Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение рыночной стоимости гудвилла. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
– дать определение нематериальных активов;
– раскрыть содержание гудвилла как экономической категории на основе анализа природы его возникновения и форм проявления в воспроизводственном процессе;
– составить многоаспектную классификацию гудвилла как теоретическую основу совершенствования системы управления стоимостью предприятия;
– изучить особенности доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке нематериальных активов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ ГУДВИЛЛА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА

6
1.1. Понятие и классификация нематериальных активов.
6
1.2 Различные подходы к трактовке понятия «гудвилл»
12
1.3 Классификация гудвилла как экономической категории
16
2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА

20
2.1 Доходный подход к оценке нематериальных активов
20
2.2. Затратный подход к оценке нематериальных активов
24
2.3 Сравнительный подход к оценке нематериальных активов
28
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ»

31
3.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжский Пекарь»
31
3.2 Оценка рыночной стоимости гудвилла с помощью показателя деловой активности и методом избыточной прибыли

35
3.2.1 Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности
35
3.2.2 Расчет стоимости гудвилла методом избыточной прибыли
38
3.3 Согласование полученных результатов
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
44

Файлы: 1 файл

гудвил.doc

— 307.00 Кб (Скачать)
    1. Классификация гудвилла как экономической категории

 Классифицировать гудвилл по видам отношений, объектом которых выступает гудвилл:

– юридический гудвилл всегда есть преимущество, которое возникает только вследствие ведения бизнеса, а, значит, приобретение гудвилла на рынке невозможно также, как невозможно его отчуждение в пользу стороннего лица, и это преимущество на практике имеет конкретное стоимостное выражение, чем является экстраординарная прибыль;

– экономический гудвилл выступает в качестве объекта экономических отношений.

 Совокупность тех элементов  бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов  продолжить пользоваться услугами  данного предприятия или данного  лица и которые приносят фирме  прибыль сверх той, которая требуется для разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая доход на все прочие нематериальные активы, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены.

По возможности отчуждения гудвилла:

– гудвилл, не отделимый от компании, – это гудвилл компании, который остается неизменным после смены прежней команды административных менеджеров;

– гудвилл, не отделимый от индивидуума, представляет собой такой гудвилл, который приобретается компанией только за счет индивидуальных профессиональных и личностных характеристик административного менеджмента и теряется вместе с его сменой.

По степени воздействия на финансовый результат деятельности предприятия:

– положительный гудвилл, приносящий экстраординарные прибыли, полученные от его использования;

– отрицательный гудвилл (бэдвилл), влияние, которого на финансовый результат негативное, в результате чего стоимость предприятия как единого имущественного комплекса меньше соответствующей стоимости имущества предприятия, уменьшенной на величину его обязательств.

По формам проявления в воспроизводственном процессе:

– созданный гудвилл - это гудвилл, наработанный оцениваемым предприятием, не отражаемый в финансовой отчетности и приводящий к появлению экстраординарных прибылей;

– гудвилл бухгалтерский, приобретенный холдинговой компанией в момент осуществления операции по приобретению предприятия вместе с иными его активами.

По полноте отражения в финансовой отчетности:

– рыночный гудвилл, когда стоимость приобретения гудвилла определяется как разность между ценой сделки приобретения целевой компании и рыночной стоимостью ее скорректированных чистых активов;

– гудвилл нормативный, когда стоимость приобретения гудвилла должна определяться как разность между ценой сделки приобретения целевой компании и балансовой стоимостью ее скорректированных чистых активов или начальной стоимостью при продаже целевой компании на специализированном аукционе;

По степени контроля в ходе объединения предприятий:

– гудвилл частичный - возникает тогда, когда в результате объединения компаний методом покупки покупателем приобретается менее 100 % чистых скорректированных активов, в результате чего в консолидированной финансовой отчетности покупателя (холдинга) отражается не полная стоимость гудвилла приобретенной компании, данная ситуация характерна при приобретении целевой компании холдинговой компанией посредством ценных бумаг;

– гудвилл полный возникает в случае установлении полного контроля над всеми активами и обязательствами целевой компании.

