Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение рыночной стоимости гудвилла. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
– дать определение нематериальных активов;
– раскрыть содержание гудвилла как экономической категории на основе анализа природы его возникновения и форм проявления в воспроизводственном процессе;
– составить многоаспектную классификацию гудвилла как теоретическую основу совершенствования системы управления стоимостью предприятия;
– изучить особенности доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке нематериальных активов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ ГУДВИЛЛА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА

6
1.1. Понятие и классификация нематериальных активов.
6
1.2 Различные подходы к трактовке понятия «гудвилл»
12
1.3 Классификация гудвилла как экономической категории
16
2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА

20
2.1 Доходный подход к оценке нематериальных активов
20
2.2. Затратный подход к оценке нематериальных активов
24
2.3 Сравнительный подход к оценке нематериальных активов
28
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ»

31
3.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжский Пекарь»
31
3.2 Оценка рыночной стоимости гудвилла с помощью показателя деловой активности и методом избыточной прибыли

35
3.2.1 Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности
35
3.2.2 Расчет стоимости гудвилла методом избыточной прибыли
38
3.3 Согласование полученных результатов
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
44

Файлы: 1 файл

гудвил.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Чтобы рассчитать стоимость гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь» данным методом для начала необходимо рассчитать средний объем продаж предприятия по данным 2010, 2011 и 2012 гг. Данные берем из бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь» форма № 2 стр. 010. Объем продаж в 2010 году составлял 1751743 тыс. руб, в 2011 – 1825556 тыс. руб. и соответственно в 2012 году составил 2145739 тыс.руб.

Определяем средний объем продаж за 3 года:

СА=(1 751 743 +1 825 556+2 145 739)/3=1907679,3 тыс. руб.

Далее стоимость гудвилла рассчитывается как произведение среднего объёма продажи (CA) за два года на скорректированный множитель k (см. таблица 3). Для нашего случая скорректированный множитель находится в пределах 70-80%, так как предприятие ОАО «Волжский Пекарь» занимается булочным видом деятельности. Для точности расчета возьмем k=75%.

Стоимость гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь» с помощью показателей деловой активнасти равна GW = k CA / 100%

 GW = 75% 1907679, 3 / 100% = 1430759,5 тыс. руб. 

 

 3.2.2 Расчет стоимости гудвилла методом избыточной прибыли

Методика оценки гудвилла, предполагающая расчет избыточной прибыли, основывается на предположении, что если одно предприятие получает больший объем прибыли на единицу активов, чем аналогичное предприятие этой же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию приносит именно его гудвилл или деловая репутация.

В основу метода определения гудвилла методом избыточной прибыли была положена концепция, разработанная Налоговым Управлением США и введенная Министерством финансов США в 1920 году. Предполагалось, что активы всех компаний приносят одинаковую прибыль. Таким образом, определив нормативную прибыль на единицу активов нужно сопоставить ее с реальным коэффициентом прибыльности активов и определить объем неучтенных активов, то есть гудвилл.

В российской практике отсутствуют закрепленные коэффициенты прибыльности, что с одной стороны усложняет проведение оценки, а с другой в результате тщательного подбора предприятий аналогов, позволяет повысить достоверность оценки и избежать допусков, присущих широким обобщениям. Отбирая предприятия аналоги, с которыми может быть проведено сравнение доходности, нужно руководствоваться следующими критериями:

– предприятие производит аналогичную продукцию (работы, услуги);

– располагается в той же местности (область, район);

– обладает аналогичными производственными мощностями.

Для оценки гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь» методом избыточных прибылей необходимо рассчитать чистые активы этого предприятия.

Чистые активы предприятия находятся путем сложения внеоборотных и оборотных активов –684 402 тыс. руб. и 392 884 тыс. руб. соответственно (внеоборотные активы берем из формы № 1 стр. 190, оборотные активы – из формы 1 стр. 290 бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь» на 2012 год).

Таким образом, размер чистых активов ОАО «Волжский Пекарь» составляет 1077286 тыс. руб. по данным за 2012 года. Годовая чистая прибыль предприятия на 2012 год равна 124 328 тыс. руб. (форма № 2 стр. 190 бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь» на 2012 год).

Рассчитываем рентабельность чистых активов.

Рентабельность чистых активов = (Годовая чистая прибыль / Чистые активы) ?100%;

Годовую чистую прибыль и чистые активы берем из формы №2 стр. 190 и формы №1 стр. 700 бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Волжский Пекарь» на 2012 год,

Рентабельность чистых активов = 124328/1 077 286 *100%=11,5%

Согласно результатам проведенного анализа деятельности предприятий-аналогов было определено, что рентабельность их активов составляет в среднем 8,5%, то есть рентабельность активов ОАО «Волжский Пекарь» на 3% больше среднего показателя по аналогичным предприятиям.

Согласно методу оценки с позиции избыточной прибыли такое расхождение возникло из-за того, что не была учтена часть активов ОАО «Волжский Пекарь», а именно гудвилл.

Соответственно, для того чтобы получить прибыль в размере 124328 тыс. руб. при рентабельности активов 11,5%, предприятию необходимо располагать активами на сумму 1081113 тыс. руб. (124328*100%/ 11,5%).

Таким образом, стоимость гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь» составляет GW = 1081113 - 1077286= 3827тыс. руб.

 

    1. Согласование и обоснование полученных результатов

 Для получения более точного результата оценки гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь» необходимо согласовать результаты, полученные на основе использованных методов.

 Согласование – это процесс механического усреднения результатов, полученных с использованием разных методов. Это процесс логического рассуждения и принятия обоснованного решения. При этом необходимо определиться с ситуацией – выбрать, какой метод к оценке будет основополагающим, имеющим наибольший вес при вынесении конечного решения о стоимости оцениваемого гудвилла, а какие остальные методы потребуются для ориентирования и для помощи в логических рассуждениях.

