Оценка и анализ эффективности системы управления персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:57, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью выпускной квалификационной работы является применение теоретических знаний и навыков по построению, изменению, совершенствованию системы управления персоналом предприятия, технологии управления человеческими ресурсами.
В работе ставились и последовательно выполнялись следующие задачи:
1) рассмотрение теоретических и методологических основ системы управления персоналом предприятия;
2) проведение анализа системы управления персоналом ОАО «Гормолзавод Вольский»;
3) предложение направлений совершенствования системы управления персоналом.
Объектом исследования являются трудовые ресурсы и персонал предприятия ОАО «Гормолзавод Вольский».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы системы управления персоналом предприятия
1.1. Персонал организации: роль, понятие, структура
1.2. Управление персоналом как система
1.3. Сущность, способы и технологии мотивации работников в трудовом коллективе
Глава 2. Анализ эффективности системы управления персоналом на предприятии ОАО «Гормолзавод Вольский»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ системы управления персоналом
2.3. Анализ существующей кадровой политики
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления персоналом
3.1. Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом
3.2. Расчет социально-экономической эффективности
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по Гормлзавод Вольский Окружко Полностью исправлен 29.01.11.doc

— 903.50 Кб (Скачать)

Помимо штатного персонала, организации могут использовать труд временных, сезонных и внештатных работников, учеников, стажеров и др. Включение их в состав персонала осуществляется либо на временной основе, либо на особых условиях для выполнения особых функций. В соответствии с этим на данную категорию персонала не распространяются общеорганизационные нормы корпоративной культуры, предусматриваются отдельные графики и режимы труда, ограничены права пользования социальной инфраструктурой и т.д.

Дискуссионным остается вопрос о включении в состав персонала работников, выполняющих функции на условиях договоров гражданско-правового характера. По форме эти сотрудники не являются персоналом организации, т.к. юридически между работодателем и работником не оформлены трудовые отношения. Однако на практике это часто становится одним из путей нарушения трудовых прав граждан, когда организация сознательно заключает с работниками гражданско-правовые договоры с целью уменьшения своей социальной ответственности перед работником, ухода от налогов.

На российских предприятиях в составе персонала в зависимости от функций, выполняемых в производственном процессе, выделяются рабочие (основные и вспомогательные), инженерно-технические работники и служащие (руководители, специалисты, служащие младший обслуживающий персонал, ученики, охрана.

По профессионально-квалификационному признаку выделяют персонал различных профессиональных групп; персонал различной квалификационного уровня. По месту в организационной структур предприятия: весь персонал организации, персонал отдельного направления деятельности организации (персонал экономических служб, персонал технико-технологических отделов и т.п.), персонал от дельного структурного подразделения, отдельные работники с их статусом и функциями. По сроку работы: постоянные, сезонные и временные.

Из вышеуказанного следует, что современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом.

Вовлечение персонала в процесс совершенствования произ­водства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.

При этом необходимо учитывать, что особенность персонала заключается в том, что:

•       во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность, тем больше у них накапливается и жизненного и профессионального опыта, тем меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных задач, тем боль­шую ценность они представляют для организации;

•       во-вторых, это сложнейший объект социального управления;

•       в-третьих, профессионализация видов деятельности требует большой капиталоемкости для становления профессионалов;

•       в-четвертых, высокая эффективность деятельности професси­оналов в организации достигается созданием рационального управления их возможностями.

 

1.2. Управление персоналом как система

 

Наиболее современные концепции управления персоналом (стратегически-ориентированная, системно-ориентированная) базируются на принципах системного подхода.

Использование системного подхода предопределяют ряд предпосылок, наличие которых является основанием для возможно его использования. К их числу чаще всего относят:

•       интеграцию научных знаний, рост междисциплинарных проблем;

•       комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

•       усложнение решаемых проблем и объектов;

•       рост количества связей между объектами;

•       динамичность изменяющихся ситуаций;

•       дефицитность ресурсов;

•       глобализацию конкуренции, кооперации, стандартизации и т.д.

