Лекции по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:14, лекция

Краткое описание

Себестоимость – нормативная база «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Представляет собой стоимостную используемых оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, амортизации, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1. Коммерческая организация (предприятие) как элемент экономической системы. 6
Тема 1.1 Характеристика изучаемой отрасли 6
Тема 1.2. Коммерческая организация (предприятие) как субъект хозяйствования 8
Тема 1.3. Формы общественной организации производства 11
Раздел 2. Производственные ресурсы 13
Тема 2.1. Производственные фонды предприятия. 13
Тема 2.2. Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда. 19
Тема 2.3. Техническое нормирование труда 21
Тема 2.4. Трудовые доходы работников предприятия 24
Раздел 3. Организация производства 30
Тема 3.1. Организация производственного процесса 30
Тема 3.2. Организация технической подготовки производства (ТПП). 33
Тема 3.3. Организация системы управления качеством продукции. 37
Раздел 4. Управление производством и реализацией продукции 39
Тема 4.1. Основы планирования и прогнозирования производства 39
Тема 4.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия 41
Тема 4.3. Материально-техническое обеспечение производства. 43
Тема 4.4 План по труду 45
Тема 4.5 Налогообложение предприятия 49
Тема 4.6 Затраты на производство и реализацию продукции 51
Тема 4.7 Ценообразование, прибыль и рентабельность 56
Тема 4.8 Финансы предприятия 63
Тема 4.9 Инновации и инвестиции 66
Тема 4.10 Организация учета и отчетности 70
Тема 4.11 Анализ хозяйственной деятельности 71

Файлы: 1 файл

Теория(лекции)Исправленное.docx

— 317.53 Кб (Скачать)

Кроме того учитываются  такие издержки как оптовые и  розничные скидки, государственный контроль за ценами, общепринятые виды скидок на данном рынке, условия поставок товара и форма расчета.

Функции цен:

-Информационная  функция цены проявляется в  распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.

-Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.

-Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

-Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

-Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

-Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

Системы цен

  1. Мировая – международной торговле (экспортно-импортные сделки)
  2. Государственные цены:
    • На продукцию предприятий-монополистов
    • На базовые (для экономики данной страны) ресурсы
    • На социально-значимые товары

Государственные цены могут  быть:

  1. Фиксированные – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах. Предприятия не вправе изменять их размеры. Они устанавливаются на ограниченное число товаров (изделия из драгоценных металлов, спиртоводочные изделия и др.)
  2. Регулируемые – это цены, по которым государство устанавливает предельный верхний предел, переходить который предприятие не имеет права (нефть, газ, электро- и теплоэнергия, продукция предприятий монополистов). Законодательство РБ предусмотрело декларирование цен на продукцию предприятий-монополистов.
  3. Свободные (договорные) – устанавливаются по договоренности между изготовителем и потребителем продукции.

Виды цен:

  1. Оптовая цена (как предварительная расчетная)
  2. Отпускная цена предприятия
  3. Закупочная цена (посредника) на сельскохозяйственную продукцию
  4. Розничная цена

Кроме того цены подразделяются в зависимости от порядка возмещения расходов на транспортировку: франко-станция назначения, франко-станция отправления, франко-склад отправителя.

Основной документ, определяющий порядок ценообразования в РБ – «Положение о порядке формирования и применение цен и товаров».

Согласно этого документа  цена формируется на основе плановой стоимости, всех видов установленных налогов и налоговых платежей, прибыли с учетом качества продукции и коньюктуры рынка.

Доходы  – важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком.

Доходы  предприятия состоят из двух частей:

а) выручки от реализации продукции (работ, услуг);

б) внереализационный доход

Прибыль (убыток) от реализации продукции товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации в отпускных ценах и издержками производства реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений уплачиваемыми в соответствии с установленным законодательством порядком выручки от реализации продукции, товаров, услуг.

Прибыль - выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).

