Оборот предприятия розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

•дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
•провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
•оценить сезонные колебания объема оборота;
•оценить влияние факторов на объем оборота;
•отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
•определить пути увеличения объема продаж.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ .....................5

1.Сущность, понятие, структура и характеристика оборота розничной
торговли…………………………………………………………………………..5
2.Цель, задачи и методы анализа оборота торговли………………………..9
3.Основные направления анализа оборота торгового предприятия……...12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ООО «АБСОЛЮТ» ЗА 2008 – 2009 ГОДЫ……………………………………………………………………...………..20

1.Краткая экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Абсолют»……………………………………….………20
2.Анализ динамики оборота торговли ООО «Абсолют»…………………24
3.Факторный анализ общего розничного товарооборота………………...32
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ТОРГОВЛИ

ООО «АБСОЛЮТ» ..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..43

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..45

ПРИЛОЖЕНИЯ ..47

Файлы: 1 файл

Оборот предприятия рознечной торговли -сущ,эк.анализ,пути увел - ООО Абсолют - КУРСОВАЯ.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

    Важным  моментом анализа оборота розничной  торговли является изучение его динамики — темпов роста общего объема и  по основным товарным группам в действующих и сопоставимых ценах. Темпы роста рассчитывают путем соотношения фактического оборота розничной торговли в действующих или в сопоставимых ценах за отчетный (текущий) период к соответствующему показателю за период, предшествующий отчетному, или к базисному периоду.

    Роль  показателей динамики оборота розничной  торговли в условиях рыночной экономики  возросла. По характеру и изменения  оценивают положительно или отрицательно результаты торговой деятельности предприятий  и на всех других уровнях управления.

    Величина  оборота розничной торговли в  сопоставимых ценах определяется путем деления фактического объема продаж на индекс цен. Полученный показатель характеризует физический объем оборота розничной торговли.

     Анализ  динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции эти показатели следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, или, другими словами, в ценах базисного периода. Сопоставимость данных для анализа обеспечивается следующей формулой: 

        Тс.ц =                                                              (1.6)

где  Тсц — объем товарооборота в сопоставимых ценах;

  Тф. ц — объем товарооборота в фактических ценах;

  I ц— индекс изменения цены. 

    Степень выполнения плана товарооборота (в %) определяется как процентное отношение фактического товарооборота к плановому (формула 1.7): 

                                 Сm =                                                                                  (1.7)

где  Ст — степень выполнения плана товарооборота;

  Тф — фактический объем товарооборота;

      Тп — плановый (базисный) объем товарооборота.  

    Далее изучается динамика изменения товарооборота путем расчета среднегодовых темпов изменения по формуле средней геометрической (формула 1.8): 

            Т = n-1                                                                                   (1.8)

где  Т — среднегеометрический темп роста;

Ук — конечный показатель динамического ряда;

У0 — начальный показатель динамического ряда;  

  n — число показателей в динамическом ряду. 

     Важным  условием обеспечения управляемости  процессом развития розничного товарооборота служат показатели ритмичности и равномерности реализации товаров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности и равномерности обусловливаются не только непрерывностью производства и потребления, но и необходимостью поступательного выполнения планового задания, что обеспечит своевременность поступления денег на расчетный счет и оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и конкурентоспособность.

      Коэффициент ритмичности устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

     Коэффициент равномерности определяется через  расчет среднего квадратического отклонения (Q) и коэффициента вариации (и) или неравномерности.

          Q  = √∑                                        (1.9)

где  х — процент выполнения плана (темп изменения в динамике) по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

     х — процент выполнения плана (или темп изменения) по анализируемому показателю за год;

       n — число месяцев или кварталов изучаемого периода.  

  Среднее квадратическое отклонение позволяет  оценить колебания в развитии изучаемого периода (года, квартала, месяца).

    По  коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность  изменения исследуемого показателя: 

Kн(v)=                                                      (1.10)

Отсюда:

КР = 100 - v,                                                     (1.11)

где КР — коэффициент равномерности  выполнения плана розничного товарооборота. 

    Важное  значение имеет изучение состава  розничного товарооборота (по организационным  формам, методам торговли, товарному  составу).

    Анализ  товарооборота по организационным  формам предполагает определение долевого участия в товарообороте определение  стационарных предприятий и мелкой розницы (палатки, разносная торговля и т.д.).

    Анализ  товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы, обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения.

