Основными
принципами защиты прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного надзора
являются:
- презумпция добросовестности юридического лица/индивидуального предпринимателя; соблюдение международных договоров РБ;
- открытость и доступность для юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется государственными органами;
- установление обязательных требований в соответствии нормативно-правовыми актами;
- проведение мероприятий по контролю, учет мероприятий по контролю, возможность обжалования действий должностных лиц органов государственного контроля, недопустимость взимания органами государственного контроля с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением возмещения расходов на осуществление экспертиз, исследований.
Мероприятия
по контролю проводятся на основе указов
и распоряжений. Функции по контролю
и надзору в сфере защиты прав
потребителей и обеспечение санэпедемиологических
норм и правил, защита потребительского
рынка, осуществление производственно-хозяйственной
деятельности предприятий осуществляется
Белпотребнадзором, которые действуют
через органы территориальные и путем
взаимодействия с другими исполнительными
службами. В обязанности Белпотребнадзора
входят – государственный санэпидемиологический
надзор за соблюдением санитарных норм
указанных в Белорусском законодательстве,
государственный контроль за соблюдением
законов в области защиты прав потребителей,
контроль за отдельными видами работ услуг,
мероприятий, санитарно-карантинный контроль
провоза товаров через границу РБ и др.
ГЛАВА 2
2.1 Размещение государством
ресурсов в предприятия
Одним из основных
способов является размещением государством
ресурсов в предприятия либо оказание
инвестиционной поддержки потенциальным
субъектам рыночных отношений. Как
правило, размещение ресурсов осуществляется
на конкурсной основе, что позволяет,
во-первых, должным образом разместить
непосредственно государственные
средства, во-вторых, привлечь средства
других инвесторов - отечественных
и иностранных. Другими целями конкурсного
размещения централизованных инвестиционных
ресурсов являются повышение инвестиционной
активности, рост общеэкономической
и коммерческой эффективности инвестиций
по всем видам собственности, включая
государственную, сокращение продолжительности
строительства предприятий и сооружений.
Порядок конкурсного размещения централизованных
ресурсов по инвестиционным проектам
определяет этапы и условия организации
и проведения конкурса, соответствующие
функции федеральных органов исполнительной
власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам
при Министерстве экономики РБ, права
и обязанности организаторов и участников
конкурса, основные требования к конкурсной
документации и конкурсным предложениям
участников, процедуру рассмотрения этих
предложений, а также оформление результатов
конкурсов.
В случае участия
в реализации проекта нескольких
инвесторов в конкурсе участвует
единое предприятие, которое должно
иметь оформленные в установленном
порядке уставные документы и
самостоятельный баланс. При этом
государственная поддержка может
предоставляться указанному претенденту
только после внесения в уставный
капитал средств всеми учредителями. Размер
собственных средств претендента в денежной
форме не может быть меньше суммы запрашиваемой
государственной поддержки. При наличии
нескольких альтернативных проектов,
обеспечивающих достижение разными средствами
одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным
конкурсам или - по согласованию с ней
- отраслевые органы управления организуют
экспертизу, в результате которой определяется
наиболее перспективный вариант. Требования,
предъявляемые ко всем участникам конкурса,
являются тождественными. Принятый подход
обеспечивает выбор наиболее эффективного
инвестиционного проекта, соответствует
принципам равенства и объективности
оценок предложений участников конкурса.
Для коммерческих
проектов, конкурсы по которым проводится
согласно предложениям частных инвесторов,
обязательными условиями являются: Заметки
о роли государства в управлении
- доля государственной поддержки
за счет бюджета республики устанавливается
в размере не более 20 процентов от капитальных
вложений, предусмотренных по годам реализации
проекта и, соответственно, доля собственных
и заемных средств, включая иностранные
инвестиции, не может быть менее 80 процентов;
- доля собственных средств инвестора,
формируемых за счет прибыли,
амортизации и продажи акций,
в указанных затратах должна
составлять не менее 20 процентов
от капитальных вложений, предусмотренных
по годам реализации проекта.