По уровню проявления в экономической системе:

– гудвилл предприятия формируется создаваемыми самим предприятием нематериальными индивидуальными преимуществами и влияет на получение предприятием экстраординарных прибылей в рамках соответствующей отрасли национальной экономики.

Региональный гудвилл формируется внешними условиями, имеющими нематериальную природу, характерными для данного региона и влияет на получение предприятием экстраординарных прибылей в рамках национальной экономики, ввиду возникновения у предприятий региона, по сравнению с предприятиями иных регионов аналогичных отраслей, неотчуждаемых нематериальных преимуществ.

Гудвилл национальный обеспечивает формирование экстраординарных прибылей у предприятий национальной экономики, по сравнению с предприятиями аналогичных отраслей иностранных государств. Защита интересов национальных товаропроизводителей независимо от места их расположения есть реализация национального гудвилла [8, С.46-50].

 Гудвилл (англ. goodwill) – активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению: например, репутация, техническая компетенция, связи, маркетинговые приемы, влияние и др. 

Таким образом, актуальность исследований влияния гудвилла на стоимость действующего предприятия определяется степенью интенсивности возникновения ситуаций, в которых необходимо оценить суммарное проявление свойственных фирме индивидуальных и нематериальных по своей природе преимуществ. 
Гудвилл не является активом компании, а, следовательно, право собственности, с юридической точки зрения, у компании на созданный гудвилл не существует, и компания не может реализовывать право собственности через присущие данному институту атрибуты, в том числе распоряжаться и отчуждать гудвилл в пользу третьих лиц по собственному усмотрению, что подчеркивает экономическую сущность категории «гудвилл».  

Стоимость гудвилла выступает в качестве обоснованного и существенного элемента стоимости бизнеса, который необходимо учитывать при определении обоснованной стоимости бизнеса в ходе реализации сделки по его купле-продаже, расчете фундаментальной стоимости ценных бумаг (акций) целевой компании и прогнозировании динамики изменения их рыночной стоимости в долгосрочном периоде.

 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА

2.1 Доходный подход к оценке нематериальных активов

 Доходный подход заключается в преобразовании в текущую стоимость недвижимости ожидаемых выгод, которые может принести использование или будущая продажа объекта с учетом риска.

В рамках доходного подхода существуют многочисленные аналитические процедуры. Подобно этому в его рамках существуют многочисленные способы измерения величины экономического дохода, связанного с конкретным нематериальным активом.

 Метод избыточных прибылей используется для оценки гудвилла (деловой репутации). Задача оценщика – определить ось вокруг, которой колеблется цена предстоящей сделки. Оценка ведется по принципу «большого котла», т.е. все преимущества соединяются и усиливают друг друга.

 Основные этапы применения методов.

Этап 1. Определяется рыночная стоимость активов и собственного капитала.

Этап 2. Необходимо произвести нормализацию бухгалтерской формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» на предмет нетипичных доходов и расходов. Нормализация всегда проводится на доналоговой основе. В результате получаем нормализованную прибыль. С ней оценщик и работает.

Этап 3. Определяем ожидаемую прибыль, т.е. прибыль которую получило бы предприятие, если бы оно работало, так как в среднем работает предприятие данной отрасли. Для этого рыночную стоимость активов или собственного капитала умножаем на среднеотраслевую доходность на активы (или собственного капитала).

Этап 4. Определяется избыточная прибыль. Она составляет разницу между нормализованной чистой прибылью, получаемой предприятием и ожидаемой прибылью, определенной на предыдущем этапе. 

Этап 5. Определяется коэффициент капитализации. Существует два варианта:

 – для предприятий акции, которых котируются на рынке ценных бумаг;

 – для предприятий акции, которых не котируются на фондовом рынке.

Этап 6. Рассчитывается стоимость гудвилла путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации, определяем рыночную стоимость собственного капитала с учетом гудвилла. Определяется ожидаемая прибыль.

Pо =Vaкт*Paкт,         (2.1)

 где Po - ожидаемая прибыль;

 Vакт – рыночная стоимость всех активов;

 Pакт – величина активов.

