Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение рыночной стоимости гудвилла. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
– дать определение нематериальных активов;
– раскрыть содержание гудвилла как экономической категории на основе анализа природы его возникновения и форм проявления в воспроизводственном процессе;
– составить многоаспектную классификацию гудвилла как теоретическую основу совершенствования системы управления стоимостью предприятия;
– изучить особенности доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке нематериальных активов;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ ГУДВИЛЛА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА
6
1.1. Понятие и классификация нематериальных активов.
6
1.2 Различные подходы к трактовке понятия «гудвилл»
12
1.3 Классификация гудвилла как экономической категории
16
2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА
20
2.1 Доходный подход к оценке нематериальных активов
20
2.2. Затратный подход к оценке нематериальных активов
24
2.3 Сравнительный подход к оценке нематериальных активов
28
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ»
31
3.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжский Пекарь»
31
3.2 Оценка рыночной стоимости гудвилла с помощью показателя деловой активности и методом избыточной прибыли
35
3.2.1 Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности
35
3.2.2 Расчет стоимости гудвилла методом избыточной прибыли
38
3.3 Согласование полученных результатов
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
44
Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составляющих частей. Отличительные признаки полезной модели – новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет.
Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном указанным Законом. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. [4, С.509]
Географическим указанием
Понятие «географическое указание» включает понятия:
– «наименование места происхождения товара» - название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов;
– «указание происхождения товара» - обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара.
Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица [5, С.37]. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует во время его существования. Наименования некоммерческих организации, унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны включать и характер деятельности юридического лица. Кроме того, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, должна иметь фирменное наименование, на которое с момента регистрации в установленном порядке она приобретает исключительное право использования. Лица, использующие фирменное наименование без согласия его владельца, обязаны прекратить использование по требованию обладателя права на данное наименование и возместить причиненные убытки.
Правовой формой использования товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования является лицензионный договор.
Ноу-хау – информация технического, организационного, служебного характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицом. К этой информации нет свободного доступа на законном основании; и обладатель информации принимает меры к охране ее конфедициальности. В отличие от других объектов промышленной собственности ноу-хау не подлежит регистрации, а охраняется путем запрета на ее разглашение для лиц, имеющих доступ к этой информации.
По договору о передачи ноу-хау передается
само ноу-хау, а не право пользования им.
Обязательными элементами договора о передаче
ноу-хау является описание всех признаков передаваемого
1.2 Различные подходы к трактовке понятия «гудвилл»
В отечественной финансовой науке и теории бухгалтерского учета категория «деловая репутация организации» признается синонимичной категории «гудвилл». Н.А. Абдулаева и Н.А. Колайко, Я.В. Соколов и М.Л. Пятов, С.В. Валдайцев, И.А. Бланк считают некорректным русский перевод английского термина «goodwill» и предлагают деловую репутацию организации признавать в качестве отдельного элемента гудвилла предприятия (компании). Таким образом, необходимо четко разграничивать деловую репутацию организации, принимаемую в качестве элемента стоимости действующей компании для целей оценки бизнеса, финансового управления и бухгалтерского учета, от термина «деловая репутация», являющегося категорией психологии и отражающего образ восприятия субъекта, формирующийся у его контрагентов, что есть психологический акт, не имеющий стоимостного выражения.
Рынок капиталов признает реальное существование
гудвилла компаний. Так, С. Полозков, Т.
Семенов указывают, что «…в начале 1980-х
гг. различные критерии стали показывать
возрастающий отрыв рыночной капитализации
некоторых фирм от стоимости реальных
активов – зданий, сооружений, оборудования,
запасов»[6,С.368], при этом указанный рост
по объективным причинам не может быть
связан только со спекулятивным разогревом
рынка ценных бумаг. Среди крупнейших
компаний мира по величине рыночной капитализации
выделяются Microsoft Corp., Intel Corp., Vodafone Group Plc,
Johnson & Johnson Inc., CiANCo Systems Inc., Procter & Gamble
Co., Coca-Cola Co., GlaxoSmithKline Plc – компании, для
которых характерно существенное превышение
показателя рыночной капитализации над
стоимостью их чистых активов и высокая
стоимость используемых ими идентифицируемых
нематериальных активов. По этой причине
стоимость бизнеса, отражающая рыночную
конъюнктуру, организационно-правовую
форму бизнеса и ожидания инвесторов о
функционировании бизнеса в будущем, должна
быть увеличена на стоимость созданного
гудвилла. Англо-русский экономический
– условная стоимость деловых связей (фирмы), «цена» накопленных нематериальных активов фирмы, денежная оценка неосязаемого капитала (престиж торговых марок, опыт деловых связей, устойчивая клиентура);
– денежная оценка
– неосязаемый основной капитал (разность между ценой предприятия в целом и ценой его реального основного капитала);
– доброжелательность, благорасположение (клиентуры).
В соответствии со стандартом BSV-I1 принятом в 1988 году и дополненном в 1991 году Американским Обществом Оценщиков (American Society of Appraisers, ASA) гудвилл определяется как «доброе имя» фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т.д. Эти факторы отдельно не выделяются и не учитываются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.
