Лекции по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:14, лекция

Краткое описание

Себестоимость – нормативная база «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Представляет собой стоимостную используемых оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, амортизации, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1. Коммерческая организация (предприятие) как элемент экономической системы. 6
Тема 1.1 Характеристика изучаемой отрасли 6
Тема 1.2. Коммерческая организация (предприятие) как субъект хозяйствования 8
Тема 1.3. Формы общественной организации производства 11
Раздел 2. Производственные ресурсы 13
Тема 2.1. Производственные фонды предприятия. 13
Тема 2.2. Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда. 19
Тема 2.3. Техническое нормирование труда 21
Тема 2.4. Трудовые доходы работников предприятия 24
Раздел 3. Организация производства 30
Тема 3.1. Организация производственного процесса 30
Тема 3.2. Организация технической подготовки производства (ТПП). 33
Тема 3.3. Организация системы управления качеством продукции. 37
Раздел 4. Управление производством и реализацией продукции 39
Тема 4.1. Основы планирования и прогнозирования производства 39
Тема 4.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия 41
Тема 4.3. Материально-техническое обеспечение производства. 43
Тема 4.4 План по труду 45
Тема 4.5 Налогообложение предприятия 49
Тема 4.6 Затраты на производство и реализацию продукции 51
Тема 4.7 Ценообразование, прибыль и рентабельность 56
Тема 4.8 Финансы предприятия 63
Тема 4.9 Инновации и инвестиции 66
Тема 4.10 Организация учета и отчетности 70
Тема 4.11 Анализ хозяйственной деятельности 71

Файлы: 1 файл

Теория(лекции)Исправленное.docx

— 317.53 Кб (Скачать)

Существует  понятие прямых и косвенных налогов.

Косвенные налоги – обязательные платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размеры.

Прямые  налоги – платежи в бюджет, уменьшающие суммы доходов. Учет плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется в Государственном реестре налогоплательщиков. Налоги и сборы уплачиваются в денежных единицах, находящихся в обращении на территории Республики, или в иностранной валюте, покупаемой банками РБ.

Один  и тот же объект может облачаться налогом одного вида только один раз  за соответствующий период уплаты.

Обязанностью  налогоплательщика является – зарегистрироваться в качестве плательщика налогов в государственной налоговой инспекции по мету своего нахождения или проживания в 15-дневный срок после выдачи документов о своей регистрации (банки и другие кредитно-финансовые учреждения открывают расчетные и иные счета клиентам только при представлении документов о регистрации их в государственной налоговой инспекции в качестве плательщиков).

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О  подоходном налоге с граждан" все физические лица, получающие доходы, обязаны уплачивать подоходный налог.

В состав доходов  включаются доходы как в денежной, так и в натуральной форме. В доход по месту основной работы включаются суммы заработной платы, премии и другие выплаты, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей, а также доходы, образующиеся в результате предоставления работникам за счет средств предприятия материальных и социальных благ (например, доплата на удешевление питания, оплата медицинских и бытовых услуг, проездных билетов, экскурсии, абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, плата за учебу в учебных заведениях). Кроме того, работник может получать доходы от выполнения работ по совместительству и на основе договоров подряда. В состав получаемых работником доходов включаются также доходы от индексации, суммы авторских вознаграждений и др. Налог исчисляется и удерживается нанимателем или предприятием, являющимся источником выплат дохода, ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года с суммы облагаемого дохода работника, уменьшенной на доходы, не облагаемые подоходным налогом.

 

Тема 4.6 Затраты на производство и реализацию продукции

Вопросы: Понятие, состав и виды издержек предприятия. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды. Состав и структура затрат, образующих себестоимость продукции. Классификация затрат на производство и реализацию продукции: прямые и косвенные, условно-переменные и условно-постоянные, основные и накладные. Смета затрат на производство и калькуляция, их практическое применение. Источники и факторы снижения себестоимости продукции.

Литература: 1. Экономика, организация и планирование промышленного производства. Под общ. ред. Т.В. Карпей гл. 3.6

            2.Экономика предприятия. Под общей редакцией Л.Н. Нехорошевой. 2-е издание – Мн, 2004. гл. 3.5 

 

Схема

Теория

Себестоимость продукции (работ, услуг)представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

К нематериальным активам относятся  право пользования природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и брокерские места, иные права и нематериальные активы.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг0, группируются в соответствии с их экологическим содержанием по следующим элементам:

    • Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)
    • Расходы на оплату труда
    • Амортизация основных фондов
    • Прочие затраты

Затраты, связанные с производством и  реализацией продукции (работ, услуг) при планировании, учете  и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) группируются по статьям затрат.

Перечень  статей затрат, их состав и методы распределение  по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

 

Сравнительный анализ сметы и калькуляции  по содержанию.

Смета

Калькуляция

  1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов).
  2. Расходы на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация основных фондов.
  5. Прочие затраты.

Итого затрат на производство и реализацию всей продукции.

  1. Сырье и материалы.
  2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие.
  3. Топливо и энергия на технологические цели.
  4. Возвратные отходы (вычитаются).
  5. Транспортно-заготовительные расходы.

Итого материальных затрат.

6.Основная заработная плата  производственных рабочих.

