Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Результаты деятельности этой сферы носят многофункциональный, комплексный характер, увеличивают свободное время населения, освобождают его от трудоемких работ по ведению домашнего хозяйства, способствуют рациональному использованию денежных доходов. Предприятия общественного питания играют важную роль в удовлетворении потребностей населения, и в системе инфраструктуры национальной экономики рассматриваются как общественно-организованная форма удовлетворения потребностей людей в готовой пище. Общественное питание является устойчивым каналом реализации продовольственных товаров, однако за последние годы произошли заметные сдвиги потребления данных товаров. Сложившаяся в свое время система общественного питания преобразуется в соответствии с изменившимися условиями производства, распределения и потребления продуктов питания.
Введение 3
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 4
1.1 Особенности и функции общественного питания. 4
1.2 Показатели, характеризующие развитие общественного питания 9
2 Эффективность общественного питания 17
2.1 Показатели, характеризующие эффективность общественного питания 17
2.2 Основные задачи комплексного анализа. 17
2.3 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота 18 3 Анализ прибыли и издержек обращения общественного питания 23
3.1 Анализ прибыли общественного питания 23
3. 2 Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства 25
3.3Анализ обобщающих показателей эффективности 31
Заключение 40 Список литературы
За отчётный 2004 год по сравнению
с 2003 годом во всех кварталах обеспечен
рост объёма товарооборота. Резких изменений
в соотношении удельных весов
кварталов в годовом
Рассмотрим влияние выпуска блюд ( Б ) и средней продажной цены одного блюда ( Ц ) на изменение оборота по обеденной продукции ( О ). Взаимосвязь факторов представляется формулой:
О=Б∙Ц
Общий прирост оборота по обеденной продукции по сравнению с предшествующим годом составил 211,6 млн. руб. (891,4-679,8)
Прирост оборота за счёт увеличения блюд (∆Об ) оценивается по формуле: ∆Об = Б1∙Ц0-Б0Ц0
Где Б1Б0- выпуск блюд за отчётный и
базисный период Ц0- средняя продажная
цена одного блюда за базисный период
∆Об=1061,2∙0,76-679,8=806,5-
Увеличение оборота за счёт роста
средней продажной цены одного блюда
отчётного периода: ∆Оц = 891,4-1061,2∙0,76=891,4-806,5=
3.Анализ прибыли
и издержек обращения
3.1 Анализ прибыли общественного питания.
Прибыль-это конечный финансовый результат.
Она обеспечивает экономическую
самостоятельность и
Прибыль отчётного периода определяется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и представляет сумму прибыли от реализации.
Абсолютная сумма прибыли не
в полной мере отражает степень эффективности
деятельности организации общественного
питания, поэтому в анализе используется
система показателей
Таблица 3. Показатели рентабельности
Показатели |
Алгоритм расчёта |
1. Рентабельность товарооборота, % |
П/Т ∙100 |
2. Рентабельность основных |
П/Ф ∙100 |
3. Рентабельность оборотных |
П/Ос ∙100 |
4. Рентабельность |
П/(Ф+Ос) ∙100 |
5. Рентабельность трудовых оплату труда) |
П/ФЗП ∙100 |
6.Рентабельность |
П/(Ф+Ос+ФЗП) ∙100 |
7.Рентабельность расходов |
П/Р ∙100 |
8. Удельный вес прибыли в |
П/Д ∙100 |
9. Удельный вес прибыли в чистой продукции, % |
П/ЧП ∙100 |
Основной целью анализа
Информационной базой
Для анализа прибыли за отчётный год используем Таблицу 4.