Объем долевого
участия государства в финансировании
инвестиционного проекта устанавливается:
для вновь начинаемого строительства
- от сметной стоимости проекта; для
переходящего строительства - от остаточной
сметной стоимости проекта.
Не включаются
в стоимость инвестиционного
проекта ранее произведенные
затраты на создание основных фондов,
пополнение оборотных средств и
другие расходы, непосредственно не
связанные с реализацией проекта.
Источниками собственных средств инвестора,
направляемыми на финансирование проекта,
являются:
- прибыль (фонд накопления) на начало
реализации проекта;
- разница между начисленной
и использованной амортизацией (в
соответствии с данными приложения
- форма 5 к бухгалтерскому балансу
предприятия - претендента) за отчетный
период;
- средства от продажи акций
в объеме их поступлений насчет
инвестора на начало реализации проекта.
Инвестор
имеет право выбора следующих
форм участия государства в финансовом
обеспечении победившего по конкурсу
проекта:
а) предоставление средств федерального
бюджета на возвратной и платной
основе для финансирования расходов
по осуществлению высокоэффективных
инвестиционных проектов со сроком возврата
в течение двух лет с уплатой
процентов за пользование предоставленными
средствами в размере 1/4действующей
учетной ставки НБ РБ. Условия предоставления,
использования, возврата и платы за предоставляемые
средства оговариваются в соглашениях,
заключаемых Министерством финансов РБ
с уполномоченными коммерческими банками;
б) предоставление государственных
инвестиционных ресурсов на условиях
закрепления в государственной
собственности части акций создаваемых
акционерных обществ, которые реализуются
на рынке ценных бумаг по истечении двух
лет с начала получения прибыли от реализации
проекта (с учетом срока окупаемости),
и направление выручки от реализации этих
акций в доход федерального бюджета.
Размер пакета
акций, закрепляемых в собственности
государства, а также год их реализации
определяются в соответствии с бизнес-планом
проекта. Средства федерального бюджета,
предоставляемые для финансирования коммерческих
инвестиционных проектов, выделяются
Министерством финансов РБ претенденту
в пределах фактически произведенных
затрат с соблюдением доли централизованных
инвестиционных ресурсов и доли собственных
и заемных средств в остаточной сметной
стоимости проекта, подлежащей реализации,
на основании расчетно-платежных документов
предприятий и организаций, осуществляющих
инвестиционные программы, а также при
наличии документов, подтверждающих фактическое
направление собственных и заемных средств
на финансирование инвестиционных проектов.
Бюджетные средства
предоставляются инвестору на контрактной
основе. Предприятие для этих целей
заключает соответствующий контракт,
который должен содержать следующие
реквизиты:
-распределение
объемов финансирования, функций
управления проектом и сроки
вывода производства на заданную
мощность;
-льготы и
преимущества, предоставляемые инвестору
и вновь построенному предприятию
в целом;
-возможные
условия оплаты инвесторами своей
доли капитальных затрат ценными
бумагами, порядок реализации этих
ценных бумаг государством и
перечисления вырученных средств
на счет финансирования;
-система
взаимоотношений по поводу собственности
на вновь создаваемые средства
производства и вещных прав
вновь построенного предприятия;
-наименование
банка, обслуживающего счет финансирования
(ссудный счет) данной стройки,
и условия его возможного участия
в инвестиционном процессе;
-система
взаимных санкций за несоблюдение
условий контракта победителем
конкурса, а также иных взаимных
обязательств;
-выпуск закладной
на имущество негосударственного
инвестора в объеме государственного
финансирования проекта и передача
ее государственному заказчику
до подписания контракта;
-безусловный
переход в государственную собственность
активов негосударственного инвестора
в объеме государственного финансирования
проекта в случае инициирования процедуры
банкротства в отношении этого инвестора
в установленном законом порядке, а также
порядок расторжения контракта и последующего
регулирования взаимоотношений сторон.