Междисциплинарность проблем управления персоналом настолько велика и очевидна, что они исследуются и в рамках управленческих наук (менеджмента), и в экономике труда, и в социологии груда, и в психологии труда, и в трудовом праве. В каждом выделенных научных направлений практически одни и те же нормы рассматриваются с различными акцентами.

Объективной основой комплексности и междисциплинарности проблем является, во-первых, то, что управление персоналом является одной из составных частей управления организацией, поэтому невозможно рассматривать вопросы управления персоналом без учета основных положений и принципов общей теории управления. Во-вторых, тот факт, что объектом управления является персонал, люди, имеющие в т.ч. социальные и психологические характеристики, что обусловливает необходимость включения в сферу исследования социальных и психологических проблем. В-третьих, человек как носитель рабочей силы включается в производственно-хозяйственную структуру и становится персоналом с целью использования его рабочей силы в процессе труда. От эффективности использования и развития этих способностей во многом зависят результаты деятельности организации, поэтому проблемы экономики труда, трудовых отношений выступают в качестве целевых в рамках управления персоналом. В-четвертых, регулирование социально-трудовых отношений в условиях современного общества невозможно без учета нормативно-правовых вопросов, регламентирующих права,    обязанности,    взаимоотношения    участников процесса труда. В результате чего в сферу управления персоналом включаются и юридические аспекты.

Проблемы управления персоналом, в силу их многоаспектности, по мере развития экономических и социальных отношений в обществе все в большей мере усложняются. В настоящее время происходит трансформация принципов управления, поиск конструкций систем ввиду глобализации общественных и экономических процессов, многообразия концепций и мирового опыта в этой области и их неадекватности конкретно-исторической российской действительности.

Среди основных задач управления персоналом можно выделить:

1)     помощь фирме в достижении ее целей;

2)     обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;

3)     эффективное использование мастерства и способностей персонала;

4)  совершенствование систем мотивации персонала;

5)  повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;

6)  развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профобразования;

7)  сохранение благоприятного морального климата;

8)  управление внутрифирменным движением персонала;

9)  управление карьерой работников;

10)            влияние на творческую активность персонала, помощь в реализации инновационных планов фирмы;

11)            совершенствование методов оценки персонала;

12) обеспечение высокого уровня жизни работников, который делает работу в фирме желанной.

Сложность и многогранность задач управления персоналом предполагает множественность аспектов в подходе к этой важной проблеме. Выделяют следующие аспекты управления персоналом:

1.   Технико-технологический: отражает уровень развития конкретного производства, особенности использования в нем техники технологии, производственные условия и т.п.

2.   Организационно-экономический: содержит вопросы, связанные с планированием численности, состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.

3.   Правовой: включает вопросы соблюдения действующего трудового законодательства в работе с персоналом.

4.   Социально-психологический: отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социальных и психологических процедур в практическую работу.

5.   Педагогический: предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием персонала, наставничество.

Системный подход к управлению персоналом предполагает учет всех аспектов в их совокупности и взаимосвязи при определяющей роли социально-экономических факторов. Системный подход учитывает взаимосвязи между отдельными аспектами управления персоналом и выражается в разработке конечных целей, определении путей их достижения, создании соответствуют механизма управления.

В настоящее время в специальной литературе управление пер­соналом рассматривается, как правило, в качестве системы, хотя само понятие «система управления персоналом» (СУП) трактуется разными авторами неоднозначно.

Прежде всего, понятие системы управления персоналом должно быть рассмотрено на различных уровнях обобщения. Во-первых — это абстрактное образование, имеющее свою специфическую структуру, механизмы функционирования, тенденции и закономерности развития. Вне зависимости от специфики организации (предприятия) управление персоналом как абстрактное образование существует в виде совокупности научных знаний в этой области, концепций, методик, технологий в этой области, которые отражают ее возможности при практическом применении. В этом смысле систему управления персоналом можно сравнить с некоторой конструкцией, которую организация может и должна использовать для обеспечения своей деятельности, т.к. без персонала она не может существовать.

