Необходимость государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию производственно-хозяйственной деятельности и предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

Основными принципами защиты прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора  являются:

  1. презумпция добросовестности юридического лица/индивидуального предпринимателя; соблюдение международных договоров РБ;
  2. открытость и доступность для юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется государственными органами;
  3. установление обязательных требований в соответствии нормативно-правовыми актами;
  4. проведение мероприятий по контролю, учет мероприятий по контролю, возможность обжалования действий должностных лиц органов государственного контроля, недопустимость взимания органами государственного контроля с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением возмещения расходов на осуществление экспертиз, исследований.

Мероприятия по контролю проводятся на основе указов и распоряжений. Функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечение санэпедемиологических норм и правил, защита потребительского рынка, осуществление производственно-хозяйственной деятельности предприятий осуществляется Белпотребнадзором, которые действуют через органы территориальные и путем взаимодействия с другими исполнительными службами. В обязанности Белпотребнадзора входят – государственный санэпидемиологический надзор за соблюдением санитарных норм указанных в Белорусском законодательстве, государственный контроль за соблюдением законов в области защиты прав потребителей, контроль за отдельными видами работ услуг, мероприятий, санитарно-карантинный контроль провоза товаров через границу РБ и др.

 

ГЛАВА 2

2.1 Размещение государством ресурсов в предприятия

 

Одним из основных способов является размещением государством ресурсов в предприятия либо оказание инвестиционной поддержки потенциальным  субъектам рыночных отношений. Как  правило, размещение ресурсов осуществляется на конкурсной основе, что позволяет, во-первых, должным образом разместить непосредственно государственные  средства, во-вторых, привлечь средства других инвесторов - отечественных  и иностранных. Другими целями конкурсного  размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности, рост общеэкономической  и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая  государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений. Порядок конкурсного размещения централизованных ресурсов по инвестиционным проектам определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики РБ, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.

В случае участия  в реализации проекта нескольких инвесторов в конкурсе участвует  единое предприятие, которое должно иметь оформленные в установленном  порядке уставные документы и  самостоятельный баланс. При этом государственная поддержка может  предоставляться указанному претенденту  только после внесения в уставный капитал средств всеми учредителями. Размер собственных средств претендента в денежной форме не может быть меньше суммы запрашиваемой государственной поддержки. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней - отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант. Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.

Для коммерческих проектов, конкурсы по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными условиями являются: Заметки о роли государства в управлении

- доля государственной поддержки  за счет бюджета республики устанавливается в размере не более 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, не может быть менее 80 процентов;

- доля собственных средств инвестора,  формируемых за счет прибыли,  амортизации и продажи акций,  в указанных затратах должна  составлять не менее 20 процентов  от капитальных вложений, предусмотренных  по годам реализации проекта.

Объем долевого участия государства в финансировании инвестиционного проекта устанавливается: для вновь начинаемого строительства - от сметной стоимости проекта; для  переходящего строительства - от остаточной сметной стоимости проекта.

Не включаются в стоимость инвестиционного  проекта ранее произведенные  затраты на создание основных фондов, пополнение оборотных средств и  другие расходы, непосредственно не связанные с реализацией проекта. Источниками собственных средств инвестора, направляемыми на финансирование проекта, являются:

- прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта;

- разница между начисленной  и использованной амортизацией (в  соответствии с данными приложения - форма 5 к бухгалтерскому балансу  предприятия - претендента) за отчетный период;

- средства от продажи акций  в объеме их поступлений насчет  инвестора на начало реализации проекта.

Инвестор  имеет право выбора следующих  форм участия государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта:

а) предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной  основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных  инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой  процентов за пользование предоставленными средствами в размере 1/4действующей  учетной ставки НБ РБ. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговариваются в соглашениях, заключаемых Министерством финансов РБ с уполномоченными коммерческими банками;

б) предоставление государственных  инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной  собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета.

Размер пакета акций, закрепляемых в собственности  государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта. Средства федерального бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих инвестиционных проектов, выделяются Министерством финансов РБ претенденту в пределах фактически произведенных затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы, а также при наличии документов, подтверждающих фактическое направление собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов. 

