Маркетинговое исследование иммуномодулирующих и противовирусных препаратов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Исследование рынка проводиться с целью получения данных о рыночных условиях, в данном случае, о фармацевтическом рынке – рынке лекарственных средств. Основные результаты исследования рынка – выявление ключевых факторов и прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций

Оглавление

1) Актуальность проведения маркетинговых исследований лекарственных средств…………………………………………………………………………..………….……3
2) Структура рынка лекарственных средств …………………………………….……..…..4
3) Производители на рынке лекарственных средств. Формирование предложения……6
4) Маркетинговое исследование иммуномодулирующих лекарственных препаратов………………………………………………………….…………………….……..7
- введение……………………………………………………………………………..…….…….....7
- объем рынка иммуномодуляторов……………………………………………………………..9
- потребление иммуномодуляторов ………………………………………………….…..…….10
4)Маркетинговое исследование противовирусных ЛП……………………………….……..13
- введение ………………………………………………………………………………….….…...13
- классификация противовирусных препаратов…………………………………….………14
- рынок противовирусных препаратов…………………………………………..……………16
- спрос на противовирусные препараты…………………………………………………......19
- доходность противовирусных препаратов…………………………………..…….………..19
5) Товароведческий анализ продукта …………………………………………….…………...20
А) Товар……………………………………………………………………………………….…...19
Б) Производитель…………………………………………………………………………….…..29
В) Цена………………………………………………………………………………….….………32
Г) Продвижение ………………………………………………………………………….………32
6) Маркетинговый анализ продукта…………………………………………………..….………..34
- анкетирование………………………………………………………….………………….…..……34
- позиционирование товара………………...……………………………………………………….39
- оценка конкурентоспособности методом экспертных оценок……………….…………..…...42
7) заключение…………………………………………………………………….……………………44
8) список используемой литературы……………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовик мфт.docx

— 536.62 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по здравоохранению и  социальному развитию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Новосибирский государственный медицинский университет

Кафедра управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического  товароведения 
 
 
 
 
 

                                                                          Курсовая работа:

«Маркетинговое  исследование иммуномодулирующих и противовирусных препаратов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010 

Содержание:

  1. Актуальность проведения маркетинговых исследований лекарственных средств…………………………………………………………………………..………….……3
  2.   Структура рынка лекарственных средств …………………………………….……..…..4
  3. Производители на рынке лекарственных средств. Формирование предложения……6
  4. Маркетинговое исследование иммуномодулирующих лекарственных препаратов………………………………………………………….…………………….……..7

    - введение……………………………………………………………………………..…….…….....7

     - объем рынка иммуномодуляторов……………………………………………………………..9          

      -  потребление иммуномодуляторов ………………………………………………….…..…….10

      4)Маркетинговое исследование  противовирусных ЛП……………………………….……..13

      -  введение ………………………………………………………………………………….….…...13

      - классификация противовирусных  препаратов…………………………………….………14

     - рынок противовирусных препаратов…………………………………………..……………16

      -   спрос на противовирусные препараты…………………………………………………......19

       - доходность противовирусных препаратов…………………………………..…….………..19

      5) Товароведческий анализ продукта …………………………………………….…………...20

      А) Товар……………………………………………………………………………………….…...19

      Б) Производитель…………………………………………………………………………….…..29

      В) Цена………………………………………………………………………………….….………32

     Г) Продвижение ………………………………………………………………………….………32

6) Маркетинговый анализ продукта…………………………………………………..….………..34

- анкетирование………………………………………………………….………………….…..……34

- позиционирование  товара………………...……………………………………………………….39

- оценка конкурентоспособности методом экспертных оценок……………….…………..…...42

7) заключение…………………………………………………………………….……………………44

8) список используемой  литературы……………………………………………………………….45 

Актуальность  проведения маркетинговых  исследований

лекарственных средств

    В экономической литературе дано несколько  определений понятия маркетингового исследования. Одним из наиболее удачных  представляется определение Американской ассоциации маркетинга: маркетинговые  исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже  и перемещению товаров и услуг  от производителя к потребителю  или промышленному покупателю. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и  риск. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов, а значит и производителя, с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга [1]. Поэтому проведение маркетинговых исследований различных групп лекарственных препаратов в в современном мире необходимы для качественного удовлетворения потребительских требований.