    Установив, какие изменения произошли в  развитии товарооборота, необходимо выявить  вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим  моментом анализа розничного товарооборота является анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота. Здесь можно использовать приведенную ранее формулу баланса товарооборота: 

Зн+П = Т+Зкеп,                                     (1.12) 

    Влияние на объем реализации товаров слагаемых  товарного баланса можно рассчитать методом цепной подстановки или  методом исчисления разницы между  фактическими и плановыми величинами либо фактическими величинами в динамике. Каждое из алгебраических слагаемых в приведенной формуле соответствующим образом влияет на объем оборота розничной торговли; увеличение товарных запасов на начало и поступление товаров, оказывает положительное влияние на сумму реализации, а их уменьшение, наоборот, влияет на сокращение объема продаж; уменьшение прочего выбытия и сокращение товарных запасов на конец периода положительно влияет на объем реализации товаров, а их увеличение отрицательно сказывается на реализации товаров данного периода.

    Важными факторами, влияющими на объем оборота розничной торговли, являются среднесписочная численность работников, средний объем продаж в расчете на одного работника, средняя цена товара, физический объем реализуемых товаров, объем продаж в расчете на квадратный метр торговой площади и размер этой площади и т. п.

    Для определения влияния на объем  оборота розничной торговли двух факторов - среднесписочного числа  работников и средней выработки  на одного работника выполняются  следующие расчеты:

     1. Объем оборота розничной торговли является результатом продаж 
всех работников, и его величина за прошлый год рассчитывается по 
формуле 1.13:

        Po= Ro x TR1                                             (1.13)

где  Ro - среднесписочная численность работников прошлого года;

     Tri - выработка на одного работника отчетного года; 

     2. Объем    продаж,    пересчитанный    исходя    из    фактической 
среднесписочной численности работников отчетного, и фактической 
среднеквартальной выработки на одного работника прошлого года, 
будет равен:
 

P1=Ro x TRO                                                                              (1.14) 

     3. Фактический объем оборота розничной торговли за отчетный год 
рассчитывается по формуле 1.15:
 

                              P1=R1x TR1  (1.15) 

     По  аналогичной схеме проводятся расчеты  во всех случаях, когда объем продаж представлен как производное от двух факторов: количества проданных товаров и их цены, размеров оборота продаж на квадратный метр и торговой площади, фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов и т. п.

    Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

    Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота  используется не только для разработки прогноза, но и как действенное  средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

    Таким образом, от качества экономического анализа  и правильного планирования этого  показателя в большой степени зависит конечный результат деятельности торгового предприятия, и на основе экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты работы по продаже товаров.

2. АНАЛИЗ  ТОВАРООБОРОТА ООО «АБСОЛЮТ» ЗА 2008 – 2009 ГОДЫ 

2.1. Краткая экономическая характеристика финансово - хозяйственной деятельности ООО «Абсолют» 

     Объектом  исследования является ООО «Абсолют». Предприятие является юридическим лицом. Зарегистрировано администрацией г. Тюмени 11 марта 2002 года за № 1315.

     Предприятие является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Видом деятельности предприятия является розничная торговля. В ассортимент  входит: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; колбасные изделия; масло и жиры; молоко и молочные продукты; яйца; сахар; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; мука, крупа и макаронные изделия; алкогольные и безалкогольные напитки; другие продовольственные и непродовольственные товары.

    Отличительной особенностью данного торгового  предприятия является:

  • широкий ассортимент товаров различных ассортиментных 
    групп;
  • свободный   доступ  к  товару,  что   позволяет  эффективно 
    использовать   торговую   площадь    магазинов,    повышает 
    пропускную способность и оборот магазина;
  • современная технология продаж.
  • возможность предварительных заказов на продукты питания;
  • современная электронная система учета.

       Схема управления торговым предприятием «Абсолют»  представлена на рис. 2.1. 

         

Рис. 2.1. Схема управления торговым предприятием «Абсолют» 

     Данному предприятию присуща линейно-функциональная структура. Ее суть заключается в органическом соединении линейной и функциональной структур. То есть, работник находится в дисциплинарной подчиненности у самого начальника, но получает задания и информирует о своей деятельности не одного, а определенное число руководителей. Достоинства данной структуры заключаются в следующем: руководитель высшего уровня, опираясь на предложения функциональных подразделений вырабатывает решения для линейных руководителей низших уровней; кроме того, линейные уровни получают советы от функционального руководителя высшего руководства. Однако у данной структуры имеются и недостатки: быстрое, трудно управляемое дробление и увеличение количества функциональных служб, увеличение количества плохо контролируемых горизонтальных связей, присвоение командных обязанностей функциональными службами в силу личного авторитета соответствующего руководителя, задачи службы могут развиваться в ущерб развитию производственной системы.

Информация о работе Оборот предприятия розничной торговли