Эффективность использования оборотных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Для организации работы машинно-тракторного парка, автомобилей и других энергетических средств требуется большое количество топлива и смазочных материалов. Подсчитано, что ежегодное потребление бензина в сельском хозяйстве составляет более 30%, дизельного топлива-40, дизельного масла 50% количества, которое расходуется во всех отраслях народного хозяйства. Затраты колхозов и совхозов на нефтепродукты составляют примерно 15-20% общей суммы расходов на выполнение механизированных работ. Следовательно, рациональное использование нефтепродуктов - один из важнейших факторов снижения издержек производства, роста его эффектив ности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа. менеджмент.docx

— 26.76 Кб (Скачать)

Основная часть.

Раздел 1. Теоретические основы разрабатываемой темы.

    1. Организация нефтехозяйства.

Для организации работы машинно-тракторного парка,  автомобилей и других энергетических средств требуется большое количество топлива и смазочных материалов. Подсчитано,  что ежегодное потребление бензина в сельском хозяйстве составляет более 30%,  дизельного топлива-40, дизельного масла 50%  количества,  которое расходуется во всех отраслях народного хозяйства.   Затраты колхозов и совхозов на нефтепродукты составляют примерно 15-20% общей суммы расходов на выполнение механизированных работ.  Следовательно,  рациональное использование нефтепродуктов - один из важнейших факторов снижения издержек производства,  роста его эффектив ности.

Организация нефтехозяйства предусматривает:  расчет потребности в топливе и смазочных материалах,  снабжение нефтепродуктами,  их хранение,  заправку ими тракторов,  комбайнов и других машин, а также решение целого ряда других вопросов,  связанных с экономией топлива и смазочных ма териалов.

 В общую потребность  хозяйства в нефтепродуктах включают  топливо и смазочные масла,  расходуемые на основную работу  тракторов,  комбайнов и других  машин,  на холостые переезды,  ремонт и технические уходы,  запуск двигателей,  обкатку новых  машин и машин после ремонта, на курсовые мероприятия.

Необходимое количество топлива для основной работы машин определяют по данным технологических карт. Для упрощения расчетов можно использовать нормы расхода его на гектар условной пахоты,  сложившиеся в хозяйстве по отдельным маркам тракторов.  В этом случае плановый расход устанавливают путем умножения нормы на объем выполняемых работ (в условных гектарах).

Для грузовых автомашин потребность в бензине исчисляют, исходя из объема грузоперевозок и средней нормы расхода на и тонна-километр,  которая сложилась в хозяйстве за прошлые годы,  а также с учетом изменений в условиях работы и мероприятий,  намеченных в предстоящем году по экономии топлива и смазочных материалов.

Потребность в бензине для автомашин специального назначения (санитарные,  пожарные,  автомастерские и др.)  рассчитывают на основе плана пробега и установленных норм расхода на километр. 

Для легковых  автомобилей и  мотоциклов потребность в бензине выявляют в соответствии с нормами (лимитом),  принятыми в хозяйстве на одну машину в год.

Для стационарных двигателей и силовых установок потребность в топливе определяют с учетом продолжительности их работы,  удельного расхода топлива и среднего коэффициента использования мощности двигателей.

Потребность в топливе на холостые переезды тракторов, комбайнов и самоходных сенокосилок исчисляют,  исходя из их количества и норм расхода,  установленных для этих целей на одну машину в год.

  Необходимое количество  пускового бензина и смазочных  материалов для работы тракторов  других машин выявляют центном  отношении к основному топливу.

Потребность в смазочных материалах для прицепных машин и орудий устанавливают на основе объема выполненных работ и норм расхода масел на их единицу.

 Данные о потребности  нефтепродуктов, рассчитанные по  предприятию в целом,  как правило, согласовывают с показателями  годовых производственных заданий  всех механизированных бригад  и автохозяйств.

 Кроме потребности  хозяйства в топливе и смазочных  материалах на предстоящий год,  в плане предусматривают их  нормативные запасы на конец  года.  Следовательно,  общий план  завоза нефтепродуктов будет  представлять разность между  потребностью в топливе и смазочных  материалах на планируемым год (увеличенный на размер намечаемых  запасов) и наличием (их остатком) на начало года.

