Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение рыночной стоимости гудвилла. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
– дать определение нематериальных активов;
– раскрыть содержание гудвилла как экономической категории на основе анализа природы его возникновения и форм проявления в воспроизводственном процессе;
– составить многоаспектную классификацию гудвилла как теоретическую основу совершенствования системы управления стоимостью предприятия;
– изучить особенности доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке нематериальных активов;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ ГУДВИЛЛА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА
6
1.1. Понятие и классификация нематериальных активов.
6
1.2 Различные подходы к трактовке понятия «гудвилл»
12
1.3 Классификация гудвилла как экономической категории
16
2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА
20
2.1 Доходный подход к оценке нематериальных активов
20
2.2. Затратный подход к оценке нематериальных активов
24
2.3 Сравнительный подход к оценке нематериальных активов
28
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ»
31
3.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжский Пекарь»
31
3.2 Оценка рыночной стоимости гудвилла с помощью показателя деловой активности и методом избыточной прибыли
35
3.2.1 Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности
35
3.2.2 Расчет стоимости гудвилла методом избыточной прибыли
38
3.3 Согласование полученных результатов
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
44
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ» |
3.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжский Пекарь» |
Учредительным документом ОАО "Волжский Пекарь" является Устав.
Устав ОАО «Волжский Пекарь» представляет собой рассмотрение следующих пунктов.
Рассмотрим некоторые статьи, необходимые
для полного понимания
1. Наименование и местонахождение общества
Полное фирменное наименование общества - Открытое акционерное общество “Волжский пекарь”.
Местонахождение общества: 170034, Российская Федерация, г. Тверь, улица Дарвина, д. 5.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские и в том числе валютные счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Общество так же имеет круглые печати, содержащие полное фирменное название общества, указание на местонахождение общества:
– “Для документов”;
– “Отдел кадров”;
– “Общий отдел”;
– “Для накладных”;
– три печати “Для складских
Общество имеет зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.
Общество может участвовать и создавать на территории Российской Федерации и за ее пределами коммерческие организации.
Основной Целью деятельности общества является извлечение прибыли.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
– производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного срока хранения;
– производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения;
– оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;
– оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями;
– розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями;
– деятельность ресторанов и кафе;
– деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;
– сдача в наем собственного недвижимого имущества;
– деятельность автомобильного грузового транспорта;
– производство общестроительных работ.
Таблица 3.1 - Актив баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь»
АКТИВ |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Нематериальные активы |
110 |
229 |
222 |
Основные средства |
120 |
392 566 |
635 202 |
Незавершенное строительство |
130 |
180 406 |
48 748 |
Доходные вложения в матер.ценности |
135 |
||
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
2 |
2 |
Отложенные налоговые активы |
145 |
228 |
228 |
Прочие внеоборотные активы |
150 |
||
ИТОГО по разделу I |
190 |
573 431 |
684 402 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Запасы |
210 |
65 007 |
85 255 |
Сырье, материалы и другие ценности |
211 |
51 247 |
72 847 |
Животные на выращивании и откорме |
212 |
||
Затраты в незавершенном производства |
213 |
||
Готовая продукция и товары |
214 |
||
Товары отгруженные |
215 |
||
Расходы будущих периодов |
216 |
3 780 |
4 152 |
Прочие запасы и затраты |
217 |
||
НДС по приобретенным ценностям |
220 |
671 |
112 |
Дебиторская задолженность |
230 |
10 809 | |
покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
231 |
10 809 | |
Дебиторская задолженность |
240 |
234 372 |
285 625 |
Покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
241 |
191 565 |
256 268 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
||
Денежные средства |
260 |
7 091 |
10 083 |