2.2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ производственно-хозяйственной
деятельности предприятий.
Правовое
регулирование хозяйственной деятельности
представляет собой совокупность норм
права, регулирующих коммерческие отношения
и тесно связанные с ними некоммерческие
отношения, а также отношения
по государственному регулированию
экономики в целях обеспечения
общественных интересов.
Принципы
права - исходные положения, присущие всем
нормам или основным институтам отдельной
отрасли права. Например, в гражданском
праве - это юридическое равенство
сторон. Правовое регулирование хозяйственной
деятельности основывается, в частности,
на принципах:
- целенаправленного
воздействия на достижение взаимных
интересов в результате хозяйственной
деятельности ее субъектов;
- равноправия
субъектов хозяйствования независимо
от места, которое они занимают
в хозяйственном обороте: нормы
хозяйственного законодательства
в равной мере распространяются
на всех участников экономической
деятельности;
- экономической
свободы;
- поощрения
конкуренции и защиты от монополизма;
- комплексности
государственного воздействия на
хозяйственные отношения путем
сочетания экономических, организационно-административных
и политических мер, направленных
на достижение необходимых обществу
хозяйственных результатов;
- законности.
Под методом
правового регулирования понимается
система свойственных данной отрасли
права юридических приемов, способов,
средств, используемых для регулирования
соответствующих общественных отношений.
Правовое регулирование хозяйственной
деятельности носит комплексный характер;
следовательно, ему присущи методы, используемые
другими отраслями права (материально-правовой,
коллизионный и др.).
Источниками
правового регулирования хозяйственной
деятельности являются юридические
акты различных государственных
органов, в которых содержатся правовые
нормы. В зависимости от юридической
силы актов, содержащих правовые нормы,
хозяйственное законодательство образует
систему нормативных правовых актов,
которая включает:
- законодательные
акты (Конституция Республики Беларусь,
Гражданский кодекс и законы
Республики Беларусь, декреты и
указы Президента Республики
Беларусь);
- распоряжения
Президента Республики Беларусь;
- постановления
Правительства Республики Беларусь;
- акты Конституционного
Суда Республики Беларусь, Верховного
Суда Республики Беларусь, Высшего
Хозяйственного Суда Республики
Беларусь,
Национального
банка Республики Беларусь;
- акты министерств,
иных республиканских органов
государственного управления, местных
органов управления и самоуправления;
-локальные
нормативные акты.
Нормы международных
актов имеют преимущества перед
внутренним национальным законодательством.
Государственное
регулирование хозяйственной деятельности
представляет собой государственное
воздействие на участников хозяйственного
оборота в целях недопущения,
изменения или прекращения экономической
(хозяйственной) ситуации либо, напротив,
поддержания ее в соответствующем
состоянии.
Основаниями
государственного регулирования хозяйственной
деятельности является охрана публичных
интересов. В частности, среди таких
оснований можно указать:
- обеспечение
государственных и общественных
(публичных) нужд, определение приоритетов
в экономическом и социальном
развитии страны;
- необходимость
формирования государственного
бюджета;
- защита
окружающей среды, рациональное
использование природных ресурсов;
- обеспечение
занятости населения;
- обеспечение
национальной безопасности и
обороны страны;
- реализация
принципа свободы предпринимательской
деятельности и добросовестной
конкуренции, защита потребителей
от монополизма;
- соблюдение
законности и правопорядка во
внешнеэкономической деятельности,
а также в деятельности иностранных
предпринимателей и инвесторов.
Мера государственного
воздействия и его пределы
определяются необходимостью и достаточностью
охранения существенных элементов
экономики в сочетании с корректировкой
экономического развития в направлении,
необходимом обществу и государству.
Государственное
воздействие на хозяйственную деятельность
осуществляется на двух уровнях: республиканском
(где государство выступает представителем
интересов всего общества) и местном
(коммунальном), представляющем интересы
определенного района, города или
области.
Содержанием
государственного воздействия являются:
- создание
и прекращение деятельности субъектов
хозяйствования;