7.Дополнительная заработная плата  производственных рабочих.

8.Отчисления в фонд социальной  защиты населения.

9.Отчсления в фонд занятости.

10.Чрезвычайный налог.

11.Расходы на подготовку и  освоение производства.

12.Возмещение износа специального  инструмента и приспособлений.

13.Общепроизводственные расходы.

14.Общехозяйственные расходы.

15.Потери от брака.

16.Прочие производственные расходы.

Итого производственная себестоимость.

17.Внепроизводственные расходы.

18.Отчисления в инновационный  фонд.

ВСЕГО полная себестоимость.


Затраты подразделяются:

  1. По признаку участия в производственном процессе:
      • Основные
      • Накладные

Основные затраты непосредственно связаны с изготовлением продукции (сырье, основные материалы, технологическое топливо, заработная плата производственных рабочих).

Накладные затраты – это расходы связанные с обслуживанием процесса производства и управления: общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие.

  1. По признаку зависимости от объема производства:
      • Условно-постоянные
      • Условно-переменные

Условно-переменные затраты – затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции (сырье, основные и вспомогательные материалы, заработная плата производственных рабочих), оплачиваемых ценой.

Условно-постоянные расходы – это затраты, которые не изменяются или меняются в незначительных размерах при изменении объема производства продукции (расходы связанные с управлением производства, его обслуживанием)

  1. По методу отнесения на себестоимость:
      • Прямые
      • Косвенные

Прямые расходы определяются путем нормативного расчета, а косвенные пропорционально принятому признаку.

Пути снижения себестоимости.

Возможности снижения себестоимости  продукции можно выявить и  анализировать по двум направлениям – по источникам и факторам.

 

Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы.

Под факторами понимают мероприятия, вызывающие изменения себестоимости продукции. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные. Народнохозяйственные факторы - это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок. Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышение уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. Внутрипроизводственные факторы предусматривают внедрение укрупненных сборных конструкций и деталей, экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов оборудования и др.

Выделяются следующие  направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы, заработная плата, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые и общефабричные расходы, рост производительности труда. Классификация источников и факторов снижения себестоимости продукции представлена в табл. 3.7.

Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на те виды продукции, на выпуск которых они были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.

 Табл. 3.7. Источники и факторы снижения себестоимости

Источники

Факторы

Снижение затрат на оплату труда

Снижение материалоемкости продукции Сокращение затрат на управление и обслуживание производства

Экономия    внепроизводственных  потерь и расходов Ликвидация   непроизводительных потерь и расходов

Применение     трудосберегающих технологий,   улучшение организации производства

Рациональное   и экономное  применение материальных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий

Изменение объема   и структуры  продукции Повышение качества продукции

Совершенствование стимулирования


 

Пути снижения себестоимости продукции

Сфера формирования себестоимости

Объект воздействия

Вид снижаемых расходов

НИР и ОКР

Промышленное производство

Функционально-технические параметры

Производственные фонды

Технология производства

Организация производства и труда

Прямые

Косвенные

материальные

На заработной плате

Улучшение конструкторско-технологических характеристик радиоизделий (снижение фондо-, материало-, трудоемкости)

+

 

+

     

+

+

 

Предупреждение возникновения функционально-излишних затрат

+

 

+

     

+

+

 

Исключение неоправданных затрат и потерь в процессе производства

 

+

       

+

+

+

Улучшение использования основных фондов

 

+

 

+

+

 

+

+

 

Улучшение использования оборотных средств

 

+

 

+

+

+

+

+

 

Рост производительности труда

 

+

 

+

+

+

+

+

+

Совершенствование организации производства и труда 

 

+

       

+

+

+


 

 

 

Тема 4.7 Ценообразование, прибыль и рентабельность

Вопросы: Цена продукции, ее сущность, функции, виды и состав. Методика расчета уровня цены. Валовой доход предприятия. Прибыль, ее сущность и виды. Методика расчета. Распределение и использование прибыли. Рентабельность, ее виды и методика определения. Основные пути увеличения прибыли и рентабельности.

Литература: 1. Экономика, организация и планирование промышленного производства. Под общ. ред. Т.В. Карпей гл. 3.7

            2.Экономика предприятия. Под общей редакцией Л.Н. Нехорошевой. 2-е издание – Мн, 2004. гл. 3.6 

 

Схема

Теория

Закон РБ о ценообразовании

Цена – денежное выражение стоимости товара

Тариф –  денежная оценка стоимости единицы работы, услуг.

Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Основные принципы ценообразования:

  • Определение основ государственной политики в области ценообразования.
  • Сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов)
  • Разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов)
  • Установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки.
  • Государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов)

Сфера применения регулируемых цен (тарифов)

  • Товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включенных в государственный реестр.
  • Отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается президентом или по его поручению Советом Министров РБ.

 

Кроме того, в РБ действует положение о порядке формирования и цен тарифом. В политике ценообразования маркетологи отталкиваются от стратегии ценообразования с учетом ситуации на рынке, и издержки предприятия должны быть такими, чтобы при этих целях они могли еще получить прибыль. С точки зрения финансиста, что цена должна покрыть затраты и закладывается прибыль, так называемый затратный метод ценообразования.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"