Стоимость каждого вида топлива и смазочных материалов расчитывают по отпускным ценам (с учётом расходов по доставке с центральной нефтебазы в хозяйство).

1.2.  Хранение нефтепродуктов.

Для рационального хранения топлива и смазочных ма лов на центральной усадьбе создают нефтебазы, а в отдельных механизированных бригадах (отделениях) – нефте склады или стационарные посты заправки машин. 

Заправка тракторов в бригадах(отделениях), расположенных недалеко от центральной усадьбы колхоза или совхоза (в пределах 10-15 км),  производится с помощью передвижных постов за правки. Для этой цели используют механизированные агрегаты М3-3904 на шасси грузового автомобиля и М3-3905Т на шасси тракторного прицепа. 

Автомобили и тракторы, отремонтированные в мастерской хозяйства,  заправляют на стационарном посту при нефтебазе,  то есть на центральной усадьбе.

Нефтебазы хозяйств, склады для топлива и смазочных материалов в бригадах (отделениях),  стационарные посты заправки машин строят по специальным типовым проектам. В состав оборудования включается все то,  что необходимо для рационального хранения и заправки,  а также для обеспечения противопожарной защиты и техники безопасности. 

Состав работников, обслуживающих нефтехозяйство, зависит прежде всего от размера колхоза, совхоза, от количества расхода условных нефтепродуктов в течение года.  При расходе топлива и смазочных материалов в год свыше 500 т штатным расписанием предусматриваются должности заведующего нефтехозяйством и кладовщика центрального склада. При заправке на центральном складе в день более 25-30 машин дополнительно к этому вводится должность заправщика.  Если в год расходуется 100-500 т нефтепродуктов,  то назначается только заведующий нефтехозяйством. При годовом расходе топлива менее 100 т обязанности заведующего нефтехозяйством возлагаются на кладовщика склада запасных частей,  минеральных удобрений (по совме стительству).

В тракторных,  тракторно-полеводческих и других механизированных бригадах (отделениях)  предусматривается иметь специального заправщика или учетчика-заправщика машин.

В связи с огромными размерами потребления нефтепродуктов на первый план встает проблема наиболее рационального использования всех их видов.

Большие резервы в экономии топлива и смазочных материалов кроются в правильном хранении,  рациональной транспортировке,  лучшем использовании энергетических средств.  В этом отношении представляют интерес данные А.И. Руденко.  Так,  потери топлива и смазочных материалов при перевозке составляют 1,5%, хранении – 0,5, заправке – 1,5 и при эксплуатации машин — 7,5%, или в общей сложности 11%  общего расхода нефтепродуктов сельскохозяйственном производстве. 

Потери бензина за сутки в результате испарения через открытую горловину резервуара емкостью 100 л достигают 1,5 кг,  а емкостью 200 л – 6 кг. При этом улетучиваются наиболее ценные вещества,  что ухудшает его качество.

На интенсивность испарения топлива большое влияние оказывает температура нагревания резервуара,  которая,  в свою очередь,  зависит от цвета его окраски. В том случае,  когда резервуар окрашен в алюминиевый цвет,  потери от испарения за год равны 0,83%,  а в серый – 1,03,  в красный – 1,14,  в черный – 1,24%.

Цистерны целесообразно заполнять на 90-95%  объема,  так как от этого тоже зависит испарение: если резервуар заполнен на 100%  емкости,  потери в год составляют 0,3%,  на 70% - 1,0,  на 40% - 3,6,  на 20% - 9,6% .

Большие потери топлива допускаются при заправке тракторов вручную (1,0-1,5 кг в день,  250-300 кг за год на машину).  Чтобы устранить этот недостаток,  как уже отмечалось,  необходимо широко применять механизированные средства заправки.