Во-вторых, система управления персоналом должна рассматриваться как совокупность объективно протекающих в рамках организации социально-экономических процессов в сфере труда, В данном случае система управления персоналом представляет собой особую подсистему управления организацией (предприятием), отражающую отдельное специфическое направление деятельности. Её функционирование связано с необходимостью включения персонала в структуру организации, с использованием его способностей в процессе труда, который по своей природе относится к числу социально-экономических процессов. В любой организации в том или ином виде необходимость использования этого особого вида ресурсов предполагает осуществление процессов планирования потребности в персонале, отбора персонала, адаптации, стимулирования, развития персонала, его расстановки и перемещения и проч. В совокупности эти процессы взаимосвязаны и могут быть рассмотрены как система. При этом названные процессы могут быть управляемыми и неуправляемыми, когда их развитие протекает стихийно и противоречиво. Но в любом случае без них невозможно функционирование организации, т.к. они объективны.

В-третьих, система управления персоналом есть образование создаваемое субъектом дни достижения определенных целей с учетом специфики деятельности организации. Для того чтобы организация функционировала, формируется специальная система управления персоналом, которая представляет собой систему организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы в организации [23, с.65]. Субъекты управления, исходя из анализа протекающих в организации объективных процессов, своих субъективных представлений, имеющихся знаний и опыта, создают адекватную конкретной ситуации систему управления персоналом.

Система управления персоналом выполняет многообразные функции, которые следует отличать от функций ее элементов. Говоря о функциях системы управления персоналом, исходить, в первую очередь, необходимо из того, что система управления персоналом рассматривается как специфическая подсистема управления организацией. С этой точки зрения функцией системы управления персоналов в любой организации является реализация общих функций управления — планирование, организация, координация, контроль – относительно такого специфического ресурса, как персонал. Иначе говоря, главной функцией системы управления персоналом является обеспечение организации необходимым по количеству и качеству персоналом, способным решать стратегические, оперативные и тактические задачи, а также осуществление управляющих воздействий, направленных на эффективное использование и развитие трудового потенциала каждого работника и всего коллектива.

Любая система, в т.ч. и система управления персоналом, состоит из частей, элементов. Можно выделить несколько оснований деления системы управлении персоналом.

1.  С точки зрения сущности содержания системы: какие основные элементы, характеризующие отличительные свойства данной системы от других, входят в нее. Применительно к СУП ее деление происходит по направлениям деятельности, по содержащимся в ней частным процессам (отбор, развитие, стимулирование персонал и др.).

2.  С точки зрения организационного взаимодействия элементов единой системы — какие организационно оформленные элементы взаимодействуют друг с другом при функционировании системы. В управлении персоналом, с этой точки зрения, могу быть выделены элементы, определяющие цепочку взаимоотношений субъектов и объектов управления — их права и обязанности полномочия и компетенции, методы взаимодействия.

3.  С точки зрения процесса формирования, функционирования и развития системы.

4.  С точки зрения обеспечения функционирования и развития системы (элементы технического, информационного, нормативна правового и др. обеспечения).

Система управления персоналом имеет свою структуру, благодаря которой элементы, связи и отношения в системе имеют упорядоченный характер. В качестве такой структуры может выступать служба управления персоналом, в которой в зависимости от значения, роли и приоритетности различных элементов образуются соответствующие подструктуры (отделы, сектора, группы и т.д.), обладающие определенным статусом и подчиненностью, положением в иерархии системы управления персоналом.

Структура системы управления персоналом может быть представлена в различных аспектах: организационно-институциональном, содержательном и технологически-процессуальном [24, с.59-60].

Информация о работе Оценка и анализ эффективности системы управления персоналом на предприятии