1.1 Необходимость
государственного регулирования производственно-хозяйственной
деятельности предприятий в условиях
конкурентной среды.
В современных условиях происходит
усиление государственного регулирования
и содействия развитию производственно-хозяйственной
деятельности и предпринимательства,
меняются организационные формы
взаимодействия государственных органов
с субъектами частного бизнеса, происходят
существенные сдвиги в целях, механизме,
аппарате управления, в сочетании
государственного и рыночного механизмов
регулирования.
Целью государственного регулирования
производственно-хозяйственной и
предпринимательской деятельности
является создание определенных условий,
обеспечивающих нормальное функционирование
экономики в целом и стабильное
участие предпринимателей страны в
международном разделении труда
и получение от этого оптимальных
выгод. Правительство каждой страны,
безусловно, имеет свои собственные
цели на каждом конкретном этапе и
добивается их решения доступными ему
методами и средствами применительно
к складывающейся экономической
ситуации в своей стране и в
мировом хозяйстве. Поэтому цели
и задачи государственного регулирования
подвержены изменениям, между тем, как
механизм регулирования достаточно
хорошо отработан, хотя и имеет особенности
в каждой отдельно взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного
регулирования входят:
- разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий;
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное
регулирование экономики в современных
условиях, прежде всего, необходимо отметить,
что центр тяжести в этом регулировании
переместился к активному участию
государства в организационно-хозяйственном
регулировании производства.
Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Регулирование становится все более
направленным на повышение эффективности
производства. Акцент в нем переносится
с регулирования спроса на регулирование
предложения. Существенные изменения
произошли и в механизме регулирования.
Важнейшей формой государственного регулирования
производственно-хозяйственной и предпринимательской
деятельности стало включение в программы
долгосрочного развития экономики основных
направлений структурной перестройки
промышленности с ориентацией на экспортную
специализацию. Большое значение с 90-х
годов и до наших дней приобрели целевые
программы отраслевого регулирования
производства. Они отличаются тем, что
финансовые ресурсы государства и ресурсы
частных компаний направляются на развитие
новых приоритетных отраслей экономики,
а также на решение проблем энергетики,
реорганизацию и модернизацию традиционных
отраслей. Проблемы структурной политики
стали на современном этапе ведущими направлениями
экономической политики, в которой акцент
делается на целевые инвестиционные программы,
объединяющие частный и государственный
капитал, для решения глобальных проблем
наилучшего приспособления предпринимательства
к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования
экономики и отраслей хозяйствования
направлена на всестороннее обслуживание
потребностей предпринимателей ведущих
производственно-хозяйственную деятельность
и, в частности, по административному надзору
и нормативному регулированию производства.
Сейчас нормативное регулирование распространилось
на новые области, такие как: безопасность
продукции (продовольственных и фармацевтических
товаров), разработка и внедрение унифицированных
национальных стандартов качества (в том
числе и стандартов безопасности продукции).
С целью сдерживания производства
и расточительного потребления
применяются меры прямого и косвенного
регулирования: нормативные стандарты
качества продукции, налоговое дестимулирование
инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного
регулирования является патентная политика
государства. Она сводится к ограничению
срока жизни патента и осуществлению принудительного
лицензирования новых патентов за относительно
умеренную лицензионную плату. Важным
инструментом финансового регулирования
предпринимательской деятельности является
предоставление прямых кредитов и субсидий,
в первую очередь на обновление и совершенствование
производственного аппарата компаний
за счет государственных средств. Эти
средства применяются тогда, когда частный
бизнес не в состоянии самостоятельно
вывести то или иное звено национального
производства из затруднений. Все большее
значение приобретают программы льготного
кредитования и субсидирования определенных
отраслей, гарантирования займов, меры
по поддержанию или сдерживанию роста
отраслевых цен в сочетании с протекционистской
импортной политикой и другими средствами
стабилизации рынка. Регулирование процентных
ставок по депозитам и ссудам на рыночной
основе предполагает, что частному бизнесу
обеспечивается большая свобода выбора
условий и способов финансирования. Одна
из важнейших функций государственного
регулирования – разработка общих принципов
и осуществление внешнеэкономической
политики страны.