Важное значение в экономии топлива и смазочных материалов имеет хорошее состояние техники,  наиболее полное использование ее мощности на основе рационального комплектования агрегатов. Чем меньше при работе загрузка машин,  тем больше удельный расход топлива. Так, при загрузке тракторного двигателя на 90%  он возрастает на 2%,  при 80% – на 4,  при 70% – на 7, при 60% – на 10,  при 50%  — на 15% .

Крупный резерв экономии нефтепродуктов – сокращение холостых переездов и затрат времени на холостую работу двигателя. В течении смены на это,  как правило,  затрачивается 1,5–2 ч, а за год-300-350 ч.

Важное значение имеет рациональная организация труда и рабочих процессов при выполнении механизированных работ (определение оптимальной величины загона,  правильного соотношения длины и ширины гона),  премирование механизаторов за экономию топлива и смазочных материалов в соответствии с действующим положением.

Все это вместе взятое обеспечивает экономию топлива и смазочных материалов, снижение себестоимости механизированных работ,  повышение эффективности механических средств труда.

Раздел 2. Практическая часть.

2.1 Организационно-экономическая  характеристика хозяйства.

Вид угодий

Базисный год

Отчетный год

площадь, га

структура, %

площадь, га

структура, %

Общая земельная площадь

7900

 

7650

 

Сельскохозяйственные угодья

7550

95,6

7190

94,0

В том числе:

       

Пашня

6000

75,9

5950

77,8

Сенокосы

110

1,4

100

1,3

Пастбища

500

6,3

500

6,5

Сады и ягодники

       

Прочие угодья

       

Приусадебные участки

       

 

Показатели

Ед. изм.

Базисный год

Отчетный год

Отчетный год к базисному, %

Объем валовой продукции

тыс.руб.

10500

9850

93,80952381

Объём товарной продукции

тыс.руб.

8350

7400

 

Среднегодовая стоимость основных средств производства с/х назначений

тыс. руб.

50200

51900

 

Количество среднесписочных работников

чел.

95

85

 

Общая земельная площадь

га

7900

7650

 

В том чисел:

       

с/х угодий

 

7550

7190

 

пашни

 

6020

5950

 

Общая посевная площадь

Га

5120

4930

 

Поголовье КРС

Гол.

120

118

 

В том числе коров

Гол.

90

85

 

Количество тракторов

Шт.

15

14

 

Энергетическая мощность

Л.с.

4850

4710

 

Электроэнергия

Т.Квт.ч

190

169

 

 

Отрасли и виды продукции

Базисный год

Отчетный год

Выручка тыс.руб.

Структура. %

Выручка тыс.руб.

Структура. %

Растениеводство-

       

Всего

15200

75,62189055

18430

77,6654024

В том числе:

       

зерновые

12000

59,70149254

14330

60,3876949

подсолнечник

3200

15,92039801

4100

17,2777075

Животноводство-

       

Всего

4900

24,37810945

5300

22,3345976

В том числе:

       

молоко

3400

16,91542289

4000

16,8563

привес КРС

1500

7,462686567

1300

5,47829751

привес свиней

-

 

-

 

ИТОГО

20100

100

23730

100


 

Показатели

Ед. изм.

Зерновые

Подсолнечник

баз. год

отч. год

баз. год

отч. год

1. Посевная площадь

га

3500

3700

400

450

2. Посевная площадь

%

63,6

67,3

7,3

8,2

3. Урожайность с 1 га

ц

22

24

15

16

4. Валовая продукция

ц

77000

88800

6000

7200

5. Товарная продукция

ц

50000

61000

5500

6700

6. Товарность

%

64,9

68,7

91,7

93,1

7. Полная себестоимость 1 ц

руб.

300

360

410

450

8. Реализационная цена 1 ц

руб.

500

600

800

1000

9. Прибыль от реализации 1 ц

руб.

200

240

390

550

10. Уровень рентабельности

%

66,7

66,7

95,1

122,2

11. Затраты труда на 1 ц

Чел/ч

1,0

1,0

1,9

1,8

12. Затраты труда- всего

т. ч-ч

80,3

92,5

11,5

13,1

Информация о работе Эффективность использования оборотных средств