Оборот предприятия розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

•дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
•провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
•оценить сезонные колебания объема оборота;
•оценить влияние факторов на объем оборота;
•отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
•определить пути увеличения объема продаж.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ .....................5

1.Сущность, понятие, структура и характеристика оборота розничной
торговли…………………………………………………………………………..5
2.Цель, задачи и методы анализа оборота торговли………………………..9
3.Основные направления анализа оборота торгового предприятия……...12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ООО «АБСОЛЮТ» ЗА 2008 – 2009 ГОДЫ……………………………………………………………………...………..20

1.Краткая экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Абсолют»……………………………………….………20
2.Анализ динамики оборота торговли ООО «Абсолют»…………………24
3.Факторный анализ общего розничного товарооборота………………...32
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ТОРГОВЛИ

ООО «АБСОЛЮТ» ..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..43

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..45

ПРИЛОЖЕНИЯ ..47

Файлы: 1 файл

Оборот предприятия рознечной торговли -сущ,эк.анализ,пути увел - ООО Абсолют - КУРСОВАЯ.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

     Эта организация является централизованной, так как право принятия важнейших решений оставляет за собой руководство высшего звена.

       К оперативным работникам на предприятии  относится торговый персонал – это  продавцы и кассиры, административно-управленческий персонал – это директор, главный  бухгалтер, заведующая секциями, специалисты  – товароведы.

       Как видно из представленной схемы, руководство предприятием осуществляет директор магазина. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.

       Директору подчиняются товароведы, главный бухгалтер и заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал.

    Переход к рыночным отношениям требует переориентации предприятий на использование качественных факторов экономического роста. Для комплексной оценки эффективности деятельности используется система показателей, которая отражает результативность работы относительно потребляемых ресурсов.

    Показатели  эффективности анализируемого предприятия за 2008 – 2009 годы приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

    Расчет  показателей эффективности хозяйственной  деятельности

ООО «Абсолют» за 2008 - 2009 годы

Показатели Годы Темп  роста, %
 
2008
2009
 
1
2 3 4
1. Оборот в действующих ценах,  тыс. руб. 26207 31052 118,5
2. Расходы на оплату труда, тыс. руб. 2360 2780
    117,8
3 . Среднегодовая стоимость основных  фондов, тыс. р. 12600 12030 95,5
4. Среднегодовая стоимость оборотных  средств (запасов), тыс. р. 2430 3060 125,9
5. Показатель эффективности использования  торгового потенциала (Эх.д.) 6,3 6,8 107,9
6. Прибыль, тыс. р. 1892 2638 139,4
7. Показатель эффективности финансовой  деятельности (Эф.д.) 0,3 0,2 66,7
8. Среднесписочная численность работников, чел. 27 28 103,7
9. Показатель эффективности трудовой  деятельности (Эт.д.) 11,1 11,2 100,9

Продолжение табл. 2.1

1 2 3 4
10. Интегральный показатель эффективности 4,6 3,9 84,8
11.Фондоотдача 2,1 2,6 123,8
12. Оборачиваемость запасов, оборот 11,4 11,3 99,1
13. Производительность труда, тыс.  р. 970,6 1109 114,2
14. Рентабельность, % 7,2 6,3 118,1

    Из  приведенных данных табл. 2.1 видно, что  показатель эффективности хозяйственной деятельности увеличился на 7,9 %, оборот с каждого рубля хозяйственного потенциала увеличился с 6,3 руб. до 6,8 руб. В 2009 г. хуже осуществлялась торговая деятельность и использовались ресурсы предприятия. Интегральный показатель эффективности уменьшился с 4,6 до 3,9.

    Анализ  показал, что по анализируемому торговому  предприятию наблюдается рост как  количественных, так и качественных показателей.

    Для комплексной оценки уровня экономического развития используют показатель темп экономического развития:

 
Тэр=5 √Тпт х Тфо х Тзо х Тоб х Трент                              (2.1)

где Тпт - темп роста производительности труда;

    Тфо - темп роста фондоотдачи;

    Тзо - темп роста затратоотдачи;

    Тоб - темп роста оборачиваемости оборотных  средств;

    Трент — темп роста рентабельности оборота.

 
Тэр= 5√1,142х0,955х1,0х1,34=1,079 или 107,9%

       

    Темп  экономического развития составил 107,9%. Таким образом, ООО «Абсолют» имеет возможности и тенденции к дальнейшему росту и развитию. 
 
 

2.2. Анализ  динамики товарооборота ООО «Абсолют» 

    Объем оборота является одним из важнейших  показателей, по которому оценивается  хозяйственная деятельность торгового  предприятия и отрасли в целом. С оборотом торговой сети связаны и от него зависят все остальные показатели деятельности. Соответственно, от качества экономического анализа этого показателя в большой степени зависит дальнейшее развитие предприятия.

