 888

 задолженность по налогам и сборам

624

6 543

25 968

 прочие кредиторы

625

2 287

7 089

 Задолженность перед учредителями

630

   

 Доходы будущих периодов

640

   

 Резервы предстоящих расходов

650

   

 Прочие краткосрочные обязательства

660

   

 ИТОГО по разделу V

690

381 491

487 475

 БАЛАНС

700

880 572

1 077 286


 

 

3.2 Оценка рыночной стоимости гудвилла с помощью показателя деловой активности и методом избыточной прибыли

3.2.1 Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности

 

 

Данный метод относится к прямым методам определения стоимости гудвилла. Прямой метод используется для оценки гудвилла как отдельного объекта оценки и независимого от оценки другого имущества.

Метод оценки гудвилла с помощью показателя деловой активности предполагает использование мультипликативной модели, в которой определена зависимость данного элемента стоимости бизнеса от некоторого показателя деловой активности. Коэффициент зависимости – мультипликатор определяется на основе статистических показателей развития отрасли и экономики в целом. Уточнение значения мультипликатора осуществляется, исходя из специфики и особенностей бизнеса.

Несмотря на простоту алгоритма определения стоимости гудвилла, метод носит субъективный характер и требует участие независимых экспертов-оценщиков для обоснования значения мультипликатора в каждом конкретном случае ввиду того, что при прочих равных условиях допускается применение любого значения мультипликатора, соответствующего установленным пределам значений, что может существенным образом повлиять на итоговую стоимость объекта оценки – гудвилла. Помимо этого, соответствие пределов значений мультипликатора экономическим реалиям, прежде всего в экономиках, для которых характерна высокая лабильность, вызывает сомнение и требует проведение непосредственного анализа макроэкономических показателей.

На практике данный метод чаще всего используется для оценки некрупных коммерческих предприятий, где гудвилл отождествляется с деловыми активами и способностью предприятия продать товар, то есть «сделать объем продаж».

В отечественной финансовой науке данный метод известен в качестве статистического метода. Главная его трудность заключается в расчете коэффициентов-мультипликаторов на основе различных статистических данных по отраслям экономики. Недостатком данного метода является вероятностный характер отнесения утвержденных расчетных коэффициентов к конкретному бизнесу.

Данный метод оценки гудвилла кажется нам наиболее удобным для целей финансового управления, так как мультипликатор можно представить как функцию от нескольких переменных:

 – x1, x2, x3, …, xn – элементы гудвилла, определяемые через факторы, влияющие на стоимость гудвилла. 

Важным показателем выступает объем продажи (СА) (чаще всего средний объем продаж за последние три года), скорректированный на множитель k (GW = k CA / 100%). Этот метод чаще всего используется для оценки стоимости коммерческих организаций, где гудвилл рассматривается главным образом в качестве показателя, характеризующего способность достичь определенного объема продаж или заказов. Показатель k был подсчитан на основе ряда выборочных исследований и оценочной шкалы налоговых органов (таблица 3.3). 

 
 Таблица 3.3 - Некоторые значения статистического показателя k [11, C. 107]

Вид коммерческой деятельности

 Шкала (в зависимости от объема

продаж или прибыли)

Туристическое агентство 

95-100% годового объема продаж

Агентство недвижимости

1,5%ежегодной средней чистой прибыли

Торговля антиквариатом

45-160% годового объема продаж

Булочная

70-80% годового объема продаж

Комиссионный магазин 

45-80% годового объема продаж

Торговля канцтоварами

15-25% годового объема продаж

Строительные организации

65-75% годового объема продаж

Парикмахерская

75-115% годового объема продаж

Торговля игрушками 

45-65% годового объема продаж

Книгоиздание

50-80% годового объема продаж

Ателье

40-65% годового объема продаж

Ресторан

60-120% годового объема продаж

Супермаркет

15-20% годового объема продаж


 

  

Главное преимущество этого метода - его простота. Но оценка деловых активов, исходящая только из объема продаж, может быть произведена с существенной погрешностью, поэтому часто для оценки необходимо учитывать финансовые результаты.

Информация о работе Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»