1.2 Сущность, цели, методы и методика государственного
регулирования производственно-хозяйственной
деятельности предприятий
Государственное
регулирование производственно-хозяйственной
деятельности организаций – это
комплекс мероприятий форм и методов
государственного влияния на деятельность
субъектов предпринимательства
с целью создания нормальных условий
их функционирования и развития, ослабления
отрицательных тенденций, вызываемых
коммерческой деятельностью осуществляемых
предприятиями в условиях рыночных
отношений. Комплекс форм и методов
государственного регулирования, либо
влияния на производственно-хозяйственную
деятельность.
Мировой
опыт свидетельствует: не все функции
жизни общества могут быть реализованы
через рыночные отношения. В связи
с этим рыночные механизмы необходимо
дополнять системой государственного
вмешательства, которой свойственна
управленческо-плановая и контрольная
деятельность соответствующих органов
власти. Государство определяет приоритетные
направления развития экономики, концентрирует
ресурсы на этих направлениях, выделяет
субсидии, предоставляет льготы предприятиям,
регулирует внешнеэкономическую деятельность
производителей продукции, укрепляет
ту часть хозяйственного управления,
через которую осуществляется непрерывная
связь между поставщиками и потребителями
продукции.
Основные
принципы государственного регулирования
экономики:
- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.
Функции
государства в области регулирования
экономики:
- разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;
- стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;
- регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;
- создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;
- перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);
- регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.
Необходимость
воздействия на производственно-хозяйственную
деятельность предприятия возникает
в виду:
- обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики;
- создания экономической стабильности и расширенного воспроизводства;
- решения экономических и социальных проблем государства в целом.
Основными
целями воздействия государства
на производственно-хозяйственную
деятельность предприятий функционирующих
в условиях рынка являются – повышение
эффективности рыночной экономики
государства в целом; возможность
законного регулирования самих
условий производственно-хозяйственной
деятельности; эффективная научно-
техническая, промышленная и социальная
политика проводимая государственными
структурами.
Основными
формами воздействия на производственно-хозяйственную
деятельность предприятий являются
– поддержание и регулирование
путем законодательных и нормативно-правовых
актов, стимулирование производителя
путем снижения налогового бремени,
усовершенствования таможенного и
налогового законодательства.
К основными
методам государственного регулирования
производственно-хозяйственных отношений
предприятий действующих в условиях
рыночных отношений являются:
- административные (базируются на силе государственной власти т.е. это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов и распоряжений);
- правовые (методы и способы регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий воплощенные с помощью законов, таких как антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве и др.);
- экономические методы (основываются на использовании налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов регулирующих цены и тарифы).
Методы
государственного регулирования производственно-хозяйственной
деятельности предприятий бывают прямыми,
т.е. формируют и используют бюджеты,
устанавливают минимальные ставки
по оплате труда сотрудников регулирование
цен на товары и услуги, защита конкуренции;
косвенными индивидуальное планирование
производства хозяйствования, целевое
программирование деятельности предприятий,
определение норм и правил промышленных,
производственных, коммерческих предприятий,
также регулирование банковской
деятельности и процентной ставки,
сумма учетных ставок, законное использование
кредитно-денежных инструментов.
К основным
Законам и нормативным актам, регулирующим
производственно-хозяйственную деятельность
предприятий действующих в условиях рыночных
отношений относятся:
- Закон Республики Беларусь от 16.10.1996 № 685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь",
- Федеральные законы об организационно-правовых формах предприятий,
- Закон об упрощенной системе налогообложения;
- Закон о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- Закон о лицензировании производственно-хозяйственной деятельности;
- законы и нормативные акты о ведении бухгалтерского учета;
- Налоговый кодекс РБ;
- Закон о защите прав потребителей и др.
Контроль
над торговлей установлен государством
для обеспечения защиты прав потребителей,
для увеличения поступлений в
государственный бюджет денежных средств
от товарооборота. Он включает в себя
надзор за выполнением законов и правил,
в случае нарушения применение санкций
в пределах компетенции проверяющих органов.