    Начинается  анализ оборота с изучения динамики объема и оценки степени выполнения плана. Анализ динамики оборота в условиях инфляции проводится в действующих и сопоставимых ценах. На объем оборота влияет не только объем реализованных товаров, но и фактор изменения цен. Для устранения влияния изменения цен оборот пересчитывают в цены базисного периода.

    Проводя анализ, следует определить тенденции  экономического развития предприятия. Данные по развитию товарооборота по ООО «Абсолют» приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Динамика  розничного товарооборота ООО «Абсолют» за 2007-2009 годы 

Годы Фактический розничный

товарооборот (тыс. р.)

Цепные  темпы роста

товарооборота, %

Базисные  темпы роста

товарооборота, %

в

действующих ценах

в

сопоставимых  ценах

в

действующих ценах

в

сопоставимых  ценах

в

действующих ценах

в

сопоставимых ценах

2007 21415 21415 100,0 100,0 100,0 100,0
2008 26207 21766 122,4 101,7 122,4 101,7
2009 31052 22275 118,5 102,3 145,0 104,0
 

      Из  таблицы можно сделать вывод, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2008 г. рост товарооборота составил 122,4%, а в 2009 г. -118,5%. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые на предприятии, выросли в 2009 г. по сравнению с 2008 г., но меньше, чем в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

      Количество  реализованных товаров увеличивалось в 2008 г. на 1,7%, в 2009 г. на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

      За  три года розничный товарооборот  предприятия возрос на 45,0% (в действующих  ценах) или на 9637 тыс. р. (31052 - 21415). Прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. р. (22275 - 21415), и в связи с увеличением розничных цен на товары – на 8777 тыс. р. (31052 - 22275).

      По  данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота  получено за счет роста цен.

     За 2007-2009 годы среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

     По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом  товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%.

     Важным  условием обеспечения управления процессом  развития объема оборота служат показатели ритмичности и равномерности  реализации товаров за определенный промежуток времени. Ритмичная работа предприятия обеспечит своевременность  поступления денег, расчеты с поставщиками за товар, ускорение оборачиваемости товарных запасов, а тем самым рост прибыли и конкурентоспособности торгового предприятия.

     Ритмичность развития розничного товарооборота  ООО «Абсолют» за 2007 – 2008 годы по кварталам рассмотрим на основе данных табл. 2.3. 
 
 
 

Таблица 2.3

Розничный товарооборот ООО «Абсолют» за 2008 – 2009 годы по кварталам 

Кварталы 2008 2009 Отклонение  в

сумме

Темп  прироста
сумма, тыс. р. удельный вес, % сумма,

тыс. р.

удельный вес, %
1 6108 23,3 7140 23,0 +1032 +16,9
2 6552 25,0 7705 24,8 +1153 +17,6
3 6473 24,7 7701 24,8 +1228 +19,0
4 7074 27,0 8506 27,4 +1432 +20,2
Всего за год 26207 100,0 31052 100,0 +4845 +18,5
 

    Данные  табл. 2.3 свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп прироста товарооборота достигнут в первом квартале (+16,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (+19,0% и +20,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 2008 г., потому что в этих кварталах темпы прироста оборота ниже, чем в целом за год (+18,5%).

    Доля  оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2008 г. до 24,8% в 2009 г. (темп прироста оборота в этом квартале составил +19,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2009 г. 27,4% и возросла по сравнению с 2008 г. на 0,4% (темп прироста товарооборота +19,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

    Еще более неритмичное развитие получил  товарооборот по месяцам года, (Приложение 1).

    Из  данных Приложения 1 видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 123,7% (март).

    Самыми  напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте — 123,7%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,0 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

    Эта напряженность в работе последних  месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей  на товары.

    Причинами напряженности являются недостатки: в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

    Для   расчета   коэффициента   ритмичности   составлена табл. 2.4.

Таблица 2.4

Ритмичность оборота по месяцам по ООО «Абсолют»

за 2008-2009 годы, тыс. р.

Периоды
      2008
      2009
 
 
Оборот, у У-Усреднее (у - усреднее)2 Оборот, у у-усреднее (у-усреднее)2
Январь 2021 -162,9 26541,8 2282 -305,7 93432,1
Февраль 1983 -200,9 40367,5 2250 -337,7 114018,8
Март 2104 -79,9 6386,7 2608 +20,3 413,4
Апрель 2209 +25,1 629,2 2433 -154,7 23921,8
Май 2154 -29,9 895,0 2564 -23,7 560,1
Июнь 2189 +5,1 25,8 2708 +120,3 14480,1
Июль 2160 -23,9 572,0 2562 -25,7 658,8
Август 2148 -35,9 1290,0 2552 -35,7 1272,1
Сентябрь 2165 -18,9 357,8 2587 -0,7 0,4
Октябрь 2325 +141,1 19904,5 2797 +209,3 43820,4
Ноябрь 2290 106,1 11253,7 2708 120,3 14480,1
Декабрь 2459 275,1 75670,8 3001 413,3 170844,4
Итого 26207 183894,92 31052 477902,67

Информация о работе Оборот предприятия розничной торговли