Таблица 4.Прибыль и рентабельность
организации общественного
Показатели |
Предшествующий год |
Отчётный год |
Отчёт. год в % к предш. году |
Откло-нение (+,-) в % к Оборо-ту | ||
Сумма, млн.руб. |
В % к обороту |
Сумма, ∆млн.руб. |
В % к обороту |
|||
Товарооборот общественного |
2101,4 |
__ |
2673,8 |
127,2 |
__ | |
Доходы от реализации |
691,9 |
32,93 |
867,9 |
32,46 |
125,4 |
-0,47 |
Расходы общественного питания |
610,0 |
29,03 |
762,3 |
28,51 |
125,0 |
-0,52 |
Прибыль от реализации |
81,9 |
3,90 |
105,6 |
3,95 |
128,9 |
+0,05 |
Операционные доходы |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Операционные расходы |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Внереализа- Ционные доходы |
6,9 |
0,33 |
5,4 |
0,2 |
78,3 |
-0,13 |
Внереализа-ционные расходы |
3,5 |
0,17 |
2,7 |
0,10 |
77,1 |
-0,07 |
Прибыль отчётного периода |
85,3 |
4,06 |
108,3 |
4,05 |
127,0 |
-0,01 |
Организация как в предшествующем так и в отчётном году имела прибыль от реализации и прибыль отчётного периода За отчётный год возросла прибыль отчётного периода на 27 %, или на 23 млн. руб. Более быстрыми темпами развивался товарооборот общественного питания по сравнению с прибылью отчётного периода. Это привело к снижению рентабельности товарооборота с 4,06 % до 4,05 %. Положительным моментом является снижение уровня расходов общественного питания с 29,0,3 % до 28,51 % к обороту.
3.2.Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства.
Особое внимание при проведении
анализа прибыли уделяют
Расчёт влияния факторов на изменение суммы прибыли проводится следующим образом:
1).∆ПД * =(Д1 *- Д0 *)∙Т1 /100
Д0 , Д 1 – фактические уровни доходов от реализации в базисном и отчётном периодах соответственно.
∆П Д = (32,46- 32,93) ∙ 2673,8 : 100 = - 12,6 млн. р.
3). Влияние изменения уровня
расходов общественного
∆П Р *=(Р *1 – Р *0) ∙Т1 /100,
Где Р΄0 ,Р *1 – фактические уровни расходов общественного питания в базисном и отчётном периодах соответственно.
∆ П Р *= (28,51 – 29,03)∙2673,8 :100 = -14,0 млн. р.
4). Влияние изменения вне
(5,4 – 2,7) – (6,9 – 3,5) = - 0,7 млн. р.
Баланс факторов 22,3 – 12,6 + 14,0 – 0,7 = 23 млн. р.
Таким образом, положительное влияние на увеличение суммы прибыли, оказали рост объёма товарооборота (+22,3 млн. р.), снижение уровня расходов общественного питания (+14 млн. р.). В связи со снижением уровня доходности недополученная сумма прибыли составила 12,6 млн. р. Уменьшение прибыли от вне реализационных доходов и расходов уменьшило прибыль отчётного периода на 0,7 млн. р.(Таблица.5)
Таблица 5. Расчёт влияния изменения производительности труда работников общественного питания на изменение прибыли за отчётный период
Показатели |
Предшест-вующий год |
Год |
Отклонение (+; -) | ||
Всего |
В том числе за счёт: | ||||
Производи-тельности труда |
Других факторов | ||||
1.Товарооборот в действующих |
2101,4 |
2673,8 |
572,4 |
Х |
х |
2. Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. р. |
2101,4 |
2113,7 |
+12,3 |
Х |
Х |
3.Среднесписочная численность |
193 |
173 |
-20 |
Х |
Х |
4. Производительность труда |
10,9 |
12,2 |
+1,3 |
Х |
Х |
5. прибыль за отчётный период : - сумма, млн. р. |
85,3 |
108,3 |
+23 |
+10,2 |
+12,8 |
- в % к обороту |
4,06 |
4,05 |
-0,01 |
+0,38 |
-0,37 |
Значительное влияние на изменение рентабельности от реализации продукции собственного производства и покупных товаров оказывает удельный вес собственной продукции в товарообороте. Так, с ростом удельного веса собственной продукции в товарообороте общественного питания уровень доходов от реализации растёт, а уровень расходов общественного питания также растёт, и этот фактор оказывает разнонаправленное влияние на доходы и расходы. Именно поэтому важно комплексно оценить его влияние на изменение рентабельности организации.
