Оценка и повыешение эфективности использования оборотных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – разработка рекомендаций по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Конар».
Задачи дипломного проекта:
Выявить сущность и виды оборотных активов;
Проанализировать методы управления оборотными активами;
Разработать методику оценки эффективности управления оборотными активами;
Проанализировать динамику и эффективность использования запасов предприятия;
Проанализировать формирование дебиторской задолженности предприятия;
Разработать рекомендации по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Конар».

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ распечатка.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы (18, с. 178):

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

-объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери .

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.

Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

 

3.2 Скидка как инструмент повышения эффективности использования оборотных активов.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Дебиторская задолженность означает временное отвлечения средств из оборота предприятия и использования их в обороте другого предприятия, это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности и, следовательно, приводит к затруднению в выполнении обязательств предприятием.

Управление дебиторской задолженностью – оптимизация суммы долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними. Необходимость управления дебиторской задолженностью следует из того, что долги не принимают участия в хозяйственном обороте, и для восполнения недостатка оборотных средств организация вынуждена брать платные кредиты. Поэтому своевременное погашение дебиторской задолженности способствует улучшению финансового состояния организации.

Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия таково, что при выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.

Рассчитаем, какое влияние окажут принятые меры на финансовое состояние предприятия.

Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии ЗАО «Конар» необходимо реализовать такие мероприятия как:

1. Осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

2. Расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

3. Использование системы скидок при долгосрочной оплате.

Одним из способов управления дебиторской задолженностью является уменьшение размеров дебиторской задолженности, из аналитической части работы видно, что при общем объеме дебиторской задолженности на начало отчетного периода в размере 505 163 тыс. руб., основной удельный вес составляет задолженность покупателей 60,2 % или 304 214 тыс. руб., при этом за отчетный период она увеличилась на 182 672 тыс. руб.

Для активизации выплаты покупателями задолженности можно предложить назначить скидку на готовую продукцию своим постоянным покупателям при условии оплаты товара в строго установленный срок. Цель представления такой скидки сократить запасы готовой продукции на складе и вернуть денежные средства в оборот.

Главная задача скидок за ускорение оплаты – сокращение сроков погашения дебиторской задолженности и ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы.

Скидка за ускорение оплаты – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он произведет оплату приобретенной партии товара ранее установленного контрактом срока.

Схема скидки за ускорение оплаты включает три элемента:

а) собственно количественную величину скидки;

б) срок, в течение которого покупатель имеет возможность воспользоваться такой скидкой;

в) срок, в течение которого должна быть произведена оплата всей суммы задолженности за поставленную партию товара, если покупатель не воспользуется правом на получение скидки за ускоренную оплату.

Величина ставки за ускорение платежа обычно определяется двумя факторами:

а) уровнем таких ставок, традиционно сложившимся на данном рынке;

б) уровнем банковских процентных ставок за кредиты под пополнение оборотных средств.

Связь скидки за ускорение оплаты с ценой кредитных ресурсов вполне логична. Если производитель не может добиться ускорения погашения дебиторской задолженности, то ему приходится пополнять свои оборотные средства преимущественно именно за счет кредита. Ускорение оплаты отгруженных товаров сокращает потребность в привлечении средств и обеспечивает экономию за счет уменьшения суммы процентных платежей.

Вместе с тем обычно уровень скидки за ускорение платежа существенно выше, чем цена кредитных ресурсов. Такое превышение уровня скидки над ценой кредитов оправдывается большим положительным эффектом, который .ускоренная оплата оказывает на финансовое состояние фирмы-продавца. Этот эффект возникает в силу того, что досрочные платежи:

а) ускоряют поступление денежных средств на счет продавца и улучшают структуру его баланса, что существенно для получения им самим кредитов, а также влияет на оценку позиции фирмы инвесторами (в том числе на курс ее акций на биржах);

б) уменьшают кредитные риски, связанные с дебиторской задолженностью, и повышают надежность финансового планирования;

в) сокращают затраты фирмы на организацию сбора дебиторской задолженности.

Для активизации выплаты покупателями задолженности можно предложить назначить скидку на готовую продукцию своим постоянным покупателям при условии оплаты товара в строго установленный срок. Цель представления такой скидки сократить запасы готовой продукции на складе и вернуть денежные средства в оборот.

Предположим, что нашим предложением воспользуется 40% покупателей, средней срок оборота дебиторской задолженности в 2010 г. составил 93 дня, выручка от продаж 140866. Уровень рентабельности продаж в 2010 г. 4,66%, скидка предоставляется при условии оплаты в течении 20 дней со дня продажи.

Рассчитаем полученный эффект:

Средний остаток дебиторской задолженности до внедрения скидок

(0,4*140866)/(360/93)=59007.

Средний остаток дебиторской задолженности после внедрения скидок

(0,4*140866)/(360/20)=3130.

Снижение дебиторской задолженности

59007–3130=55877.

Дополнительная прибыль

55877*0,0466=2603.

Так как в данной ситуации вопрос ускорения оборачиваемости оборотных средств, стоит на первом месте, то нужно рассчитать при каком уровне скидки мы добьемся интереса покупателей и не получим убытка от предоставления скидок.

Размер скидки

(X*0,4*140866)=2603.

Х=2603/(0,4*140866)=0,046 или 4,6%

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Состояние и эффективность использования оборотных средств — одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Ограниченность ресурсов, нестабильность рыночной экономики, инфляция, неплатежи, и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным активам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования, их оптимальных размеров.

Оборотные средства постоянно совершают кругооборот в процессе хозяйственной деятельности, изменяя свою форму с денежной на товарную и наоборот. Таким образом, они формируют основную часть себестоимости продукции. С другой стороны, они являются гарантом ликвидности предприятия, то есть его способности заплатить по своим обязательствам.

Основными составными частями оборотных средств являются: запасы (материалы и готовая продукция), дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, эффективности и рациональности их использования и предполагает соизмерение затрат с результатами хозяйственной деятельности.

Управляя оборотным капиталом, предприятие получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность.

Основная цель анализа оборотного капитала – своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования. Основными информационными источниками анализа оборотных активов являются бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Информация о работе Оценка и повыешение эфективности использования оборотных средств