Оценка и повыешение эфективности использования оборотных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – разработка рекомендаций по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Конар».
Задачи дипломного проекта:
Выявить сущность и виды оборотных активов;
Проанализировать методы управления оборотными активами;
Разработать методику оценки эффективности управления оборотными активами;
Проанализировать динамику и эффективность использования запасов предприятия;
Проанализировать формирование дебиторской задолженности предприятия;
Разработать рекомендации по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Конар».

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ распечатка.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

 

Срок хранения запасов определяется по формуле:

С = 360/О

Где С – срок хранения запасов

       О – оборачиваемость запасов

Таблица 2.5 - Расчет срока хранения запасов

Период

Оборачиваемость запасов

Срок хранения запасов

2009 г.

8,86

40,63

2010 г.

6,93

51,95

 

Представим данные из таблицы 2.2 в виде диаграммы.

Рисунок 2.5 Динамика оборачиваемости запасов предприятия ЗАО «Конар»

Из таблицы 2.5 мы видим, что по сравнению с 2009 годом срок хранения  запасов в 2010 году увеличилась на 11,31 день. Из этого можно сделать вывод о затоваривании складов и снижении темпов продаж. Дальнейшее увеличение периода оборачиваемости запасов приведет к увеличению производственного цикла. Увеличение остатков незавершенного производства может свидетельствовать, с одной стороны, о расширении производства, а с другой - о замедлении оборачиваемости капитала в связи с увеличением продолжительности производственного цикла. Рассматривая оборачиваемость запасов в совокупности с другими исследованиями, можно заключить, что предприятию ЗАО «Конар» требуется оптимизация в области управления запасами, т.к. их можно использовать более эффективно. Какие действия приводят к "излишнему оседанию" активов в оборотных активах? В частности, не вполне рациональная организация материального снабжения - закупки излишних запасов "надолго вперед". Для обоснования создания запасов на долгий срок приводят, как правило, два аргумента. Первый - упрощение работы материального снабжения: снижение нагрузки в части оперативного поиска наиболее дешевых материалов и обеспечения поставок в срок. Второй - возможность приобретения материалов по более низким ценам за счет приобретения больших объемов. В любом случае необходимо помнить, что это обездвиживает, выводит из оборота деньги компании. Закупки на долгий срок вперед обоснованы для материалов, с приобретением или поставкой которых могут наблюдаться проблемы. Принципиально важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов (определяется исходя из особенностей производственного процесса, условий доставки и цен на материалы).

Затоваривание склада готовой продукции, большой объем незавершенного производства и запасов может быть показателем того, что производственные планы компании формируются без ориентира на объемы продаж: закупили и произвели продукции больше, чем смогли продать, связав денежные активова в оборотных активах. Приведя планы производства продукции в соответствие объемам реализации, компания сможет избежать закупок излишних запасов и затоваривания склада готовой продукции. Следовательно, разработка планов производства с ориентиром на объемы продаж - способ избежать излишнего связывания активов в оборотных активах и, следовательно, рычаг оптимизации состояния компании.

Сбои в поставке комплектующих (например, поставщики или представители предприятия не учли какой-либо элемент процедуры таможенного оформления и груз задержан на таможне) или нарушение хода производственного процесса (несвоевременная переналадка или поломка оборудования) могут привести к тому, что денежные активы будут "излишне долго связаны" в незавершенном производстве. Необходимо помнить, что обеспечивая бесперебойные поставки исходного сырья и комплектующих и не позволяя срывов в технологической цепочке, предприятие способствует улучшению финансовых показателей компании.

 

2.2 Анализ формирования дебиторской задолженности фирмы ЗАО «Конар»

Состояние дебиторской задолженности, ее размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Для улучшения финансового положения любой организации необходимо:

- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу  финансовой устойчивости организации, приводит к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования;

- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

- ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, все взаиморасчеты между производителем и потребителем должны быть проведены в течение трехмесячного срока со дня фактического получения товаров дебитором. В противном случае задолженность считается просроченной.

При работе с дебиторской задолженностью специалисты в ЗАО «Конар» применяют следующие мероприятия:

- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

- периодический пересмотр предельной суммы кредита;

- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Формирование системы стандартов оценки покупателей в ЗАО «Конар» включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых покупателем; данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем посещения клиента с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

5. Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. Для ускорения взимания платежей направляются счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Также выставляются счета за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начисляются гонорары авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Построим таблицу 2.6 из которой увидим состав дебиторской задолженности и ее удельный вес в составе оборотных активов.

Таблица 2.6 - Состав дебиторской задолженности

Показатели

Величина, тыс.руб.

Удельный вес

2009

2010

2009

2010

Оборотные активы:

1022981

1345328

100

100

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

505154

877153

49,4

65,2

В том числе:

покупатели и заказчики

304214

486886

60,2

55,5

 

Рассмотрим структуру дебиторской задолженности за 2009-2010 гг. ЗАО «Конар». Для это на основании данных таблицы 2.2 построим диаграммы из которых будет видно более наглядно структура запасов.

Рисунок 2.6 – Структура дебиторской задолженности за 2009 г., 2010 г.

Из таблицы видно, что с 2009 года дебиторская задолженность выросла на 371 999 т.р., или на 57,6 %. Увеличение суммы дебиторской задолженности, хотя она и краткосрочная, должно привлечь самое пристальное внимание руководства ЗАО «Конар», т.к. это показатель активов, отвлеченных из оборота предприятия, кроме того, всегда есть риск невозврата сумм покупателями, т.е. рост суммы дебиторской задолженности следует расценивать как отрицательный факт.

Построим график, из которого будет видна динамика изменения дебиторской задолженности за 2009-2010 г.

Рисунок 2.7 – Динамика дебиторской задолженности

Рассчитаем показатели для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности и построим таблицы.

Таблица 2.7 – Показатели средней дебиторской задолженности

Показатель

Величина, тыс.руб.

2009

2010

Средняя дебиторская задолженность

807092,5

691152

Информация о работе Оценка и повыешение эфективности использования оборотных средств