Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
•дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
•провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
•оценить сезонные колебания объема оборота;
•оценить влияние факторов на объем оборота;
•отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
•определить пути увеличения объема продаж.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ .....................5
1.Сущность, понятие, структура и характеристика оборота розничной
торговли…………………………………………………………………………..5
2.Цель, задачи и методы анализа оборота торговли………………………..9
3.Основные направления анализа оборота торгового предприятия……...12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ООО «АБСОЛЮТ» ЗА 2008 – 2009 ГОДЫ……………………………………………………………………...………..20
1.Краткая экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Абсолют»……………………………………….………20
2.Анализ динамики оборота торговли ООО «Абсолют»…………………24
3.Факторный анализ общего розничного товарооборота………………...32
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ТОРГОВЛИ
ООО «АБСОЛЮТ» ..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..45
ПРИЛОЖЕНИЯ ..47
31052 - 26856 = + 4196 тыс. р.
Итого = 31052 - 26207 = + 4845 тыс. р.
Таким
образом, использование материально-
3. НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ТОРГОВЛИ ООО
«АБСОЛЮТ»
Розничный товарооборот ООО «Абсолют» формируется под влиянием множества факторов:
1. Факторы, связанные со спросом населения. Это численность и состав населения, денежные доходы и их дифференциация по социальным группам населения, по регионам страны, структура расходов различных социальных групп населения, достигнутый уровень удовлетворения спроса на товары и т.д.
2. Факторы, связанные с товарным предложением. К ним относят развитие производства потребительских товаров в стране, отраслевую структуру промышленности и сельского хозяйства, технический уровень производства, развитие внешнеэкономических связей.
Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, в совокупности они определяют развитие розничного товарооборота в отдельные периоды. Развитию розничного товарооборота присущи некоторые тенденции, которые можно проследить, изучая динамику товарооборота за длительный период. Основной тенденцией развития товарооборота ООО «Абсолют» является постоянный рост его объема. Рост товарооборота может быть обусловлен увеличением спроса, расширением предложения товаров и изменением цен.
В отдельные периоды рост объема товарооборота может быть обусловлен исключительно повышением розничных цен, без изменения и даже с уменьшением физического объема реализации товаров. Такое явление связано с падением уровня жизни.
Второй тенденцией является улучшение товарной структуры розничного товарооборота, т.е. соотношение отдельных групп товаров в его общем объеме. В соответствии с законом Эйнгеля существует прямая связь между типом покупаемых товаров и доходом потребителя. С увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы, связанные с повышением качества жизни увеличивается.
Данные
показывают, что по рассматриваемому
предприятию наблюдался рост некоторых
как количественных, так и качественных
показателей. По этому для выработки
рекомендаций необходимо предварительно
выяснить, в какой степени прирост розничного
товарооборота, составивший за весь период
4845 руб., был обеспечен за счет интенсивных
и экстенсивных факторов. В качестве интенсивных
факторов выступают производительность
труда работников предприятия и фондоотдача.
Влияние этих факторов в течении всего
периода вычисляется по формуле 3.1:
Дипт= (ПТ1- ПТ0).Ч1+ (ФО1 -ФО0)• ОФ1 + (Т1,-Т0,)-ОС1 *100%, (3.1)
∆σТО · 3
где Дипт - доля прироста розничного товарооборота за счет интенсивных факторов, %;
ПТ0, ПТ1 - производительность труда работников в 2008 г. и 2009 г., тыс. р.;
Ч1 - среднесписочная численность работников в 2009 г., чел.;
ФО0, ФО1 - показатель фондоотдачи в 2008 г. и в 2009 г., тыс. р.;
ОФ1 - среднегодовая стоимость основных фондов в 2009 г., руб.;
TO0, TO1 - показатель оборачиваемости запасов, в оборотах;
ОС1 - среднегодовая стоимость оборотных средств в 2009 г., тыс. р.;
∆σТО
- прирост розничного товарооборота за
период 2008-2009 годы.
Динт = (1109-970,6) х 28 + (2,6-2,1) х 12030 + (11,3 - 11,4) х 3060 х 100 = 65,9%.
Таким образом, прирост розничного товарооборота предприятия на 65,9% достигнут за счет интенсивных факторов, что является довольно неплохим показателем.
Следующим
шагом является разграничение
влияния каждого интенсивного фактора.
Вклад роста фондоотдачи составляет:
Дф = (2,6-2,1) х 12030 х 100 = 41,38%.
(31052-26207) х 3
Доля
прироста товарооборота за счет изменения
производительности труда:
Д пт = (1109-970,6) х 28 х 100 = 26,66%.
(31052-26207) х 3
За
счет ускорения оборачиваемости запасов:
Динт = (11,3 - 11,4) х 3060 х 100 = -2,1%.
(31052-26207) х 3
За
счет совокупного влияния факторов:
41,38
+ 26,66 – 2,11 = 65,9%
Столь незначительное влияние производительности
труда и ускорения
оборачиваемости запасов на развитие
оборота розничной торговли по сравнению
с влиянием изменения фондоотдачи свидетельствуют,
скорее всего, о недостаточной эффективности
трудовой политики на данном предприятии
и отсутствии маркетинговой деятельности.
Очевидно, для корректировки ситуации
в сфере труда желательно использовать
комплекс стимулирующих мер материально-технического
(модернизация оборудования), организационно-экономического
(совершенствования систем стимулирования
работников), социально-психологического
(улучшение условий труда) характера. Маркетинговое
исследование должно выявить и смоделировать
закономерности и тенденции развития
рынка, дать оценку рыночной ситуации,
определить емкость рынка и дать прогноз
спроса, осуществить анализ и прогноз
собственных возможностей фирмы (ее потенциала
и конкурентоспособности), состояния и
перспектив развития того сегмента рынка,
на котором эта фирма действует, на основе
маркетинговых исследований можно будет
разработать стратегии маркетинга, сформировать
ценовую, товарную, коммуникационную и
сбытовую политику на предприятии.
С целью повышения рентабельности оборота необходимо предпринять меры по снижению издержек обращения или пойти на увеличение размера торговых надбавок на отдельные товары и товарные группы.
В качестве резервов сокращения убытков и увеличения оборота торговли можно предложить следующие:
7)
эффективное использование
8) ускорение оборачиваемости товаров за счёт гибкого ценообразования и продуманной на перспективу ассортиментной политики;
9)
осуществление краткосрочного
10)формирование
торговых надбавок по каждому
товару отдельно с учетом спроса
на этот товар.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.
Проведенный анализ динамики развития розничного товарооборота ООО «Абсолют» за 2008-2009 годы позволяет сделать следующие выводы:
• розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается;
• достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам, которыми торгует предприятие;
• прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективной ценовой политики;
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. Возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при относительном снижении реализации молочных продуктов, хлебобулочных изделий, вина, рыбы колбасных изделий, кондитерских изделий, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазине товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осела на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 3534,3 тыс. р.
Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2009 г. на 5503 тыс. р., но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 658 тыс. р. В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2009 г. на 4845 тыс. р.
Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2009 г. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:
Основной
тенденцией развития товарооборота
ООО «Абсолют» является постоянный
рост его объема. Рост товарооборота может
быть обусловлен увеличением спроса, расширением
предложения товаров и изменением цен.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК