Обшественное питание как особая подсистема торговой отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Результаты деятельности этой сферы носят многофункциональный, комплексный характер, увеличивают свободное время населения, освобождают его от трудоемких работ по ведению домашнего хозяйства, способствуют рациональному использованию денежных доходов. Предприятия общественного питания играют важную роль в удовлетворении потребностей населения, и в системе инфраструктуры национальной экономики рассматриваются как общественно-организованная форма удовлетворения потребностей людей в готовой пище. Общественное питание является устойчивым каналом реализации продовольственных товаров, однако за последние годы произошли заметные сдвиги потребления данных товаров. Сложившаяся в свое время система общественного питания преобразуется в соответствии с изменившимися условиями производства, распределения и потребления продуктов питания.

Оглавление

Введение 3
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 4
1.1 Особенности и функции общественного питания. 4
1.2 Показатели, характеризующие развитие общественного питания 9
2 Эффективность общественного питания 17
2.1 Показатели, характеризующие эффективность общественного питания 17
2.2 Основные задачи комплексного анализа. 17
2.3 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота 18 3 Анализ прибыли и издержек обращения общественного питания 23
3.1 Анализ прибыли общественного питания 23
3. 2 Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства 25
3.3Анализ обобщающих показателей эффективности 31
Заключение 40 Список литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 85.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ, ЛОГИСТИКИ И ЭКОНОМИКИТОРГОВЛИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по основам торговли потребительскими товарами

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ  ПИТАНИЕ КАК ОСОБАЯ ПОДСИСТЕМА ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы КД-12

Попова О.А.                                                                            __________ _______

                                                                                               дата подпись студента 

Руководитель: д.э.н.,

профессор Карх Д.А

 

Допущена к защите:                                                         ____________________  

                                                                                     дата подпись руководителя 

Курсовая работа

защищена:                                                               ________ _________________

 

дата оценка подписи не менее двух членов комиссии

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

  1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ                           4

1.1  Особенности и функции общественного питания.                               4

1.2 Показатели, характеризующие развитие общественного питания  9

2    Эффективность общественного  питания                              17

2.1 Показатели, характеризующие эффективность общественного питания 17

2.2  Основные задачи комплексного анализа.                                                   17                          

2.3  Анализ выполнения плана и динамики товарооборота                              18 3 Анализ прибыли и издержек обращения общественного  питания                                                                                                              23

3.1  Анализ прибыли общественного питания                                                           23

3. 2 Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства                                                                             25

3.3Анализ обобщающих показателей эффективности                                      31      

  Заключение                                                                                                   40 Список литературы                                            41                   

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.

1.1Особенности и функции общественного питания.

 

Общественное питание является одной из отраслей, которая направлена на удовлетворение потребностей населения. Социальная направленность современной  рыночной экономики, ориентация на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и развитие человека, со всей остротой выдвигают необходимость  качественных изменений этой сферы  услуг.

 Результаты деятельности этой  сферы носят многофункциональный,  комплексный характер, увеличивают  свободное время населения, освобождают  его от трудоемких работ по  ведению домашнего хозяйства,  способствуют рациональному использованию  денежных доходов. Предприятия  общественного питания играют  важную роль в удовлетворении  потребностей населения, и в  системе инфраструктуры национальной  экономики рассматриваются как  общественно-организованная форма  удовлетворения потребностей людей в готовой пище. Общественное питание является устойчивым каналом реализации продовольственных товаров, однако за последние годы произошли заметные сдвиги потребления данных товаров. Сложившаяся в свое время система общественного питания преобразуется в соответствии с изменившимися условиями производства, распределения и потребления продуктов питания. При этом имеют место некоторые негативные явления, в том числе структурно-ассортиментная несбалансированность спроса и предложения, а так же несбалансированность предложения и платежеспособного спроса в результате снижения реальных доходов основной массы населения .

В связи с этим необходим подход к исследованию сферы общественного  питания, адекватный складывающимся рыночным условиям, разработка основ формирования стратегии развития общественного питания. В настоящее время подобных разработок на методологическом и на методическом уровнях не достаточно.

 Выделяют два основных уровня  рассмотрения проблем развития  общественного питания: региональный  и уровень предприятия. Наиболее  важен региональный уровень рассмотрения, так как «развитие такой жестко  коммерционализированной отрасли как общественное питание в максимальной степени определяется расселенческими характеристиками: плотностью населения, социально-демографическим составом населения, среднем уровнем материальной обеспеченности жителей и т.д. Поэтому оптимизация структур управления данной системой должна осуществляться именно на уровне региона».

 Функции системы общественного  питания определяются, прежде всего,  особенностями данного вида услуг.  При рассмотрении услуг общественного  питания надо исходить из представления  понятия услуги как маркетингового  продукта и его «многоуровневого»  представления, которое упоминалось  выше. Такое представление в частности  предложено в рамках атрибутивной  теории продукта Т. Левитта, согласно которой родовой продукт» определяется как базовые умения, свойства, характеристики и ресурсы необходимые для участия в рыночном процессе, и представлен в виде ядра окруженного тремя концентрическими кругами (кольцами). Внутреннее кольцо, окружающее ядро (первый уровень), или «ожидаемый продукт», обозначает минимальные ожидания клиентов.

 Следующий уровень соответствует  «расширенному продукту» и включает  то, что может отличать данный  продукт от его рыночных аналогов  в части дополнительных преимуществ,  связанных с его приобретением  и потреблением. По мере того  как клиенты привыкают к таким  преимуществам, они перестают  рассматриваться как дополнительные  и становятся частью ожидаемого продукта.

