Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение процесса мотивации на предприятии и эффективности её использования.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить современный взгляд на проблему мотивации персонала на предприятии, ее место в системе управления персоналом,
2. познакомиться с опытом отечественных и зарубежных предприятий по оценке мотивации и применению различных методов стимулирования,
3. измерить уровень мотивации персонала,
4. оценить эффективность используемых на предприятии систем и методов стимулирования труда,
5. разработать предложения по усовершенствованию системы мотивации работников.
Введение ………………………………………………………………………… 5
Часть 1 Система мотивации и стимулировании труда на предприятии …….. 7
1.1 Определение роли мотивации в системе управления персоналом ……… 7
1.2 Пути и методы формирования системы мотивации …………………….. 14
1.3 Измерение и анализ уровня мотивации персонала ……………………… 24
1.4 Пути совершенствования и развития мотивации на предприятии ……... 27
Часть 2 Оценка эффективности работы информационно технического центра……………………………………………………………………………..31
2.1 Расчет технико - экономических показателей работы информационно- технического центра …………………………………………………………… 31
2.2 Пути повышения эффективности работы информационного технического центра ……………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников…………………………………………...51
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 5
Часть 1 Система мотивации и стимулировании труда на предприятии …….. 7
1.1 Определение роли мотивации
в системе управления
1.2 Пути и методы формирования системы мотивации …………………….. 14
1.3 Измерение и анализ уровня мотивации персонала ……………………… 24
1.4 Пути совершенствования и развития мотивации на предприятии ……... 27
Часть 2 Оценка эффективности работы
информационно технического центра………………………………………………………………
2.1 Расчет технико - экономических показателей работы информационно- технического центра …………………………………………………………… 31
2.2 Пути повышения эффективности
работы информационного
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Система мотивации в организации должна предоставлять ее членам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей ценностью. Шокирующая, но беспощадная статистика, утверждающая, что текучесть рядовых сотрудников и менеджеров низшего звена составляет 100-150 % в год, является реальностью. Сегодня около 80% российских компаний переживают состояние кризиса управления. Данная статистика – это результат отношения работодателя к своему персоналу. Персонал – это главный актив предприятия. Без персонала орудия труда мертвы. Мотивация и стимулирование человека являются главными показателями, характеризующими эффективность работы этого ключевого звена. Недаром мотивация и стимулирование сегодня выходят на первое место в системе управления персоналом.
Поэтому целью данного курсового проекта является изучение процесса мотивации на предприятии и эффективности её использования.
Объектом исследования явился персонал организации, предметом – мотивация работников к работе в указанной компании.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить современный взгляд на проблему мотивации персонала на предприятии, ее место в системе управления персоналом,
2. познакомиться с опытом отечественных и зарубежных предприятий по оценке мотивации и применению различных методов стимулирования,
3. измерить уровень мотивации персонала,
4. оценить эффективность используемых на предприятии систем и методов стимулирования труда,
5. разработать предложения по усовершенствованию системы мотивации работников.
В процессе выполнения поставленных задач использовались
· наблюдение,
· анкетирование,
· интервьюирование,
· математические методы.
Полученные результаты помогут оценить и внедрить новые методы мотивации труда, положить начало формированию мотивационной статистики. Полученная информация может быть использована для разработки стратегии по развитию мотивации работников предприятия.
В работе использована отечественная
и периодическая литература, а
также проводилась
1. Система мотивации и стимулирования труда на предприятии
1.1 Определение роли
мотивации в системе
Важнейшую роль в системе управления персоналом играют мотивация и стимулирование работника. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет решать такие задачи, как повышение результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего производства, обеспечение систематического роста квалификации кадров, стабилизации коллектива. Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача.
Стимул – это внешний
Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания. Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься - чрезвычайно сложно. Две составляющие – когда человек может что-то делать и хочет выполнять конкретную задачу – взаимосвязаны. Нужно мотивировать сотрудника, чтобы он работал именно в этой компании и занимался конкретной деятельностью, понимая, что возможен служебный рост, большее вознаграждение и признание.