Широкое распространение в англо-
Принимая во внимание усилившиеся на современном этапе тенденции в рассмотрении актива в качестве ресурса, используемого в финансово-хозяйственной деятельности компании и обязательно контролируемого ею, традиционное определение гудвилла как актива кажется необоснованным, так как контроль компании над своими преимуществами, складывающимися в результате индивидуального характера специфического по своей природе труда менеджмента, носит условный характер и не может быть реализован в полной степени на данном этапе развития человеческой цивилизации. Таким образом, гудвилл не является активом компании, а, следовательно, право собственности, с юридической точки зрения, у компании на созданный гудвилл не существует, и компания не может реализовывать право собственности через присущие данному институту атрибуты, в том числе распоряжаться и отчуждать гудвилл в пользу третьих лиц по собственному усмотрению, что подчеркивает экономическую сущность категории «гудвилл».
Ф. Пикслей отмечал наличие
Так, созданный предприятием гудвилл характеризует его потенциальные возможности в получении сверхприбылей, однако по «…чисто техническим причинам объектом отражения в бухгалтерском учете может быть только приобретенный гудвилл, то есть гудвилл, возникающий при купле-продаже собственно предприятия или его акций, гудвилл, за который заплачены или должны быть заплачены деньги» [7, С.352].
В отечественной финансовом менеджменте двойственная природа гудвилла обозначается, но не рассматривается в качестве одной из основных характеристик данного феномена, в результате чего искажаются представления о влиянии гудвилла на систему финансов предприятия и изменение его стоимости.
Так, В.В. Ковалев определяет гудвилл в качестве «…условной стоимостной оценки «ценности» предприятия, представляющей собой разность между стоимостной оценкой предприятия как единого целого и суммарной рыночной стоимостью всех его активов, рассматриваемых изолированно; гудвилл зависит от временного и конъюнктурных параметров, выявляется лишь в процессе сделки по купле-продаже предприятия…» [3, С.240].
В качестве гудвилла организации Н. А. Абдулаева, Н.А. Колайко предлагают принимать «…часть нематериальных активов предприятия, определяемую деловыми связями, известностью фирменного наименования, торговой марки и других элементов…» [6, С.368]. Аналогичной позиции придерживаются А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, С.А. Ленская, в соответствии с мнением которых, «…гудвилл – часть нематериальных активов предприятия, определяемая доброй репутацией, деловыми связями, известностью фирменного наименования, фирменной марки. Гудвилл возникает, когда предприятие получает стабильные высокие прибыли, превышающие средний уровень в данной отрасли…» [7, С.45].
На практике осуществлению сделки по продаже и приобретению целевой компании предшествует оценка компании с целью определения наиболее вероятной цены сделки, так как каждая из сторон имеет собственные представления о возможных в будущем прибылях целевой компании в условиях функционирования холдинга или в качестве независимого субъекта экономических отношений, а также об осуществленных при формирование компании затрат, организационных и трансакционных издержках.
Таким образом, актуальность исследований влияния гудвилла на стоимость действующего предприятия определяется степенью интенсивности возникновения ситуаций, в которых необходимо оценить суммарное проявление свойственных фирме индивидуальных и нематериальных по своей природе преимуществ. В ряде случаев оценка бизнеса осуществляется по другим причинам, отличным от реализации на практике операции по объединению компаний, например, с целью получения кредита. Принимая во внимание усиление тенденций объединения компаний, характерное для мировой и российской экономики, а также ограничения по использованию метода слияния интересов для объединения предприятий, исследования по оценки бизнеса, а также изучение гудвилла как относительно новой финансовой категории, актуальны и необходимы.
Рассматривая категорию «гудвилл», с одной стороны сталкиваемся, с приобретенным (бухгалтерским) гудвиллом, который по существу является активом и возникает только при купле-продаже предприятий, а, с другой стороны, с созданным (наработанным) гудвиллом, характеризующим возможности развития функционирующего предприятия и его будущие экстраординарные доходы. Несмотря на существенные различия между ними, они выступают в качестве составляющих одного и того же явления – наличия индивидуальных нематериальных преимуществ у некоторой компании, при этом бухгалтерский гудвилл есть следствие созданного гудвилла и отражает ожидания участников операции по приобретению данной компании о стоимости ее созданного гудвилла с учетом изменения внешних и внутренних факторов с течением време. Исходя из этого, гудвилл предприятия должен быть, определен как совокупность неотделимых нематериальных преимуществ данного предприятия, способных приносить ему экстраординарные прибыли и выступающих в качестве ресурсов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности, но контроль над использованием которых носит условный характер. При осуществлении операции по приобретению предприятия отклонение цены сделки от стоимости чистых активов, возникающее вследствие возмещения стоимости созданного гудвилла прежним владельцам, признается приобретенным гудвиллом и отражается в финансовой отчетности предприятия в качестве нематериального актива.
Таким образом, стоимость гудвилла выступает в качестве обоснованного и существенного элемента стоимости бизнеса, который необходимо учитывать при определении обоснованной стоимости бизнеса в ходе реализации сделки по его купле-продаже, расчете фундаментальной стоимости ценных бумаг (акций) целевой компании и прогнозировании динамики изменения их рыночной стоимости в долгосрочном периоде.
Информация о работе Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»