Прибыль выполняет две важнейшие функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элемент доходов государственного бюджета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

 

  1. Виды прибыли

Бухгалтерская прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:

 

Пб = Прп + Прф + Пвн, где

 

Пб – бухгалтерская прибыль;

Прп – прибыль от реализации продукции;

Прф – прибыль от реализации основных фондов, иного имущества 

предприятия;

Пвн – прибыль от внереализационных  операций.

 

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налогов и отчислений во внебюджетные фонды в цене и затратами на производство и реализацию, включаемыми себестоимость продукции:

 

Прп = Вд – Н – О – И, где

 

Вд  – выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг);

Н – налоги в цене;

О – отчисления во внебюджетные фонды  в цене;

И – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

 

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества  предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества (увеличенной на индекс инфляции). При этом остаточная стоимость имущества исчисляется применительно к основным фондам, нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия составляет:

 

Пр.ф.и. = Вр.ф.и. – Сф.и.Jинф., где

 

Вр.ф.и. – выручка от реализации основных фондов и имущества;

Сф.и. Jинф. – стоимость основных фондов, скорректированная на индекс инфляции.

 

В состав доходов (расходов) от внереализационных  операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные  в виде санкций и возмещения убытков.

Прибыль от внереализационных операций составляет:

 

Пвн = Дв – Рв, где

 

Дв  – доходы от внереализационных операций;

Рв  – расходы на внереализационные  операции.

 

Чистая  прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на покрытие:

    • Затрат по доначислению амортизации на плановое восстановление до балансовой стоимости в случае списания основных фондов до истечения их нормативного срока службы;
    • Штрафов, пени, неустоек, и других потерь;
    • Затраты связанные с расширением производства

а) на финансирование прироста собственных  оборотных средств и возмещение их недостатков

б) на уплату процентов по досрочным  по долгосрочным ссудам банков, а также  по долгосрочным и отсроченным краткосрочным ссудам, полученных на восполнение недостатков собственных оборотных средств.

в) на погашение долгосрочных кредитов банков. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, вносятся в бюджет дополнительной экологический налог на землю, за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и дополнительный налог на землю, занимаемую предприятием сверх площади, отведенной землеустроительными органами.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на покрытие:

  • затрат по доначислению амортизации на полное восстановление до балансовой стоимости в случае списания основных фондов до истечения их нормативного срока службы;
  • штрафов, пени, неустоек и других потерь.
  • затраты, связанные с расширением производства:

Так, чистая прибыль акционерного общества распределяется по схеме: Чистая прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления.

Чистая  прибыль товарищества:

Чистая прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления + прибыль, распределяемая между учреждениями.

Прибыль распределяемая между учреждениями = Доходы российского участка (чистый доход российского участка + налог на доход) + доход иностранного участка (чистый доход иностранного участка + налог на доходы).

Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности и покрытия кредиторской задолженности.

Фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств, создания нового имущества.

Фонд потребления  предназначается для реализации мероприятий социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия.

Прибыль предприятия возрастает за счет:

  1. Снижение себестоимости продукции.
  2. Рост объема реализации продукции (прибыли с оборота).
  3. Повышение качества продукции.
  4. Снижение внереализационных потерь и убытков.
  5. Использование налоговых льгот.
  6. Ликвидация убыточности и малорентабельности предприятия.

 

Рентабельность

Рентабельность  – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Различают «рентабельность производства» и «рентабельность продукции».

Рентабельность  производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия; она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов оборотных средств:

Рентабельность  производства показывает доход с  вложенного рубля в производство, т.е. основные фонды и нормируемые  оборотные средства:

, где

ОФ  – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

нОС – величина нормируемых оборотных  средств      Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношение прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции:

 

, где

 

Пр – прибыль от реализации продукции данного вида

Сп  – полная себестоимость данного  вида продукции.

Факторы повышения  рентабельности и увеличения прибыли

Для повышения эффективности  работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рис. 3.7).

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"