 Исходя из того, что стоимость гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь» была рассчитана двумя способами – с помощью показателя деловой активности и методом избыточной прибыли – необходимо проанализировать результаты и найти их среднюю величину.

 Оценка гудвилла путем расчета избыточной прибыли основывается на предположении, что если одно предприятие получает больший объем прибыли на единицу активов, чем аналогичное предприятие этой же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию приносит именно его деловая репутация. Таким образом, определив нормативную прибыль на единицу активов, нужно сопоставить ее с реальным показателем прибыльности активов и рассчитать объем неучтенных активов, то есть гудвилл. Для предприятий с низким уровнем риска ставка дохода для материальных активов составляет 8%, для нематериальных — 15%; для предприятий с высоким уровнем риска — 10 и 20% соответственно. В российской практике подобного рода коэффициенты прибыльности законодательно не закреплены. С одной стороны, это усложняет проведение оценки, с другой — тщательный подбор предприятий-аналогов для сравнения доходности позволяет повысить достоверность оценки и избежать допусков, присущих широким обобщениям. Стоимость гудвилла этим методом равняется 3827 тыс. руб.  

Стоимость гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь», оцениваемая с помощью показателя деловой активности, равна 1430759,5 тыс. руб. При определении стоимости данным методом, главная проблема состоит в сложности получения внешних показателей, например коэффициента среднеотраслевой рентабельности. Поэтому выбор метода оценки гудвилла зависит в первую очередь от доступности информации, которая необходима компании для расчетов.

Как видим, результаты оценки не сильно отличаются друг от друга. Для наиболее точной стоимости необходимо найти среднее этих величин.

 = (3827+1430759,5)/2=717293,25 тыс. руб.

Таким образом, стоимость оценки гудвилла компании ОАО «Волжский Пекарь» составляет 717293,25 тыс. руб.  
  

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В глобальной экономике в условиях с жесточайшей конкуренцией одним из способов завоевать и удержать долю на рынке являются слияния и поглощения, снижающие за счет экономии на масштабах издержки производства. Слияния и поглощения промышленных предприятий в последние несколько лет стали одним из наиболее характерных путей развития российского бизнеса. В результате приобретения у головной организации в консолидированной финансовой отчетности возникает проблема оценки и отражения гудвилла.

Состояние рынка оценки гудвилла и использования ее результатов в настоящее время в России оставляет желать лучшего. Это связано с отсутствием достоверной информации о предприятиях, что затрудняет работу оценщиков (оценка на основании официальной бухгалтерской отчетности может быть в несколько раз ниже реальной стоимости). Кроме того, недостаток статистических данных о заключаемых сделках купли-продажи готового бизнеса не позволяет проводить качественный сравнительный анализ. Тем не менее ошибки, допущенные западными компаниями при определении гудвилла, свидетельствуют о необходимости совершенствования методов оценки и внедрении их в практику. Более широкому применению оценки гудвилла должна способствовать и все большая ориентация руководителей предприятий на увеличение стоимости своих компаний как на одну из основных стратегических целей.

Стоимость гудвилла выступает в качестве обоснованного и существенного элемента стоимости бизнеса, который необходимо учитывать при определении обоснованной стоимости бизнеса в ходе реализации сделки по его купле-продаже, расчете фундаментальной стоимости ценных бумаг (акций) целевой компании и прогнозировании динамики изменения их рыночной стоимости в долгосрочном периоде.

Таким образом, расчет стоимости нематериальных активов с помощью корреляционной модели возможен в том случае, когда имеется достаточно большое количество аналогичных объектов и можно путем статистической обработки информации построить корреляционную модель, описывающую зависимость вероятной цены объекта от 2-2 его основных параметров.  
В результате выполненной работы, были получены результаты оценки стоимости гудвилла предприятия ОАО «Волжский Пекарь». Гудвилл ОАО «Волжский Пекарь» равен 717293,25 тыс. руб. 

Таким образом, цель написания работы достигнута, задачи выполнены. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамов А. Коммерческие бумаги – новый финансовый инструмент на российском фондовом рынке / А. Абрамов // – 2010. – С.21.

2.Азгальдов Г.Г. «Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов»: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Г. Азгальдов, Н. Н. Карпова; Москва: Междунар. акад. оценки и консалтинга, 2009. – С.398.

3.Воронина Л.И. Учет нематериальных активов: Учебное пособие.- М.: Изд-во Эксмо, 2010.- 240 с.

4.Грязнова М.А.Оценка бизнеса: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой – М.: Финансы и статистика, 2009. – С.509 .

5.Елисеев В.М. Гудвилл: проблема оценки и отражения в отчетности / В.М. Елисеев // Вопросы оценки. – 2009. – С.25-37.

6.Козырев А.Н. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / А.Н. Козырев, В.П. Макаров; М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2008. – С.368.

7.Козырев А.Н. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности - Козырев А.Н. - Учебное пособие, 2009. – С.352.

8.Полозков С. Исследования различий влияния знаний и информации на развитие общества / С. Полозков, Т. Семенов // Экономист. – 2010. – С. 46-50.

9.Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности нематериальных активов: Учебное пособие. Спб..:Питер,2005. – С.352.

10.Смирнов С.А Оценка интеллектуальной собственности: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С.452.

11.Соколов Я.В. Гудвилл: «новая» категория бухгалтерского учета / Я.В. Соколов, М.Л. Пятов // Бухгалтерский учет, 2011. – С. 107.

 
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 
 

 

 

 


Информация о работе Оценка стоимости гудвилла на примере ОАО «Волжский Пекарь»