Бюджетные средства предоставляются инвестору на контрактной  основе. Предприятие для этих целей  заключает соответствующий контракт, который должен содержать следующие  реквизиты:

-распределение  объемов финансирования, функций  управления проектом и сроки  вывода производства на заданную  мощность;

-льготы и  преимущества, предоставляемые инвестору  и вновь построенному предприятию  в целом;

-возможные  условия оплаты инвесторами своей  доли капитальных затрат ценными  бумагами, порядок реализации этих  ценных бумаг государством и  перечисления вырученных средств  на счет финансирования;

-система  взаимоотношений по поводу собственности  на вновь создаваемые средства  производства и вещных прав  вновь построенного предприятия;

-наименование  банка, обслуживающего счет финансирования (ссудный счет) данной стройки,  и условия его возможного участия  в инвестиционном процессе;

-система  взаимных санкций за несоблюдение  условий контракта победителем  конкурса, а также иных взаимных  обязательств;

-выпуск закладной  на имущество негосударственного  инвестора в объеме государственного  финансирования проекта и передача  ее государственному заказчику  до подписания контракта;

-безусловный  переход в государственную собственность активов негосударственного инвестора в объеме государственного финансирования проекта в случае инициирования процедуры банкротства в отношении этого инвестора в установленном законом порядке, а также порядок расторжения контракта и последующего регулирования взаимоотношений сторон.

2.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Правовое  регулирование хозяйственной деятельности представляет собой совокупность норм права, регулирующих коммерческие отношения  и тесно связанные с ними некоммерческие отношения, а также отношения  по государственному регулированию  экономики в целях обеспечения  общественных интересов.

Принципы  права - исходные положения, присущие всем нормам или основным институтам отдельной  отрасли права. Например, в гражданском  праве - это юридическое равенство  сторон. Правовое регулирование хозяйственной  деятельности основывается, в частности, на принципах:

- целенаправленного  воздействия на достижение взаимных  интересов в результате хозяйственной  деятельности ее субъектов;

- равноправия  субъектов хозяйствования независимо  от места, которое они занимают  в хозяйственном обороте: нормы  хозяйственного законодательства  в равной мере распространяются  на всех участников экономической  деятельности;

- экономической  свободы;

- поощрения  конкуренции и защиты от монополизма;

- комплексности  государственного воздействия на  хозяйственные отношения путем  сочетания экономических, организационно-административных  и политических мер, направленных  на достижение необходимых обществу  хозяйственных результатов;

- законности.

Под методом  правового регулирования понимается система свойственных данной отрасли  права юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования  соответствующих общественных отношений. Правовое регулирование хозяйственной  деятельности носит комплексный характер; следовательно, ему присущи методы, используемые другими отраслями права (материально-правовой, коллизионный и др.).

Источниками правового регулирования хозяйственной  деятельности являются юридические  акты различных государственных  органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической  силы актов, содержащих правовые нормы, хозяйственное законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

- законодательные  акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы  Республики Беларусь, декреты и  указы Президента Республики  Беларусь);

- распоряжения  Президента Республики Беларусь;

- постановления  Правительства Республики Беларусь;

- акты Конституционного  Суда Республики Беларусь, Верховного  Суда Республики Беларусь, Высшего  Хозяйственного Суда Республики  Беларусь,

Национального банка Республики Беларусь;

- акты министерств,  иных республиканских органов  государственного управления, местных  органов управления и самоуправления;

-локальные  нормативные акты.

Нормы международных  актов имеют преимущества перед  внутренним национальным законодательством.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное  воздействие на участников хозяйственного оборота в целях недопущения, изменения или прекращения экономической (хозяйственной) ситуации либо, напротив, поддержания ее в соответствующем  состоянии.

Основаниями государственного регулирования хозяйственной  деятельности является охрана публичных  интересов. В частности, среди таких  оснований можно указать:

- обеспечение  государственных и общественных (публичных) нужд, определение приоритетов  в экономическом и социальном  развитии страны;

- необходимость  формирования государственного  бюджета;

- защита  окружающей среды, рациональное  использование природных ресурсов;

- обеспечение  занятости населения;

- обеспечение  национальной безопасности и  обороны страны;

- реализация  принципа свободы предпринимательской  деятельности и добросовестной  конкуренции, защита потребителей  от монополизма;

- соблюдение  законности и правопорядка во  внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных  предпринимателей и инвесторов.

Мера государственного воздействия и его пределы  определяются необходимостью и достаточностью охранения существенных элементов  экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в направлении, необходимом обществу и государству.

Государственное воздействие на хозяйственную деятельность осуществляется на двух уровнях: республиканском (где государство выступает представителем интересов всего общества) и местном (коммунальном), представляющем интересы определенного района, города или  области.

Содержанием государственного воздействия являются:

- создание  и прекращение деятельности субъектов  хозяйствования;

Информация о работе Необходимость государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях конкурентной среды