В настоящее время существует множество теорий мотивации. Множественность теорий мотивации, их концептуальная разделенность пока не дают возможности менеджеру для ясного и доступного понимания протекания мотивационного процесса. Мотивационный процесс – это процесс согласования целей субъекта управления (предприятия в целом) и объекта управления (конкретного работника). Выделяют 5 фаз мотивационного процесса (Таблица 1).
Таблица 1. Этапы мотивационного процесса.
Фаза I |
Фаза II |
Фаза III |
Фаза IV |
Фаза V | |
Состояние образа ситуации |
Образ ситуации не расчленен СИТУАЦИЯ |
Образ ситуации начинает структурироваться Я СИТУАЦИЯ |
Дальнейшая структуризация образа ситуации Я ДЕЙСТВИЕ СИТУАЦИЯ |
Относительно полная структуризация образа ситуации Я ДЕЙСТВИЕ СИТУАЦИЯ СРЕДСТВО РЕЗУЛЬТАТ |
Полная структуризация образа ситуации |
Характер поведения |
Чувство неудовлетворенности |
Активизация внимания, появление желания («я хочу») |
Готовность Внести изменения в ситуацию («я готов что-то предпринять») |
Видение будущего результата, постановка цели («я могу это получить») |
Разработка плана, программа поведения, прогноз альтернативных вариантов, оценка промежуточных и конечных результатов |
Таким образом, чтобы на практике реализовать целеориентированную мотивацию труда персонала, отследить цели и результаты деятельности необходимо оценить труд работника.
Мотивацию персонала принято разделять на внешнюю (побуждают работать субъекты внешней среды) и внутреннюю (мотивы порождает сам человек). Наиболее значимыми мотивами труда для работника, как правило, являются материальные – всегда ограниченные возможностями организации. При этом талант управленца заключается в умении побудить подчиненных работать максимально эффективно, используя при этом все разнообразие мотивационных воздействий. Не имея возможности поднимать уровень заработной платы, руководитель может мотивировать сотрудника удобным режимом труда, что вполне может компенсировать сотруднику некоторые недостатки материального стимулирования и отвечать его насущным потребностям даже больше, чем сами деньги.
Нельзя, однако, умалять значение прямого экономического стимулирования, без наличия которого невозможно говорить о действительности какого-либо другого вида мотивации. Система денежных выплат должна обеспечить персоналу желаемый уровень дохода, зависеть от трудового вклада, регулировать спрос и предложение рабочей силы по предприятиям, отраслям экономики, регионам и отвечать таким принципам как: справедливость распределения, недопущение дискриминации, дифференцированный подход, своевременность выплаты.
Поэтому многие руководители, осознавая, что не могут так глубоко повлиять на своих подчиненных, оставляют вопрос внутренней мотивации на совести специалистов по найму. Они полагают (впрочем, достаточно справедливо), что эта задача должна решаться на уровне входа в организацию - т.е. надо брать на работу только тех, у кого уже есть эта самая, странная и неуловимая, внутренняя мотивация работать именно в их компании и именно над поставленными задачами. В долгосрочной перспективе даже самые изощренные многоступенчатые методы отбора кандидатов не решают проблемы внутренней мотивации.
Ведь результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.
Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.
Процесс создания и природа мотивации изучается довольно давно. Одним из первых была иерархия потребностей Маслоу. Согласно Маслоу, физиологические потребности являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетворения в первую очередь. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.
По мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.
На основе приведенного классификатора потребностей может быть построена мотивационная модель (Табл.2.).
Удовлетворение своих
Таблица 2 Мотивационная модель
Претворение в жизнь потребностей своей личности |
Реализация своего потенциала, увеличение количества знаний |
Уважение к себе и признание со стороны других. |
Компетентность в своей |
Социальные контакты |
Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным. |
Уверенность в завтрашнем дне |
Долгосрочное обеспечение |
Физиологические потребности |
Питание. Квартира. Одежда. |
Исследования показывают, что активный
созидательный труд в настоящее
время в той или иной мере входит
в содержание деятельности большей
части работающего населения, прежде
всего специалистов с высшим и
средним специальным
Основным стимулирующим
Информация о работе Мотивация и стимулирование сотрудников на предприятии