    Исследование  рынка проводиться с целью получения данных о рыночных условиях, в данном случае, о фармацевтическом рынке – рынке лекарственных средств. Основные результаты исследования рынка – выявление ключевых факторов и прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций [2].

    В настоящее время особый интерес  представляет рынок лекарственных  препаратов, как один из наиболее динамично  развивающихся секторов в мировой  экономике. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств  за счет обновления ассортимента, повышения  качества продукции отечественных  производителей и импорта. Поэтому  объем информации о состоянии  рынка лекарственных средств, собранный для различных целей, растет, а сведения постоянно обновляются.

                     

    Структура рынка лекарственных  средств 

    Данные  о динамике объема продаж на рынке  были собранны ЦМИ компании «Фармэксперт». Так, например, по их сведениям объем рынка России в 2008 г. составил 13,95 млрд долларов США, что на 6,79% больше, чем в 2007 г. В целом картина динамики объема рынка выглядит следующим образом [3]:

    

    Рисунок 1 - Динамика объема рынка в ценах потребителя, млн. USD

    (* – прогноз ЦМИ компании «Фармэксперт»)

    В структуре рынка лекарственных  препаратов можно выделить три основные составляющие: рецептурные, безрецептурные препараты и лекарства, отпускаемые  за счет государственного обеспечения  – ДЛО.

    В западных странах основной бизнес сосредоточен на продаже рецептурных препаратов. В России, в силу особых экономических  условий, наиболее быстрыми темпами  развивается рынок препаратов, отпускаемых  без рецепта врача. Его доля составляет уже более 50%, для сравнения: в  США и европейских странах — 10-14% [4].

    К 2009 году, сложилось следующее процентное отношение объемов лекарственных препаратов в структуре рынка:

    

    Рисунок 2 – Структура рынка лекарственных  средств РФ

    Согласно результатам исследования, проведенного в семи европейских странах, 93% потребителей считают, что здоровье - самое ценное достояние. Состояние окружающей среды они рассматривают как один из элементов, имеющих определяющее значение для сохранения и укрепления здоровья. Что касается лечения тяжелых форм заболеваний, то хотя многие потребители связывают свои надежды с научными достижениями, 78% респондентов считают, что состояние их здоровья зависит прежде всего от личных усилий, направленных на соблюдение здорового образа жизни. Все больше людей предпочитают самостоятельное лечение. Таким образом, при ответственном отношении потребителя к применению безрецептурных лекарственных препаратов, к ним относятся  большинство иммуномодулирующих и противовирусных лекарственных средств, фармацевт становится ключевой фигурой системы здравоохранения [5]. 
 
 

    Производители на рынке лекарственных  средств. Формирование предложения

    Объем российского рынка лекарственных  препаратов, по данным маркетингового агентства DSM Group, превысил в 2009 году 12 млрд. долларов. Вместе с этим и ассортимент обновляется и расширяется практически ежесезонно. В 2009 году были представлены лекарственные препараты 997 производителей. Тенденцией последних лет является увеличение количества российских производителей, в 2006 году их количество достигло 560. Несмотря на это, в ТОП-20 попали только 2 из них.

    Лидером среди производителей является Sanofi-Aventis, второе место принадлежит Berlin-Chemie. Несмотря на достаточно скромный прирост стоимостного объема, данным фирмам удалось сохранить первые места в рейтинге производителей.

Благодаря тому, что в августе 2006 года “Фармстандарт” приобрел компанию “Мастерлек”, которой принадлежат патенты на торговые марки известных лекарственных препаратов, его позиции на рынке значительно укрепились. Данная сделка позволила занять “Фармстандарту” 3-е место в ТОП-е по итогам года, вместо 7-го места [18]. 
 