Первоначально рассчитываем влияние
состава товарооборота на изменение
уровня доходов от реализации методом
процентных чисел с применением
приёма разницы. Затем рассчитываем
влияние состава товарооборота
на изменение уровня расходов общественного
питания через поправочный
Уровень расходов общественного питания в предшествующем году составил 29,03 % к товарообороту. Прибыль от реализации в % к товарообороту: предшествующий год – 3,90 %, отчётный год-3,95 %.
Информация о составе
Таблица 6. Расчёт влияния изменения
удельного веса собственной продукции
в товарообороте на изменение
среднего уровня доходов от реализации
по организации общественного
Виды товарооборота |
Удельный вес в товарообороте, % |
Доход от реализации , % к товарообороту |
Процентное число (кол.3*кол.4) | ||
Предшествующий год |
Отчётный год |
Предшествующий год |
Отчётный год | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Собственная продукция |
68,4 |
69,6 |
35,82 |
36,50 |
2493,1 |
Покупные товары |
31,6 |
30,4 |
25,19 |
24,75 |
765,8 |
Итого |
100 |
100 |
32,46 |
32,93 |
3258,9 |
Скорректированный уровень доходов
отчётного года при фактическом
удельном весе собственной продукции
в товарообороте за предшествующий
год составил 32,59 %. (см. таблицу). То есть
рост удельного веса собственной
продукции в товарообороте
Выпуск и реализация собственной продукции являются примерно в 2,5 раза более расходоёмкой, чем реализация покупных товаров. Рассчитаем поправочный коэффициент в зависимости уровня расходов от изменения на 1 % удельного веса собственной продукции в товарообороте.
К = Р 0 ∙ (а-1)/[С0 ∙∙ (а-1)+100]
Где С0 - удельный вес собственной продукции в товарообороте за базистый период;
а- отношение расходоёмкости производства и реализации собственной продукции к расходоёмкости реализации покупных товаров.
К=[(29.03∙ (2.5-1)] :[(68,4∙ ( 2,5-1)+100)]=0,215
Коэффициент показывает, что на 1 %
изменения удельного веса собственной
продукции в товарообороте
Таким образом, в комплексе возрастание удельного веса собственной продукции в товарообороте привело к увеличению уровня доходов на 0,13 % обороту и уровня расходов на 0,258 % к обороту, и соответственно, падение рентабельности на 0,128 % к обороту ( 0,13-0,258).
Важным этапом анализа прибыли организации является факторный анализ прибыли в расчёте на одного работника, позволяющий оценить вклад отдельного работника в результаты деятельности и возможности его увеличения.
Прибыль на одного работника (ПТп) можно представить как произведение следующих факторов : доли прибыли в чистой продукции (П : ЧП); доля чистой продукции в доходах от реализации ( ЧП : Д); доли доходов от реализации в товарообороте общественного питания (Д:Т);производительности труда ( Т:Ч).
ПТп = (П : ЧП)∙ ( ЧП : Д)∙(Д:Т)∙(Т:Ч).
Анализ указанных факторов проводятся методом цепных подстановок. Важной является интерпретация влияния отдельных факторов на изменение средней прибыли на одного работника.
Рост прибыли на одного работника
за счёт увеличения доли прибыли в
чистой продукции оценивается
Увеличение средней прибыли в связи с ростом доли чистой продукции в доходах от реализации всегда оценивается положительно, поскольку означает снижение доли расходов на реализацию в доходе.
Информация о работе Обшественное питание как особая подсистема торговой отрасли