 Последний внешний круг является  потенциальным продуктом, состоящим  из всего, что потенциально  достижимо и реализуемо в перспективе  для привлечения и удержания  клиентов, в отличие от расширенного  продукта, который фиксирует только  то, что уже было сделано в этих целях.

 Ф. Котлер рассматривал в качестве центра модели не сам продукт, а ту пользу, которую получит клиент после приобретения этого продукта. Так, останавливаясь в отеле на ночь, клиент на самом деле приобретает покой и сон, а не апартаменты; посетитель престижного ресторана удовлетворяет потребности в поддержании своего имиджа, а клиент системы быстрого питания приобретает время.

 Услуги общественного питания  выполняют целый ряд важных  социально-экономических функций,  таких как:

- удовлетворение объективных потребностей  населения в готовой пище и  услугам по ее общественно-организованному  потреблению;

- удовлетворение субъективных  социально-культурных потребностей  населения (общение, досуг, отдых);

- совершенствование структуры  использования свободного времени  потребителей;

- повышение реальных доходов  потребителей за счет рационализации  структуры расходов;

- повышение реальных доходов  малоимущих и незащищенных слоев населения.

 Первоначальной функцией услуг  общественного питания является  обеспечение потребностей в пище, то есть удовлетворение физиологических  потребностей. В то же время  общественное питание дает возможность  реализовать потребность в отдыхе, общении и развлечении, разнообразит  досуг. В современном мире функции  общественного питания не ограничиваются  только созданием условий для  питания и отдыха, а распространяют  свое влияние на многие сферы:  здравоохранение (лечебное и рациональное  питание, быт, культура кулинарное  искусство), досуг (культурно-развлекательные  программы), образование и просвещение, туризм и отдых.

Общественное питание, помимо этого, является механизмом социализации индивида. Под социализацией через общественное питание понимается выполнение таким  социальным институтом, как система  общественного питания определенных функций, связанных с решением разнообразных  социальных задач общества и индивидуума . Общественное питание выступает в качестве одного из инструментов решения комплекса задач по воспитанию, образованию, социальной защите, развлечению, общению и т.д. Функции общественного питания как формы удовлетворения только физиологических потребностей по мере развития общества становятся все более гибкими, разнообразными, сочетаются с новыми функциями.

 Таким образом, можно говорить, что общественное питание выполняет  две основные функции: это,  во-первых, воспроизводство человека, его физических возможностей; во-вторых, социализация индивидуумов посредством  различных систем общественного питания.

 Особенностью услуг общественного  питания является их комплексный,  многофункциональный характер, который  обеспечивается наличием многопрофильных  предприятий различного типа  и масштаба, удовлетворяющих данные  потребности. Необходимо также  обратить внимание на такую  особенность услуг как непостоянство  их качества. Данное обстоятельство  делает конкурентную борьбу чрезвычайно  острой, поскольку производитель  услуги общественного питания  вынужден постоянно искать дополнительные  конкурентные преимущества, которые  бы позволили элиминировать потенциально  возможное в отдельных случаях  падение качества предоставляемых  услуг. К такого рода конкурентным  преимуществам могут быть отнесены  система стандартизации всех элементов процесса приготовления пищи и обслуживания. Система контроля качества приготовления пищи и других составляющих процесса обслуживания усиления внимания к сопутствующим услугам. Например, развлекательного характера и целый ряд других вариантов.

 Еще одна важная особенность  услуги – ее несохраняемость. Указанная особенность проявляет себя в общественном питании не только в виде незаполнения посадочных мест, но также и в виде невозможности хранения определенных продуктов питания дольше установленного времени. Таким образом, в общественном питании мы имеем дело с несохраняемость услуги и с ограниченной сохраняемостью блюд как результатом деятельности предприятий общественного питания.

 Услуги ОП также носят  интегрированный характер, характеризуются  высокой связностью. Это обусловлено  как внутренними особенностями  данных услуг (коммуникативным  характером), так и интеграционными  процессами в современном обществе. Следует отметить, что ОП является  отраслью, где уже на ранних  этапах реформ наметились перспективы  международного сотрудничества. Общественное  питание по своей сути интернационально, во многих своих формах оно  нацелено на определенные стандарты  национальных кухонь. Слияние национального  и интернационального факторов  в производстве услуг общественного  питания приводит к тому, что  в различные государства активно  проникает капитал тех стран,  национальные кухни которых пользуются  во всем мире наибольшей популярностью.  Причем этот процесс двояко  направленный: как традиции влияют  на проникновение капитала, так  и расширение иностранных инвестиций  влечет за собой рост интереса  к национальным кухням других  народов. Наиболее характерные примеры – китайская кухня, которая развивается во всем мире благодаря широкой экспансии китайского капитала; индийская кухня, чрезвычайно популярная в Западной Европе и США; американские системы фаст-фуда с соответствующими вложениям американского капитала. Весьма популярны французская, итальянская, японская кухня.

 Особенность услуг ОП также  состоит в том, что они довольно  тесно переплетаются с другими  сферами деятельности. В частности  ОП является неотъемлемой частью  туристического и гостиничного  бизнеса, который предусматривает  наличие отраслей различного  класса с использованием разнопрофильных предприятий ОП.

 Важной отличительной особенностью  ОП является возможность обеспечения  необходимых условий для соблюдения  определенного способа организации  питания с помощью трех функций:  производства, реализации и организации  потребления, тесно связанных  между собой. Эти функции характеризуют  особенности ОП как системы.  Методологически неверным является  разрыв этих функций. Так, некоторые  экономисты на основе функции  реализации причисляют ОП к  торговле и не признают его  самостоятельности; другие только  в функции организации потребления  видят специфическую особенность ОП, а такая точка зрения значительно сужает роль отрасли, и т.д.

Информация о работе Обшественное питание как особая подсистема торговой отрасли