 
 
 
 

Маркетинговое исследование иммуномодулирующих лекарственных препаратов 

Введение

      Значение иммунной системы для обеспечения жизнедеятельности человека стало особенно очевидным после того, как разразилась пандемия СПИДа и стала ухудшатся экологическая обстановка на планете, связанная с развитием НТП, ядерными испытаниями в середине прошлого столетия и урбанизацией. Как СПИД, так и неблагоприятные экологические факторы оказывают свое патогенное действие на фоне небывалых социально-экономических потрясений, формирующих еще один повреждающий иммунную систему фактор - стресс. Уже доказано, что стресс сам по себе, даже вне действия инфекционного и радиационного агентов, приводит к резкому снижению всех иммунных реакций, сокращает продолжительность энергии за счет истощения иммуногенофонда и энергетического потенциала иммунных клеток [6].

К вышеперечисленным  факторам влияния на иммунную систему  можно добавить и другие:

  • прием лекарственных средств определенных фармакологических групп: цитостатиков, кортикостероидов, антибиотиков, противодиабетических средств и др., а также неправильное применение этих лекарственных препаратов;
  • хронические заболевания печени, поджелудочной железы, сахарный диабет, хронические болезни почек и интоксикации, требующие проведения гемодиализа, а также хирургические вмешательства и вирусные инфекции;
  • гормональная перестройка организма и период менопаузы;
  • неполноценное питание (белковая и витаминная недостаточность)[7].

    В качестве влияния всех вышеперечисленных  факторов на иммунную систему человека можно привести такое заболевание  как синдром хронической усталости  (СХУ). Оно было выделено в самостоятельное в 1998 г. центром по контролю заболеваний (Атланта, США).

    Синдром хронической усталости отличается от чувства слабости, которая встречается  при других заболеваниях. СХУ - заболевание  неизвестной этиологии, основными  проявлениями которого являются немотивированная слабость, на длительное время лишающая больного активного участия в  повседневной жизни. Кроме общей  слабости и повышенной утомляемости больные часто жалуются на головные боли, артралгии, миалгии, ухудшение  памяти, депрессию, расстройства сна  и в ряде случаев на субфебрильную  температуру, увеличение шейных лимфатических  узлов, болезненные ощущения в горле. К обязательным диагностическим  критериям СХУ относят постоянную усталость и снижение работоспособности  в течение 6 месяцев и более  по сравнению со здоровым человеком. Второй критерий - отсутствие заболеваний  или других причин (злокачественные  опухоли, заболевания эндокринной  системы и др.), большинство больных  имеют выраженный дисбаланс по показателям  иммунитета, в том числе и в интерфероновом статусе [8].

    В связи с этим, появилась острая необходимость в создании новых  лекарственных препаратов, регулирующих иммунные реакции организма. Стало  очевидным, что положительное действие различных лекарственных веществ  можно объяснить их способностью повышать общую сопротивляемость организма или его неспецифический иммунитет, а также влиять на специфические иммунные реакции.

    Термином "иммуномодуляция" обозначают изменение, усиление или угнетение показателей  клеточного и гуморального иммунитета и неспецифических факторов защиты. Нередко иммуномодуляторами называют вещества, корректирующие иммунный ответ в сторону стимуляции в целях его нормализации [9].

    Адекватное  насыщение рынка иммуномодулирующими  препаратами обуславливает своевременность  и успех лечения многих заболеваний, связанных с нарушением иммунной системы организма. 
 

    Список  иммуномодуляторов, существующих в  мире и выпускаемых различными фармацевтическими  фирмами, насчитывает более 100 наименований лекарственных препаратов и около 200 лекарственных форм. В России зарегистрировано 73 лекарственные формы 30 препаратов. Среди препаратов, предлагаемых 4 российскими и 20 иностранными фирмами, имеются препараты, относящиеся к разным по происхождению группам [9].

Информация о работе Маркетинговое исследование иммуномодулирующих и противовирусных препаратов