G=P-Po,                     (2.2)

где Р – нормализованная прибыль предприятия;

 Po - ожидаемая прибыль предприятия.

G = V+G                     (2.3)

 Определяем рыночную стоимость оцениваемого объекта

VG = G/r,                     (2.4)

 где r- ставка капитализации

 Определение метода капитализации дохода (YCM) применительно к оценке нематериальных активов заключается в следующем: установление текущей стоимости изменчивого потока прогнозируемого экономического дохода за дискретный промежуток времени. 

 Основные применения методов следующие:

– ценка надлежащей меры экономического дохода, которая будет использована в последующем оценочном анализе, в методе капитализации дохода могут быть использованы многочисленные альтернативные меры экономического дохода;

– оценка последующего предполагаемого срока прогноза экономического дохода. Иначе говоря, этот шаг включает оценку ожидаемого последующего срока полезного использования оцениваемого нематериального актива, ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива становится дискретным промежутком времени, применительно к которому разрабатывается прогноз экономического дохода;

– составление дискретного прогноза экономического дохода, в рамках этого прогноза производится оценка конкретного потока экономического дохода за каждый конкретный временной промежуток прогнозного периода, выбранный временной промежуток может быть месячным, квартальным или годовым, однако, при этом чаще всего выбирается годовой промежуток времени;

– расчет соответствующей ставки дисконтирования (которая также называется ставкой капитализации дохода), используемой для приведения полученного прогнозного ряда показателей экономического дохода к текущей стоимости, выбранная ставка дисконтирования для приведения к текущей стоимости должна согласоваться ;

– с риском, сопряженным с реальным получением прогнозируемого уровня экономического дохода от оцениваемого нематериального актива; чем выше вероятность того, что оцениваемый нематериальный актив будет генерировать другой (т.е., более высокий или более низкий по сравнению с прогнозной характеристикой) уровень экономического дохода, тем выше должна быть ставка дисконтирования, используемая для приведения будущих (прогнозных) доходов к текущей стоимости;

– мерой экономического дохода, включенного в прогноз; например: доход до уплаты налогов требует применения ставки дисконтирования до уплаты налогов; мера дохода на ту компоненту нематериального актива, которая представляет собственный капитал, требует применения ставки дисконтирования, выведенной применительно к собственному капиталу, т.е. без учета заемного капитала и т.д.

– становление показателя стоимости оцениваемого нематериального актива, показатель стоимости устанавливается путем расчета текущей стоимости прогнозируемого потока экономического дохода за ожидаемый период получения экономического дохода с использованием выбранной ставки дисконтирования.

 Расчет стоимости ОИС методом освобождения от роялти производится в несколько этапов.

На первом этапе составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты по роялти (учитывается жизненный цикл продукции).

На втором - определяется ставка роялти. Данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти, напечатанных в специальной литературе.

На третьем - определяется экономический срок службы патента или лицензии. Юридический и экономический сроки службы могут не совпадать, поэтому следует составить реалистический прогноз относительно продолжительности платежа.

 На четвертом этапе рассчитываются ожидаемые выплаты по роялти путем расчета процентных отчислений от прогнозируемого объема продаж. 

На пятом - из ожидаемых выплат по роялти вычитаются все расходы, связанные с обеспечением патента или лицензии.

На шестом - рассчитываются дисконтированные потоки прибыли от выплат по роялти.

На седьмом - определяется сумма текущих стоимостей потоков прибыли от выплат по роялти.  

Метод применяется для оценки лицензии, товарного знака, патента и авторского права.

Основные  применения методов следующие:

– определяется период времени на протяжении, которого объект оценки будут приносить доход;

– прогнозируется денежный поток генерируемый объектом оценки;

– определяется ставка дисконтирования;

– определяется суммарная текущая стоимость будущих доходов;

– определяется денежный поток в прогнозный период. [9, С.352]

 

2.2. Затратный подход к оценке нематериальных активов

На основе затратного подхода определяют стоимость воспроизводства. При использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.

Информация о работе Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»