Прочие оборотные активы |
270 |
||
ИТОГО по разделу II |
290 |
307 141 |
392 884 |
БАЛАНС |
300 |
880 572 |
1 077 286 |
Таблица 3.2 – Пассив баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь»
ПАССИВ |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||
Уставный капитал |
410 |
16 |
16 |
Собственные акции |
411 |
||
Добавочный капитал |
420 |
26 855 |
26 855 |
Резервный капитал |
430 |
4 |
4 |
Резервы, собственные |
431 |
4 |
4 |
Резервы, образованные учредителями |
432 |
||
Нераспределенная прибыль |
470 |
373 428 |
497 756 |
ИТОГО по разделу III |
490 |
400 303 |
524 631 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Займы и кредиты |
510 |
96 656 |
63 058 |
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
2 122 |
2 122 |
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
||
ИТОГО по разделу IV |
590 |
98 778 |
65 180 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Займы и кредиты |
610 |
75 333 |
140 000 |
Кредиторская задолженность |
620 |
306 158 |
347 475 |
поставщики и подрядчики |
621 |
268 252 |
284 859 |
задолженность перед персоналом организации |
622 |
23 063 |
22 671 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
6 013 |
6 888 |
задолженность по налогам и сборам |
624 |
6 543 |
25 968 |
прочие кредиторы |
625 |
2 287 |
7 089 |
Задолженность перед учредителями |
630 |
||
Доходы будущих периодов |
640 |
||
Резервы предстоящих расходов |
650 |
||
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
||
ИТОГО по разделу V |
690 |
381 491 |
487 475 |
БАЛАНС |
700 |
880 572 |
1 077 286 |
Данный метод относится к
Метод оценки гудвилла с помощью показателя деловой активности предполагает использование мультипликативной модели, в которой определена зависимость данного элемента стоимости бизнеса от некоторого показателя деловой активности. Коэффициент зависимости – мультипликатор определяется на основе статистических показателей развития отрасли и экономики в целом. Уточнение значения мультипликатора осуществляется, исходя из специфики и особенностей бизнеса.
Несмотря на простоту алгоритма определения
стоимости гудвилла, метод носит субъективный
характер и требует участие независимых экспертов-
На практике данный метод чаще всего используется для оценки некрупных коммерческих предприятий, где гудвилл отождествляется с деловыми активами и способностью предприятия продать товар, то есть «сделать объем продаж».
В отечественной финансовой науке данный метод известен в качестве статистического метода. Главная его трудность заключается в расчете коэффициентов-мультипликаторов на основе различных статистических данных по отраслям экономики. Недостатком данного метода является вероятностный характер отнесения утвержденных расчетных коэффициентов к конкретному бизнесу.
Данный метод оценки гудвилла кажется нам наиболее удобным для целей финансового управления, так как мультипликатор можно представить как функцию от нескольких переменных:
– x1, x2, x3, …, xn – элементы гудвилла, определяемые через факторы, влияющие на стоимость гудвилла.
Важным показателем выступает объем продажи (СА) (чаще всего средний объем продаж за последние три года), скорректированный на множитель k (GW = k CA / 100%). Этот метод чаще всего используется для оценки стоимости коммерческих организаций, где гудвилл рассматривается главным образом в качестве показателя, характеризующего способность достичь определенного объема продаж или заказов. Показатель k был подсчитан на основе ряда выборочных исследований и оценочной шкалы налоговых органов (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Некоторые значения статистического
показателя k [11, C. 107]
Вид коммерческой деятельности |
Шкала (в зависимости от объема продаж или прибыли) |
Туристическое агентство |
95-100% годового объема продаж |
Агентство недвижимости |
1,5%ежегодной средней чистой |
Торговля антиквариатом |
45-160% годового объема продаж |
Булочная |
70-80% годового объема продаж |
Комиссионный магазин |
45-80% годового объема продаж |
Торговля канцтоварами |
15-25% годового объема продаж |
Строительные организации |
65-75% годового объема продаж |
Парикмахерская |
75-115% годового объема продаж |
Торговля игрушками |
45-65% годового объема продаж |
Книгоиздание |
50-80% годового объема продаж |
Ателье |
40-65% годового объема продаж |
Ресторан |
60-120% годового объема продаж |
Супермаркет |
15-20% годового объема продаж |
Главное преимущество этого метода - его простота. Но оценка деловых активов, исходящая только из объема продаж, может быть произведена с существенной погрешностью, поэтому часто для оценки необходимо учитывать финансовые результаты.
Информация о работе Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»